html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Гости столицы: Марина Абрамович о смерти, снах и Леди Гаге

Гости столицы: Марина Абрамович о смерти, снах и Леди Гаге  — Weekend на The Village

Всемирно известный мастер перформансов художница Марина Абрамович приехала в Москву на симпозиум Brainstorms и встретилась с шеф-редактором The Village Милославом Чемодановым.

За последние сорок лет художница сербского происхождения Марина Абрамович заработала славу главного специалиста по перформансам в современном искусстве. Главный герой её шоу всегда она сама. Вот Марина Абрамович выставляет себя полностью обнажённой, вот её режут ножами, вот она чуть не сгорает заживо, вот две недели проводит без еды, вот поёт вместе с Энтони Хегарти, вот неделями сидит за столом и молча смотрит посетителям в глаза, доводя особо чувствительных до слёз.

Третьим визитом Абрамович Москва обязана научному симпозиуму Brainstorms в Политехе (организованному Laboratoria Art&Scienсe Space— сюда её пригласили для участия в круглом столе на тему восприятия искусства человеческим мозгом. На другой день после прилёта мы встречаемся с Мариной в отеле «Националь». Несмотря на ранний час (09:30 субботнего утра), 66-летняя художница выглядит исключительно свежо. Абрамович в кофте своего любимого красного цвета, а её чёрные волосы сбоку собраны в хвост.

Гости столицы: Марина Абрамович о смерти, снах и Леди Гаге . Изображение №1.

 

— Выспались?

— Не особо, если честно. Сначала заговорилась со всеми этими учёными на конференции, потом долго не могла уснуть: думала. Художник ведь мыслит совсем не теми категориями, что учёные, и вчера вечером, беседуя с ними о работе мозга, было неожиданно и очень интересно обнаруживать в их словах подтверждения того, к чему раньше я сама приходила интуитивно.

— Вы часто запоминаете, что вам снится?

— Да. Вообще я разделяю свои сны на несколько типов. Бывают те, что просто заново перетасовывают события, прожитые за день, — такие совсем не важны. А порой меня посещают сновидения с предчувствием чего-то, что должно произойти, — предсказаниями, которые позже нередко сбываются, переданными мне на своего рода тайном языке. Эти я записываю. Когда я была совсем молода — ещё до того, как занялась перформансами, — я зарисовывала такие сны. Среди них были и цветные, и чёрно-белые.

Помню один, который повторялся снова и снова. Я возвращаюсь из долгого путешествия и захожу в некий дом. Там всегда вечеринка и всегда одни и те же люди, знакомые мне только по этому сну. Как-то этот сон не возвращался на протяжении нескольких лет, и когда он посетил меня вновь, то там был тот же дом, и вечеринка, и люди — только у всех были седые волосы. До этого я не знала, что персонажи сновидений могут стареть.

Гости столицы: Марина Абрамович о смерти, снах и Леди Гаге . Изображение №3.

— У вас сохранились те рисунки?

— Я очень часто переезжаю и, конечно, не склонна хранить что-либо. Но после смерти моей матери обнаружилось, что она сберегла огромное число тех вещей, что я считала давно утраченными. Это странно, учитывая, что она никогда не поддерживала мои перформансы. Я обнаружила, что во всех моих книгах, что я ей присылала, она вырывала страницы, на которых я изображена обнажённой, — так, чтобы их было не стыдно показать соседям.

— Симпозиум, на который вас пригласили, посвящён работе мозга. В школе вы были сильны в естественных и точных науках?

— Нет-нет, алгебра, геометрия, физика — всё на двойки. Я была худшей в классе по этим предметам. Всё, что меня интересовало, — это литература, рисование, шахматы и, пожалуй, музыка. Единственным учёным, вызывавшим у меня интерес, был Никола Тесла, и я неоднократно ходила в музей смотреть на его работы. Вы знаете, несмотря на все свои достижения, он не пользовался большим уважением в научных кругах из-за эзотерического аспекта в своих трудах. Он построил обсерваторию, чтобы установить контакт с инопланетянами, и тому подобное. Именно это меня привлекало в нём больше всего.

— Многие современники воспринимали эксперименты Теслы как «цирк для взрослых», развлечение. Вам не приходилось сталкиваться с тем, что ваши перформансы тоже рассматривали как развлечение для праздной публики, а не серьёзное искусство?

— Нет, моё положение было ещё хуже: мои перформансы не считали искусством вовсе. Когда мои родители приходили в гости, они непременно оказывались в центре скандала: люди возмущались тем, как бездарно меня воспитали. Мои университетские преподаватели заявляли, что мои перформансы — это нонсенс и меня стоит поместить в больницу для душевнобольных. Вопрос о том, не развлечение ли то, что я делаю, даже не стоял: все были просто в бешенстве. Кстати, позже, когда мои перформансы стали носить более мирный характер, у людей вдруг проснулась ностальгия: «Ах, как жаль, что она больше не режет себя и не бьётся о стены!»

— Леди Гага в одном интервью призналась, что она ваша большая поклонница…

— Мы с ней не знакомы лично, кстати, хотя переписываемся.

— Но она точно собиралась на вашу огромную выставку в нью-йоркский Музей современного искусства два года назад. (Центральным перформансом там стал The Artist is Present, суть которого сводилась к тому, что Абрамович сидела молча за столом, а посетители поочерёдно садились напротив и смотрели ей в глаза. Абрамович провела так 736 с половиной часов. — Прим. автора.) Неужели не пришла?

— Она пришла! Но так и не села за мой стол, потому что очередь к нему была слишком длинной. Правда, она всё равно сделала немало. Леди Гага ведь чрезвычайно популярна, особенно у молодых, и когда она написала в твитере, что она в музее на моей выставке, подростки близлежащих районов бросились туда со всех ног, лишь бы увидеть её. В тот день здание было наполнено ими — 15-, 16-, 17-летними. Они увидели выставку и рассказали друзьям, и поток молодёжи продолжился и в следующие дни. Семьдесят тысяч ребят добавили меня на Facebook. Для меня очень важна эта супермолодая аудитория, она — то, что вдыхает жизнь в мою работу. Если на моё шоу придут только люди моего поколения, значит я сделала что-то в корне неправильно.

Художники моих лет постоянно брюзжат по поводу молодых. По их мнению, они жили в лучшее время для современного искусства и подобного уже не будет. Но это же бред! Сейчас происходит столько интересного! И институт, который я сейчас строю, как раз будет нацелен на поддержку молодых в искусстве перформанса (в мае этого года было объявлено о создании Мариной Абрамович Института сохранения искусства перформанса. Он будет функционировать под крылом нью-йоркского Музея современного искусства, на Лонг-Айленде. Строительство стоимостью $15 миллионов большей частью оплачено самой Абрамович и должно завершиться в 2014-м. — Прим. автора).

Гости столицы: Марина Абрамович о смерти, снах и Леди Гаге . Изображение №5.

— В прошлый раз вы были в Москве год назад. Тогда вы устраивали выставку ваших знаменитых перформансов в «Гараже», и вам помогали в этом сорок молодых москвичей-волонтёров. Уверен, они запомнят это на всю жизнь. А вы помните их?

— Да, мы переписываемся со многими из них. Сегодня я вписала всю группу на наш симпозиум, чтобы они могли прийти бесплатно. У конференции очень насыщенный распорядок, но в перерыве я встречусь с ними.

— Вы легко налаживаете контакт с учениками?

— Сейчас объясню, как это работает. У меня множество студентов, но лишь немногие из них станут художниками. И вот с теми, кто станет, — с ними у меня контакт. Их легко узнать: для них искусство — как лихорадка, как огонь, который рвётся изнутри. Для них создавать — важнее всего остального. И ты чувствуешь это. В Нью-Йорке 345 тысяч художников — это как целый город! — но далеко не все из них — настоящие. Быть художником — тяжелейшая работа. Никому не рекомендую. Потому что ты должен жертвовать всем: ты не можешь иметь детей и нормальную семью — всё это на втором месте. Работа забирает тебя без остатка.

— А в той московской группе, с которой вы работали в «Гараже», были «настоящие»?

— Да. Мальчик и две девочки. У меня, к сожалению, плохо с именами.

— Как вы пришли к работе с Энтони Хегарти? Как поняли, что именно он должен писать музыку к спектаклю «Жизнь и смерть Марины Абрамович»?

— Это не мог быть никто другой. Я впервые увидела его на вечеринке у Бьорк (мне очень нравится Бьорк, но мне нужна была музыка совершенно иного толка). Прошёл год. Я была на одном из тех рождественских концертов Руфуса Уэйнрайта, на которые он приглашает спеть своих друзей и близких. Одним из гостей был Энтони. Я узнала его, как только он вышел на сцену, а потом он начал петь. Я встала со своего места со словами: «Бог ты мой», он невероятно зацепил меня. Его голос был как дух, вырвавшийся из тела. Потом он закончил петь, и я не успела подойти к нему, как он исчез. Я во что бы то ни стало должна была увидеть его снова и пригласила к себе. Так началась наша дружба. И да, он был единственным возможным выбором на роль композитора для «Жизни и смерти». Он написал 11 песен и ещё попросил меня впервые в жизни появиться в клипе — на одну из них, Cut the World с Уиллемом Дефо. А ещё он заставил меня саму спеть со сцены, чего я никогда раньше не делала. Я была в ужасе и стала брать уроки. Я была готова на всё, потому что считаю присутствие Энтони в моей жизни огромной привилегией.

Знаете, недавно Энтони пригласил меня на фестиваль Meltdown — выступить перед исключительно женской аудиторией (ему самому было нельзя, потому что он всё же трансгендер). И это оказалось очень сильным опытом. Я совершенно не феминистка, но выступать перед двумя с половиной тысячами женщин — это был энергетически мощный момент.

Гости столицы: Марина Абрамович о смерти, снах и Леди Гаге . Изображение №14.

— У вас много было друзей в детстве?

— Я была одиноким ребёнком и ни с кем не сходилась близко. Дружбе с другими детьми не способствовала и специфика моей матери — она стремилась во всём контролировать меня и к тому же очень боялась инфекций, из-за чего каждый, кто приходил ко мне в гости, должен был надевать гигиеническую маску. Книжки, которые я читала в огромном количестве, были для меня реальней окружающей действительности. Я точно не была счастлива ребёнком. Но у меня есть теория: чем хуже твоё детство, тем лучший художник из тебя вырастает, потому что у тебя скапливается багаж того, что можно выразить через свои работы.

По какому человеку в вашей жизни вы скучаете больше всего?

— Я скучаю по двум людям, которых бесконечно уважаю. Один из них — Джон Кейдж. Великий наставник, он научил меня смирению. Тому, что важна работа, не я. И второй человек — это Сьюзен Зонтаг. Она была потрясающим писателем и одним из тех умов, кто не боялся произносить правду в Америке. Я любила эту женщину. У неё было два рака, и она выжила, чтобы умереть от третьего, в результате радиации, которой её облучали, когда лечили первые два. О, посмотри на эти печеньки! (Абрамович берёт с блюдца десерт, который принесли к её капучино, и с наслаждением съедает его.)

Гости столицы: Марина Абрамович о смерти, снах и Леди Гаге . Изображение №17.

— Итак, вы уже не в первый раз в Москве…

— А хотите, расскажу про первый?

— Конечно!

— Это был провал! Это было семь-восемь лет назад. До этого я никогда не была в России, что по-своему забавно, потому что я из Югославии, и долгое время двумя странами, куда я могла бы поехать, оставались Куба и СССР — и я не была ни в одной из них. А тут меня пригласили в числе группы других американских художников выступить в Третьяковской галерее. Причём всё это время мне пели о том, как любят моё творчество в России и как здесь сгорают от нетерпения в ожидании встречи. И вот я приезжаю, останавливаюсь в этом же отеле, «Национале». На улице — вечер и идёт снег. Я иду на Красную площадь и чувствую себя Анной Карениной. На следующее утро я прибываю в галерею. Зал, в котором мне предстоит выступить, явно не ремонтировали очень давно, проектор — просто древний, а экран — весь в маленьких отверстиях, прожжённый сигаретами. Мой выход назначен на шесть вечера, я прихожу за час. Без пятнадцати шесть появляется уборщица. Без пяти шесть – никого. Шесть пятнадцать — никого. В шесть двадцать пять появляются семь старушек, они дружно садятся на первый ряд, и я уверена, что они ошиблись дверью.

В общей сложности набралось человек двенадцать — на весь большой зал. За пять минут до конца моей лекции появляется директор Биеннале, он устраивается прямо напротив меня, а когда всё заканчивается, встаёт и начинает бешено аплодировать и выкрикивать «Браво!» — после чего объявляет, что теперь всех собравшихся ожидают в ресторане «Пушкин». И вот там было множество людей. Все они поздравляли меня с приездом в Москву и признавались в любви к моим работам, хотя ни один из них не пришёл на мою лекцию. Я сказала себе, что никогда не вернусь сюда.

Гости столицы: Марина Абрамович о смерти, снах и Леди Гаге . Изображение №20.

— Можете в нескольких словах описать своё видение России?

— Это очень просто. Тройка, летящая через снега. Я, укутанная в меха, мчусь в Сибирь. Я захожу в избу — там накурено и все поголовно пьяны, а какие-то военные играют в русскую рулетку. Пара человек уже лежат мёртвыми на полу. Звучат «Очи чёрные»… Я, к слову, как-то подростком сыграла сама в русскую рулетку.

— У вас был пистолет?

— Мои родители были партизанами, национальными героями. Они спали с пистолетами на прикроватной тумбочке. Я была окружена оружием всё своё детство. Итак, мне 14 лет, мы с моим другом сидим в библиотеке и как-то приходим к тому, что решаем сыграть в русскую рулетку. Я кручу барабан, подношу дуло к виску — «клик!» — ничего не происходит. Он делает то же самое — «клик!» — и ничего. Тогда забавы ради я стреляю в книжные ряды. Пуля попадает в «Идиота» Достоевского. Я покрываюсь холодным потом. Всё это мгновенно становится не смешно. Позже я поместила в спектакль «Жизнь и смерть» эту сцену с русской рулеткой.

— Это вновь напомнило мне о том интервью Леди Гаги — там она говорит, что считает вас самым смелым человеком. Что, по её мнению, вас совершенно невозможно испугать. Так чего же вы боитесь на самом деле?

— Того же, что и все остальные. Заявить: «Я ничего не боюсь» — это до безобразия претенциозно. Я думаю о смерти каждый божий день. Мне 66 лет, я — в финальном периоде своей жизни. Мне очень хочется умереть без страха и злости, но этим тяжело управлять. Это как когда ты летишь в самолёте в непогоду, и его начинает трясти — конечно, в этот момент мне страшно, как и всем остальным. Я постоянно стараюсь раздвинуть границы и научиться бояться смерти меньше, и единственный путь к этому — подружиться с ней. Когда ты помещаешь смерть в число неотъемлемых частей жизни, ты начинаешь получать от жизни больше удовольствия, наслаждаться каждым моментом. Закрывать глаза на смерть — это не решение проблемы. И в прошлом от неё тоже не спрячешься. Столько людей тратят энергию на ностальгию, живут воспоминаниями! Мне это непонятно. Я могу сменить дом за три секунды — собраться и съехать. Мой брат в поездках страдает от того, что не может спать в другой постели. Мне же плевать на подобное. Наше настоящее — вот главный подарок жизни, и нужно ценить его.

Похоже на то, что вы — счастливый человек.

(Смеётся.) Моя жизнь была так трагична, и при этом я так счастлива! Не всё шло гладко: у меня не было денег, не было вообще ничего, муж бросил меня, потому что я была совершенно не создана для брака: никогда не готовила и не работала по дому… Теперь у меня нет дома, я сменила бессчётное число номеров в отелях. Как часто, приземляясь в очередном аэропорту, я не могу вспомнить, откуда прилетела! Я стою там и пытаюсь понять, на какой ленте появится мой багаж. Хотите, расскажу, где я побывала за последние два месяца? Я провела неделю в Осло, делала шоу, затем — неделя в Париже, там я работала с оперой, потом подписывала новый контракт в Черногории (там строят большой центр современного искусства), затем неделя на кинофестивале в Рио, потом — Сан-Паулу, после чего на неделю вернулась в Нью-Йорк, оттуда — в Катар, Абу-Даби, Лондон и, наконец, в Москву. Отсюда — снова в Нью-Йорк, всего на пару дней, затем — в Торонто, потом ещё три дня в Нью-Йорке, дальше — в Вашингтон, я впервые побываю в Белом доме, и — месяц в Бразилии. После всех этих разъездов мир правда кажется очень небольшим. У меня развивается клаустрофобия! Я чрезвычайно заинтересована идеей космических путешествий. Если сейчас ты скажешь мне, что я могу полететь в другую галактику и никогда не вернуться, я отправлюсь туда незамедлительно. Посмотрю на Землю со стороны.

 

 

 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с the-village.ru

0

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • the_village
          • домен the-village.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции