html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Война невидимок: ПВО против малозаметных самолетов

Высокая боевая эффективность малозаметных самолетов в локальных конфликтах последних 30 лет по всему миру привела к обширному мифотворчеству вокруг самолетов с технологией Stealth, в просторечии называемых «невидимками». Однако не стоит забывать, что на любой щит найдется и свой меч. Так ли невидимы новейшие американские самолеты-невидимки?

Обстановка на Международном салоне вооружения и военной техники «МВСВ-2010» в подмосковном Жуковском вполне традиционна для подобных мероприятий. Экспонаты расставлены рядами в огромных, похожих на пещеры ангарах, временно превращенных в выставочные и конференц-залы, около образцов беседуют инженеры и торговые агенты. На стенде «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»» крутят рекламный ролик: ракета направляется в сторону самолета, очень напоминающего F-35C Lightning II морского базирования, который затем исчезает в оранжевом взрыве. Реакцию Пентагона на такие ролики можно себе представить.

Иван Шалаев, инженер «Алмаз-Антей», держится открыто и дружелюбно. Он вырос в Жуковском, где его отец работал инженером в российской аэрокосмической программе. Молодой специалист без всякого стеснения перечисляет, какие самолеты держит на прицеле его компания. На мой вопрос, способны ли новые системы слежения и наведения поразить F-35, Шалаев усмехается и отвечает: «Мы как раз собираемся попробовать».

Политика и экономика

Американское правительство потратило 16 лет и $396 млрд на то, чтобы самолеты F-35 могли беспрепятственно и незаметно действовать в воздушном пространстве, защищенном средствами ПВО. А теперь вот купить системы ПВО, способные сбивать новейшие самолеты, может любой желающий. Вряд ли такая ситуация порадует пилотов американских ВВС и союзников США. Существование малозаметных самолетов (Stealth), которые позволяют наносить точечные удары по хорошо защищенным целям, — хорошее подспорье при использовании дипломатических рычагов. И Россия, продавая военную технику для защиты от американской авиации тем силам, которые ощущают угрозу со стороны США и НАТО, претендует на роль самостоятельного сильного игрока на мировой политической арене.

Кроме того, торговля оружием — дело весьма прибыльное. Последняя сделка, когда «Алмаз-Антей» поставил в Китай 15 дивизионов ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит», принесла России $2 млрд. Каждый из этих дивизионов имеет две или три РЛС и четыре пусковые установки. Эти РЛС способны одновременно вести до 100 целей, а с каждой пусковой установки могут стартовать четыре ракеты, устремляясь к цели на скорости в 6 Махов. Итого 60 передвижных пусковых установок по цене, за которую можно купить четыре самолета F-22 Raptor. Чувствительные радары и скоростные ракеты систем С-300 несут теперь дежурство в районе Тайваньского пролива, создавая надежный зонтик для защиты китайских войск — в случае, если КНР вздумает напасть на Тайвань.

Сантиметрами померимся?

Новые ракеты — это, конечно, серьезная угроза, однако для малозаметных самолетов гораздо большую опасность представляют системы радиолокации. Нынешнее поколение российских инженеров вдохнуло новую, смертоносную жизнь в конструкцию радаров, работающих в метровом диапазоне. Эти радары существуют с 1970-х годов, но вместе с мощными компьютерами их возможности настолько расширяются, что такая система способна извлекать полезную информацию из стохастического потока данных. Слабейшие отражения сигналов метрового радара, которые раньше воспринимались всего лишь как фоновый шум и помехи, теперь, после компьютерной обработки, представляют собой вполне достоверный источник информации.

«Радары, работающие в метровом диапазоне, способны засечь самолеты, построенные по технологии Stealth, — заявил на военной выставке MILEX-2007 в Минске начальник отдела научно-технической информации ННИИРТ (Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники, в настоящее время входит в состав «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»») Виктор Ожерельев. — Американцы уже осознали, что программа строительства малозаметных самолетов не дала намеченных результатов». Большая часть экспертов считает, что это сильное преувеличение, однако определенная почва под таким утверждением имеется.

Взаимодействие между радаром и самолетом — вопрос физики. Самолеты, построенные с использованием технологии Stealth, имеют такую форму, чтобы приходящие от радара волны рассеивались в стороны и не возвращались к приемнику. Однако разные радары работают на разных частотах. Повышая частоту радарного сигнала, мы уменьшаем длину волны, и чем она короче, тем более информативным будет возвращающийся сигнал и тем выше будет разрешение.

Авиаконструкторы разрабатывали самолет-невидимку в расчете на то, что он будет малозаметен для радаров, работающих в сантиметровом X-диапазоне (8−12 ГГц). Именно он используется большинством систем ПВО, поскольку сантиметровые волны обеспечивают компромисс между дальностью и разрешением, необходимым для идентификации и ведения цели. Но если самолеты-невидимки попадают в радарный луч метрового диапазона, отражение в сторону приемника может оказаться намного сильнее.

По этой причине системы ПВО должны иметь несколько радаров разного типа, нацеленных на одно и то же воздушное пространство, но под разными углами. К примеру, для системы ПВО, защищающей объект (допустим, завод по обогащению урана), оптимально было бы собирать данные от целой сети разнесенных по окрестностям радаров, дающих достаточный объем информации для наведения ракет. Радар, действующий в метровом диапазоне (VHF, 30−300 МГц), способен засечь приближающийся самолет, в то время как действующие на более высоких частотах радары диапазонов S (2−4 ГГц) или L (1−2 ГГц) могут тем временем облучать цель с флангов. Именно такие зенитно-ракетные системы и продает Россия — уже в готовом виде.

Такие интегрированные системы ПВО, как их называют в Пентагоне, существенно осложняют действия нападающей стороны. Предполагается, что именно они станут первоочередной целью ударов самолетов-невидимок. Однако при этом и сами «невидимки» оказываются перед лицом серьезной угрозы. «Стремительный рост компьютерных мощностей ведет к разработке новых датчиков и новых методов, которые в дальнейшем сильно затруднят реализацию всех преимуществ конструкции Stealth. Перед лицом новых и все более изощренных систем обнаружения борьба за невидимость наших самолетов будет в их следующих поколениях требовать все более серьезных капиталовложений». Таково мнение адмирала Джонатана Гринерта, главнокомандующего военно-морскими операциями, опубликованное в журнале Военно-морского института США Proceedings за июль 2012 года.

«Раптор» и «Молния»

Новейший американский самолет-невидимка F-35 Lightning II — это самый технически сложный самолет в истории авиации. Он поступит в войска в 2016 году, его уже собираются купить по меньшей мере восемь стран, и, вероятно, именно этому самолету суждено будет вступить в единоборство с новыми российскими радарами и ракетами.

Для уменьшения радиолокационной заметности все вооружения F-35 расположены во внутренних отсеках, в контурах самолета нет резких стыков, а все антенны интегрированы. Тем не менее считается, что этот новый самолет имеет больше шансов быть обнаруженным, чем F-22 Raptor, — в основном за счет более традиционной формы. Генерал-лейтенант в отставке Майк Данн, президент Ассоциации ВВС, относится к новому самолету скептически, говоря, что «только F-22 сможет выжить в воздушном пространстве, защищаемом все более совершенными системами ПВО».

F-35 — многоцелевой самолет, способный вести воздушный бой, наносить точечные удары по наземным целям и осуществлять разведку. Каждая из этих задач имеет свою специфику, и для их выполнения самолет оснащается специальными модулями. Компромиссы, делающие его столь универсальным, имеют и обратную сторону — он более заметен и менее маневренен, чем F-22 Raptor, который разрабатывался преимущественно как истребитель завоевания господства в воздухе. Форма F-35 с точки зрения радиолокационной заметности не столь совершенна, как, скажем, у F-22 и B-2, спроектированных в расчете на облучение с самых разных ракурсов и на различных частотах. Диапазон ракурсов «невидимости» Lightning II существенно уже — в фас он почти не виден, а вот в профиль все обстоит значительно хуже.

Карло Копп, аналитик из группы ВВС Австралии, давно и упорно критикует проект F-35. Он даже утверждает, что Lightning II вообще «нельзя считать полноценной реализацией принципов Stealth». Он также говорит, что излучаемые РЛС электромагнитные волны будут отражаться на стыке крыла и фюзеляжа, так что это место будет хорошо видно с любого направления, кроме лобового. И Копп не единственный, кто указывал на возможные источники неприятностей. В частности, европейские авиастроители считают, что мощные радары ПВО способны засечь F-35 даже анфас, если он одновременно облучается с нескольких боковых ракурсов. Излучение радара рассеивается даже на таких мелких препятствиях, как заклепка или другая деталь, выступающая над гладкой обшивкой. Билл Суитман, репортер журнала Aviation Week, отмечает, что, хотя пушка на F-35 спрятана в отсеке, она закрывается выпирающим обтекателем. Как он считает, такая неровность вполне способна выдать весь самолет.

Однако Стив О’Брайан, вице-президент компании Lockheed Martin и бывший пилот, летавший на F/A-18, решительно возражает критикам: «Я не согласен с мнениями, что F-35 уступает в плане маскировки какому-либо другому самолету». А некоторые проблемы, присущие более ранней модели F-22, в F-35 радикально решены. В частности, радио-поглощающее покрытие, наносимое на алюминиевую обшивку F-22, недолговечно и требует постоянного обновления, что для аэродромных служб превращается в настоящий кошмар. F-35 же изготовлен из углеволоконных композитов, так что радиопоглощающие элементы интегрированы в самолет уже на этапе изготовления, что намного долговечнее и надежнее.

Скрещенные лучи

Однако главный залог успеха у самолета Lightning II — это его радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). В отличие от обычных радаров, которые сканируют пространство с помощью механического поворота антенны, луч АФАР поворачивается за счет изменения фаз отдельных излучателей при неподвижной антенной решетке. Это позволяет достичь более быстрого сканирования и лучшего разрешения, что позволяет системам с АФАР картографировать лежащий внизу ландшафт и отслеживать сотни целей. В F-35 АФАР также может использоваться для радиоэлектронной борьбы. Электромагнитные датчики облучения оповещают пилота F-35 об угрозе, после чего он может либо уклониться от опасности, либо использовать собственный радар для активного глушения радаров противника.

При обнаружении запуска ракет F-35 отслеживает их, держа под контролем все окружающее пространство с помощью ИК-датчиков. Это позволяет в некоторых случаях «ослепить» систему наведения приближающейся ракеты с помощью собственного радара с АФАР. «Технология радиолокационной малозаметности здесь применяется в сочетании с множеством других защитных средств, — говорит О’Брайан, — и в результате F-35 может считаться самым защищенным самолетом в истории авиации».

Правда, этот клинок обоюдоострый. Радар с АФАР отлично защищает F-35, но эту технологию может применить и противник. В прошлом году Юрий Белый, директор НИИ приборостроения им. Тихомирова, сообщил в российском аэрокосмическом журнале «Взлет», что бортовой радар L-диапазона с АФАР уже разработан в его институте и получился «ничуть не хуже, чем любой зарубежный радар такого типа». В этом году начались летные испытания БРЛС с АФАР X-диапазона, установленного на борту перспективного российского истребителя Т-50 (ПАК ФА).

Таким образом, борьба за господство в воздухе переместилась в область электромагнитных полей и электронной аппаратуры. В XXI веке решающие моменты воздушного боя будут представлять собой невидимую дуэль, в которой скрестятся не трассы снарядов, а лучи АФАР, причем этот электромагнитный поединок будет происходить на расстоянии в сотни километров. Хотя в принципе будут действовать старые правила воздушного боя: кто первый засек противника, тот первым и выстрелил, и весьма вероятно, что первый же выстрел будет смертельным.

Взгляд в будущее

Прогресс в области противовоздушной обороны уже начинает предопределять новые стратегические установки Пентагона. Никто не говорит, что пришло время отказаться от технологии Stealth, но те, кому поручено планировать будущие военные действия, должны считаться с прогрессом, достигнутым на стороне ПВО. Здесь уже игра происходит на другом поле, и в рассмотрение включаются допустимые для данной цели финансовые затраты.

В упомянутой выше статье из журнала Proceedings адмирал Гринерт высказывает мысль, что обеспечивать безопасность американских самолетов разумно было бы путем установки на них более совершенного снаряжения и вооружения. Он не советует вкладывать огромные деньги в разработку самолетов, способных победить любого противника, и вместо этого рекомендует модернизировать уже имеющиеся, оснащая их новым более дальнобойным вооружением, что позволит пилотам атаковать, не заходя в зону действия радаров противника. Кроме того, он предлагает использовать беспилотники и ракеты для подавления ПВО еще до использования пилотируемой авиации. «Для того чтобы исключить обнаружение наших самолетов и наведение на них ракет ПВО, мы должны оснащать их более совершенной электронной и кибернетической начинкой, — пишет адмирал. — ВВС США могут использовать датчики большего радиуса действия, более дальнобойное оружие и беспилотную авиацию, не возлагая на одни только малозаметные самолеты все функции по обнаружению и поражению целей». Таким образом, атаку будут начинать беспилотники, крылатые ракеты и средства РЭБ, однако все это вспомогательное воинство должно строиться в расчете на противоборство с очень мощными радарными сетями и высокоскоростными ракетами с надежными системами наведения.

Многие годы американские военные боролись в основном с мятежниками, имеющими весьма низкий технический уровень. В результате Пентагон стал чрезмерно полагаться на беспилотные аппараты, хотя их очень легко засечь радарами. «Пора заняться такими системами, которые способны противостоять достаточно сильному противнику», — говорит генерал-лейтенант Чарльз Дэвис, новый заместитель командующего ВВС по вопросам закупки вооружений в интервью для Air Force Times. В той или иной форме противостояние будет сохраняться.

На сегодняшний день еще ни одна ракета ЗРС ПВО С-300ПМУ2 не была использована в боевой обстановке. F-35 Lightning II пока не прошел всех предписанных ему испытаний, а сетецентрические боевые действия — дело весьма неблизкого будущего. Не обозначился еще и противник, достойный таких ухищрений. Пока что война ведется между инженерами, торговцами и журналистами, и ведется она только на словах. И мы не знаем, через сколько лет она может воплотиться в реальные боевые действия, когда ставкой окажутся человеческие жизни и дальнейший ход истории.

Самолеты-невидимки

F-35 создавался как универсальная платформа, на базе которой можно построить несколько различных вариантов самолета. Это F-35A с традиционным взлетом и посадкой (conventional takeoff and landing, CTOL), F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (short takeoff/vertical landing, STOVL) и F-35C - вариант для базирования на авианосцах (carrier variant, CV).

Прототип самолета АА-1 по состоянию на конец июня 2012 года совершил 91 испытательный полет, 14 самолетов установочной серии System Development and Demonstration, SDD (шесть F-35A, пять F-35B и три F-35C) — 2023 полета, мелкосерийные самолеты — 241 полет, общей продолжительностью более 3700 полетных часов.

Вооружение самолета из соображений радиолокационной малозаметности размещено во внутренних отсеках. В варианте F-35B (STOVL) самолет способен нести до 6800 кг вооружений (две ракеты AIM-120C и две 500-кг бомбы GBU-32 с GPS-наведением), в вариантах F-35A и F-35C — 8160 кг (две ракеты AIM-120C и две 1000-кг бомбы GBU-31 с GPS-наведением, а в первом случае еще и 25-мм пушка).

Самолет в зоне риска

Пример: VERA-E (Чехия).
Пример: 1Л119 «Небо-СВУ» (Россия).
Пример: 48Н6Е2 в составе ЗРС С-300 ПМУ2 (Россия).

Эшелонированные системы обороны используют взаимодействие различных элементов для обнаружения и поражения самолетов противника.

Бистатический радар

Pанняя система предупреждения о приближении самолетов противника.

Отражения электромагнитных волн от гражданских источников излучения, таких как телевышки или антенны сотовой связи, принимаются чувствительными антеннами радаров. Бистатические радарные системы способны методом триангуляции вычислить координаты цели, а по эффекту Доплера определить ее скорость и направление движения.

РЛС обнаружения и сопровождения метрового диапазона

Обеспечивает сопровождение самолета противника и передает информацию другим РЛС.

Эффективность самолетов-невидимок перестала быть тайной для широкой публики во время первой «Войны в заливе». С тех самых пор Россия ищет средства защиты от этих самолетов, оснащая новейшей цифровой аппаратурой метровые радары прежнего поколения, чтобы увеличить радиус действия и повысить разрешение. Российские производители сейчас утверждают, что их РЛС способны обнаруживать самолеты-невидимки, облучая их волнами метрового диапазона.

РЛС подсвета и наведения с фазированной антенной решеткой

Подсвечивает цель и обеспечивает команды наведения для зенитной ракеты.

Используя данные от других радаров РЛС, эта система отслеживает цель и помогает наводить ракету на начальном участке траектории, пока не сработает захват головки самонаведения самой ракеты.

Зенитная ракета

Обеспечивает поражение самолета противника с помощью боевой части.

Одноступенчатая твердо-топливная ракета запускается из вертикального контейнера. Ракета длиной 7,5 м оснащена радиолокационной головкой самонаведения и доставляет к цели 180 кг взрывчатки на расстояние до 200 км.

Рейтинг «невидимок»

В-2 Spirit.
F-22 Raptor.
F-35 Lightning II.

В-2 Spirit

Достоинства

Компоновка типа «летающее крыло» радикально сокращает эффективную площадь рассеяния (ЭПР) самолета. Двигатель и воздухозаборники спрятаны внутри фюзеляжа, что снижает их видимость на экранах радаров.

Недостатки

Этот дальний бомбардировщик изрядно потерял и в скорости, и в маневренности. В дневных операциях не используется, так как при встрече с истребителями противника их пилоты смогут прекрасно видеть бомбардировщик невооруженным глазом.

F-22 Raptor

Достоинства

Cамолет имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость без использования форсажа (он сильно увеличивает тепловую заметность). Крылья особой формы рассеивают излучение радара, так что истребитель имеет значительное преимущество в воздушном бою.

Недостатки

Радиопоглощающее покрытие добавляет изрядную долю к стоимости и к эксплуатационным расходам.

F-35 Lightning II

Достоинства

Этот самолет все еще проходит испытания. Будучи малозаметным, он использует множество пассивных датчиков для обнаружения угроз. Мощный радар с АФАР способен обнаруживать и сопровождать цели, а также работать в качестве средства РЭБ.

Недостатки

Более традиционная форма фюзеляжа дает более сильное отражение радарных импульсов. С другой стороны, малая площадь крыла снижает маневренность на высоких скоростях.

ЭПР (неподтвержденные данные в децибелах, настоящие данные засекречены)

В-2 Spirit: — 40 дБ на 1 м² (эквивалентно шарику диаметром 1,5 см)

F-22 Raptor: — 40 дБ на 1 м² (эквивалентно шарику диаметром 1,5 см)

F-35 Lightning II: — 30 дБ на 1 м² (эквивалентно мячику для гольфа)

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с popmech.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • surflock
          • волны
          • взрыв
          • успех
          • австралия
          • пещера
          • меч
          • самолет
          • физика
          • ввс
          • модель
          • прототип
          • лето
          • радио
          • глаза
          • нато
          • истребитель
          • молния
          • тайвань
          • безопасность
          • завод
          • китай
          • инженер
          • россия
          • выставка
          • бомбардировщик
          • ландшафт
          • строительство
          • бомба
          • минск
          • журналист
          • авианосец
          • война
          • гольф
          • америка
          • фас
          • интервью
          • ракета
          • отражение
          • беспилотник
          • домен popmech.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции