html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Детская поликлиника: Ольга Азбукина

 

Ольга Дмитриевна Азбукина, 39 лет

Окончила дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета имени Ленина.

С 1994 года работает логопедом в амбулаторно-стационарном детском отделении в Центре патологии речи и нейрореабилитации.

Мы не учителя и не врачи, а симбиоз всего этого, педагоги-дефектологи. Виктор Маркович Шкловский,  руководитель нашего центра, терпеть не может слова «логопед»: он нас называет нейрореабилитологами и речевыми терапевтами. Вообще, у нас ко всем речевым нарушениям комплексный подход: обязательно лечит врач, невролог или психиатр, занимается логопед, психолог, логоритмист — это когда соединяются музыка, движения, ритм и речь. И еще делают массаж. Благодаря такому комплексу получается наилучший результат.

Азбукины — династия, совсем давняя и старая. Мой прадед, Дмитрий Иванович Азбукин, вместе с коллегами создали дефектологический факультет на базе Московского Университета. Кроме факультета дефектологии они сделали еще Институт дефектологии (сейчас это Институт коррекционной педагогики на Погодинской улице). Моя бабушка, тоже Азбукина и тоже психиатр, — автор учебника для факультетов дефектологии. И тетка моя — дефектолог, с той же фамилией. Я продолжаю это дело. Получается, как обычно, медаль с двумя сторонами. Из плюсов — генетическая память: мне все близко и понятно, я с каждым годом открываю в себе новые склонности и способности к этому. Из минусов — заданность пути. Конечно, в самом начале были возможности выбора, но в трудные 1990-е проще оказалось пойти по проторенной дороге. Благо фамилия известная. Но я выбрала чуть-чуть другую область. Логопедией из родственников не занимался никто: они имели дело с психиатрией и работали с олигофренами.

Я училась у Татьяны Семеновны Резниченко: она придумала очень интересную методику работы с детьми, которые в достаточно позднем возрасте, от трех до шести лет, не говорят и часто имеют трудности с пониманием. Мы занимаемся дифференциальной диагностикой: отделяем алалию (отсутствие речи) от детского аутизма, которого сейчас развелось огромное количество. Конечно, когда ребенок ничего не говорит, не понимает и по полу катается, трудно определить, в силу чего затруднен контакт. Он на своей аутической волне? Или речевые зоны мозга поражены, и он просто недопонимает речь? Благодаря методике Резниченко (она основана на обучении послоговому чтению, но там много всего) мы стимулируем определенные зоны мозга, которые, в свою очередь, запускают речь. Как правило, если за полгода пойдет прогресс, у ребенка появятся по крайней мере слова и элементарные фразы, он как-то сможет включаться в совместную деятельность, перспективы хорошие.


У нас ко всем речевым нарушениям комплексный подход: лечит врач, невролог или психиатр, занимается логопед, психолог, логоритмист. И еще делают массаж. Благодаря такому комплексу получается наилучший результат

Дети с легкими нарушениями речи, с неправильными звуками, в центр к нам не приходят: с этим справляются в поликлинике или детском саду, а до пяти лет мы звуки даже не трогаем, даем им возможность самостоятельно встать на место. Но в частной практике такие случаи встречаются, и ими очень приятно заниматься: после тяжеленных, поведенчески трудных детей, с которыми месяц-два надо только контакт налаживать, на этой работе отдыхаешь. Только надо ее окончить до школы, лучше — c пяти до шести с половиной лет. А в школе не до того уже, там другие нагрузки на нервную систему.

Так сложилось в моей практике, что мне всегда давали детей посложнее, потому что я их выдерживаю. Многих они начинают раздражать, а я терпеливая, у меня как-то получалось. И больше всего мне нравится, когда приходит тяжелючий-тяжелючий, просто ужасающий ребенок с системным недоразвитием речи — и вдруг за полгода меняется, начинает говорить, поведение улучшается. Все счастливы, и я тоже. У меня был такой мальчик четырех с половиной лет, от которого все отказались, никто его не брал. Прогресс пошел только через год, мы несколько лет занимались, и сейчас он потрясающе скомпенсирован. Не бывает худа без добра: из-за алалии он так здорово научился читать, рассказывать, вообще учиться, что стал отличником в обычном классе. Вот до чего можно дойти при благоприятном стечении обстоятельств и хорошей маме. Очень радует, когда у людей есть мотивация.

С трудными детьми главная, первая задача — заинтересовать хоть чем-то, сформировать хоть какую-то мотивацию к обучению, пусть и в игровой форме. Сначала ее нет совсем: они начинают бегать по кабинету, хватать игрушки, потом кидать и хватать новые. Но на игру ведутся по большому счету все. Дальше с игрушками мы проигываем какие-то сюжеты, интересные именно этому ребенку. Тогда он начинает что-то озвучивать, подавать положительные сигналы. Мы берем сказку или рассказ, начинаем драматизировать с реальными предметами — они это очень любят. Учим стихи с большим количеством жестов и движений, чтобы ребенок понял: слово необязательно произносить, его можно показать. Пусть речевых возможностей нет, но двигательные-то есть. У Саши Черного прекрасное стихотворение, про гнома и кота: 

— Кто живет под потолоком? 

— Гном. 

— У него есть борода? 

— Да. 

Мы каждую строчку показываем: «дом» — крыша над головой, «гном» — в шапке, «кот» — усы. На каждый ответ — действия, движения. А если появляются жесты, то скоро возникают и звуки, и слова. Тут очень важен правильный эмоциональный настрой — терпеливый и доброжелательный, принимающий. Им это очень необходимо. И тут в ход идут и пластилин, и рисование, и игра.


Больше всего мне нравится, когда приходит тяжелючий ребенок с системным недоразвитием речи — и вдруг за полгода меняется, начинает говорить, поведение улучшается. Все счастливы, и я тоже

Еще мне нравится работать с заиканием, если оно только возникло, года в 2,5–3, когда появляется и активно развивается фразовая речь. Приходит этот бедный, невротизированный ребенок, с замученными, издерганными родителями. Но если они обращаются с начальной формой и получают грамотные рекомендации, медикаментозное лечение, заикание может пройти и никогда больше не вернуться. Мы обучаем родителей и детей правильно взаимодействовать друг с другом, находим эффективные способы: что менять в распорядке дня и стиле поведения. Во время лечения очень желательно соблюдать режим дня, не ходить совсем на яркие, громкие мероприятия типа цирка или театра, не показывать новых мультфильмов, даже книжек новых не читать: стараться сохранять все старое, чтобы была рутина. Встали, поели, пошли гулять, посмотрели на воду и уточек, поспали дома. В детский сад не надо ходить в таких случаях. Бывают, что ребенка отводят впервые в сад, а ему там не очень комфортно и приятно, и он начинает заикаться, так как для ребенка детский сад — огромнейший стресс, тем более если он интроверт и не очень любит компании. Заикание сейчас, кстати, участилось. По-моему, это связано с общей невротизацией. У меня в классе был один ребенок с заиканием, сейчас запросто случается трое. Изначально заикание возникает в районе 2,5–3 лет, просто иногда оно проходит незамеченным — ребенок всего лишь немножко повторяет слова или слоги. Бабахнуть может позже, если он будет сильно болеть или возникнут трудности у родителей, между собой или в отношениях с ребенком.

Вообще, всякой речевой патологии сейчас развелось, на мой взгляд, очень много. Каждый второй или третий обращается за помощью к логопеду. Раньше такого не было: приходил, может быть, каждый шестой или седьмой. Здесь много составляющих, и прежде всего — уход от естественности. Рожать стали позже, зачатие происходит не всегда естественным способом, рожают с обезболиванием и стимуляцией, делают кесарево сечение по поводу и без повода. А потом это расхлебывается долгие годы. Существует большое количество неврологической, микроневрологической патологии, тянущейся с рождения. Очень важно в три месяца показать ребенка грамотному неврологу, который может по каким-то своим признакам разглядеть проблемы с развитием нервной системы. Чем раньше это произойдет, тем будет эффективнее. Могу рассказать про своего сына, которому сейчас 16 лет. Он родился с сильной гипоксией, а в последние дни перед родами у него была внутриутробная гипоксия. Я показала его очень хорошему неврологу, с которым работаю до сих пор. В три месяца он назначил лечение для питания мозга, улучшения мозгового кровоснабжения, витаминные препараты. И к году диагноз — перинатальная энцефалопатия — был снят. А если бы я его показала в поликлинике, сказали бы: «У вас все в порядке, идите, гуляйте».


Заикание сейчас участилось. По-моему, это связано с общей невротизацией. У меня в классе был один ребенок с заиканием, сейчас запросто случается трое

И еще одна важная проблема наметилась в последние годы: изменение образа жизни людей. Многие стали меньше времени уделять своим детям, заменять общение на телевизор или компьютер уже в год или два. Не дают детям должного развития: не рассказывают, не показывают на улице, не читают книжки, никуда не водят. Растут дети-Маугли, не получающие правильного эмоционального информационного поля. А нужно обязательно читать книжки, причем для каждого возраста свои. Желательно с хорошим языком и с картинками хорошими, чтобы родители и сами получали от этого удовольствие. И с самого рождения с ребенком общаться: все озвучивать, что происходит вокруг, все называть и показывать, чтобы рот буквально не закрывался. И с самого раннего возраста играть в разные игры, в том числе речевые: «Да и нет не говори», позже — кроссворды, ребусы, но так, чтобы родителю тоже было интересно. Надо обязательно учить ребенка рассказывать о себе и своих событиях, начиная с рисунков: они обожают рисовать, как они гуляли, как ели, и это отлично готовит к тому, чтобы планировать высказывания и выражать мысли. А телевизор ограничивать совсем. Если он смотрится, то только совместно, не больше 15 минут в день и не раньше чем с трех лет. До трех лет — запрещено. Это очень дурно влияет на развитие.

Словотворчество не надо пресекать. Если ребенок придумывает слова и играет с ними, это очень здорово — это показатель мышления, творческих способностей. Одна моя знакомая трехлетняя девочка, билингва, прекрасно говорящая и по-английски, и по-русски, и еще по-немецки, потому что живет в Швейцарии, слепляет слова из разных языков. Например «эплоко». Такое править просто не хочется, тем более что это быстро проходит, шарм теряется. Но важно не спутать: если ребенок общается только на своем, выдуманном языке, надо обращаться к специалисту.

 
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с bg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • bg
          • домен bg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции