html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Как издавать Георгия Адамовича?

Дмитрий Волчек: В начале мая, в выпуске радиожурнала, посвященном столетию со дня рождения Юрия Домбровского, прозвучал отрывок из отзыва Георгия Адамовича о романе Домбровского “Хранитель древностей”. Эта рецензия была опубликована в парижской газете «Русская мысль» в 1967 году и с тех пор не переиздавалась. Отыскать ее мне помог литературовед Олег Коростелев – составитель собрания сочинений Адамовича, которое выходит в издательстве “Алетейя”. Я воспользовался случаем, чтобы расспросить Олега Коростелева о его работе с архивом замечательного русского поэта, критика и, кстати, бывшего сотрудника Радио Свобода. 
Олег Анатольевич, здравствуйте. Собрание сочинений Адамовича - это сложнейшая работа, он жил во многих странах, публиковался в малотиражных изданиях, многое, наверное, существует только на пленках, в радиоархиве. Расскажите, пожалуйста, каков план собрания сочинений Адамовича, сколько томов запланировано, как группируются материалы, много ли будет неопубликованного?

Олег Коростелев: В собрании сочинений Адамовича пока что вышло семь книг, а сколько будет всего, загадывать трудно; может быть, на этом дело и остановится, все зависит от издателей. К сожалению, если раньше у нас с собраниями сочинений все решалось на уровне Совета министров, то теперь ни Совета министров в том составе нет, ни твердых планов строить невозможно. Пока что вышло семь томиков. 
Материалы группируются по жанрово-хронологическому принципу. Издавать Адамовича строго по хронологии невозможно, он одновременно печатал в газетах материалы самых разных жанров, которые требуют разного подхода - одни надо опубликовать целиком, другие выборочно, третьи пока можно и вовсе не трогать. Но Адамович хорошо чувствовал жанр и сам довольно удачно распределил усилия. Переиздания требуют в первую очередь его авторские газетные колонки, которые он в разных изданиях называл по-разному. Первый цикл, составивший ему имя, “Литературные беседы” в парижском “Звене” 1923-1928 годов. Он уже издан двумя книгами в составе собрания. А в “Последних новостях”, куда Адамович перешел после того как “Звено” закрылось, его большие критические статьи чаще всего именовались “Литературные заметки”. В собрании это название получили все книги со статьями из “Последних новостей”. Там даже при тщательном отборе этих статей набирается книг на пять. Пока что вышли две. Это и есть те статьи, которые создали Адамовичу славу первого критика эмиграции, как его назвал Бунин. 

Дмитрий Волчек: Адамович ведь сам выбрал статьи для публикации в сборниках. У него есть книги, которые он сам составил: это “Комментарии”, “Одиночество и свобода”. Есть ли среди того, что он не включил в прижизненные сборники, какие-то жемчужины, по-настоящему интересные вещи? Ведь литературные заметки и газетные рецензии - зачастую скоропортящиеся вещи.

Олег Коростелев: Выпустить книгу в эмиграции было исключительно сложно, а книгу критики почти невозможно, издательства прекрасно понимали, что это прямой убыток. Почти никому, даже из самых знаменитых критиков эмиграции, не удалось собрать свои статьи в книгу. Поэтому Адамович просто воспользовался теми возможностями, которые ему были предоставлены. Обе названные вами книги очень невелики по объему, и отбор во многом диктовался именно объемом и издательствами.
“Комментарии” – это книга эссеистики. В нее Адамович включил 83 фрагмента (а всего он их опубликовал 224, то есть почти втрое больше) и планировал выпустить второй том, но не успел. В то собрание сочинений включен как полный текст издания 1967 года, так и, в приложении, все 224 фрагмента в том виде и порядке, в каком они печатались в эмигрантской периодике.
А “Одиночество и свобода” – это собрание литературных портретов некоторых эмигрантских писателей старшего поколения. Во-первых, там почти не упоминается младшее поколение (Адамович утешал их, что когда-нибудь выпустит о них отдельный том), во-вторых, Адамович много писал в других жанрах и на другие темы, и все это осталось несобранным до сих пор. Проблемные статьи, статьи о русских классиках, об иностранных классиках, о советских писателях, о французских, отдельные рецензии, разборы произведений, статьи и заметки о театре, о кино, о балете, о музыке, мемуары…. Ничего это книгами не выходило, и даже не было попыток собирать.
Кроме того, критика – это такая вещь, что не всегда с полной уверенностью решаешься оставить что-то за бортом. Скажем, занимается кто-то Горьким, им, естественно, необходимы отзывы критиков о нем, и Адамовича в том числе, конечно. Какими бы эти отклики ни были, пусть самыми проходными. Все-таки отзывы о Горьком неминуемо добавляют какие-то акценты к характеристике если не самого Горького, то всей эпохи, литературной эмиграции или хотя бы самого критика. Стало быть, включать надо обязательно. Другие интересуются Газдановым, и эти отклики тоже обязательно. Булгаков, Платонов, наконец, Шаламов и Солженицын (Адамович и о них писал). А Пильняк, Шкловский или Ладинский, Поплавский? Где та грань, на которой можно остановиться и сказать: а это уже никому не интересно. Кроме того, Адамович был человек капризный, он вполне мог написать, например, о Бунине вполне дежурный и вялый отзыв, а о каком-то малоизвестном эмигрантском поэте развернуться во всем своем блеске и высказать очень существенные мысли и наблюдения о литературном процессе в целом. В общем, при составлении томов приходилось учитывать и известность авторов, о которых он писал, и качество самих текстов, и много еще чего. 
Разумеется, нет смысла переиздавать все, что он написал, до последней строчки, все-таки Адамович был профессиональный газетчик, много писал для заработка, и в одних только милюковских “Последних новостях” с 1927 по 1940 год тиснул без малого 2400 статей и заметок. Но собрать и заново ввести в научный оборот основные статьи необходимо, без этого невозможна полноценная история литературы ХХ века. Далеко не каждый исследователь пойдет отыскивать нужные ему статьи в эмигрантских газетах, да и сами газеты эти, мягко говоря, далеко не в любой библиотеке можно найти. У нас в стране хранилища, располагающие крупными коллекциями эмигрантской периодики, легко пересчитать по пальцам одной руки, и все они в Москве, уже питерцам до них не так-то просто добраться, что уж там говорить об исследователях из регионов - это просто недоступно.

Дмитрий Волчек:
 Где находятся архивы Адамовича? Все ли открыты для исследователей? Все ли разобрано? Как он сам относился к своему архиву, собирал и хранил бумаги или был небрежен, разбрасывал? 

Олег Коростелев: Строго говоря, архивов Адамовича почти не сохранилось. Не имея собственного жилья до преклонных лет и часто меняя съемные квартиры, он попросту не вел архива, а приходящие к нему письма по прочтении уничтожал. Исключения он делал лишь для нескольких адресатов – для Бунина, для Гиппиус, кого уже при жизни считал классиком и даже планировал на склоне лет напечатать выдержки из этих писем. В пятидесятые годы Адамович продал кое-какие бумаги библиотеке Йельского университета, но это лишь малая часть того, что могло бы сохраниться. Его ученица Лидия Червинская передала в Бахметьевский архив хранящиеся у нее бумаги, которые составили фонд Адамовича, это преимущественно письма Адамовича к ней самой. Ну и, разумеется, очень много его писем отложилось в архивах его адресатов, которые, к счастью, относились к архивам гораздо бережнее, чем он сам. Отдельные письма, подборки и целые корпусы писем Адамовича встречаются во многих государственных, университетских хранилищах, а также в частных собраниях разных стран и континентов. Больше всего в США, затем во Франции, в России, в Великобритании... Большинство государственных и университетских архивов разобраны, и официально доступны для исследователей. Что касается частных собраний, тут все зависит от конкретных людей - одни охотно откликаются и присылают копии, другие говорят, что хотели бы напечатать сами, хотя, как правило, до дела не доходит, третьи вообще не хотят обнародовать письма и имеют на это право.

Дмитрий Волчек: Вы уже подготовили несколько публикаций?

Олег Коростелев: Да, публиковалось достаточно много. Переписка с Буниным, Гиппиус, Кантором, письма к Георгию Иванову и Одоевцевой, Гринбергу, Игорю Чиннову, Бурову, Прегель, Лихоносову… Появляется и до сих пор, и сейчас кое-что в печати, а еще больше готовится, скажем, письма Вишняку, Варшавскому. Но все попытки выпустить письма отдельным изданием, пока что ни к какому результату не привели по все тем же финансовым причинам. 

Дмитрий Волчек: То есть из-за косности издателей? А вы готовы подготовить полное издание писем?

Олег Коростелев: У меня собрано почти 2000 писем Адамовича, и я с удовольствием подготовлю их к печати, если найдется издательство, которое возьмется такой многотомник выпустить.

Дмитрий Волчек: Вел ли Адамович дневники, сохранились ли какие-то приватные его записи?

Олег Коростелев: Нет, ни дневников не вел, ни каких-либо записей регулярно не делал. У него на это и времени-то особо не было, он достаточно выкладывался в статьях, заметках и письмах. Все, что он хотел написать, там есть. А пристального внимания к частной жизни он не понимал. Во всяком случае, облегчить задачу исследователям не собирался, скорее наоборот, не прочь был многие нюансы вычеркнуть из памяти и истории. Он к слабостям человеческим относился именно как к слабостям, не намереваясь ими гордиться и выставлять на всеобщее обозрение. Поэтому то, что известно о его частной жизни, это, скорее, из бесед. Скажем, Юрий Иваск опубликовал беседы с Адамовичем, первая часть вышла еще при жизни, а вторую часть опубликовал Николай Богомолов, она более интимного характера и там все есть. Но при жизни это не предназначалось для печати, это из личных бесед.

Дмитрий Волчек: Сейчас появились две биографии Хармса - собственно говоря, писателя без биографии. Возможно, появится и биография Адамовича в “Жизни Замечательных Людей”, есть надежда?

Олег Коростелев: Я готов ее написать. Во-первых, биография Адамовича есть. Был такой американский славист-исследователь Роджер Хаггланд, который получил в свое время грант на написание диссертации об Адамовиче – ездил к нему в Париж и все за ним записывал. Но он все это писал со слов Адамовича, а ведь Адамович даже дату своего рождения указывал неверно и, соответственно, в этой биографии все - точка зрения именно Адамовича, а не то, как было на самом деле. Вот после архивных исследований и публикаций всех писем можно было бы написать биографию. Жизнь-то у него была интересная. Но пока это все только в проектах.

Дмитрий Волчек: Олег Анатольевич, почему вы решили заниматься Адамовичем и собрать все, что он написал? Как возник интерес к нему? Удалось ли вам найти в его архивах что-то потрясающее; может быть, неизвестное великое стихотворение? Вы ведь подготовили собрание его стихов для “Библиотеки поэта”. 

Олег Коростелев: Когда я защищал диссертацию о поэзии Адамовича и выпускал первое собрание его стихов, считалось, что он за всю жизнь не написал и сотни стихотворений (об этом уверенно писали самые маститые литературоведы в самых авторитетных изданиях). Но я, в результате, собрал почти вдвое больше – 165, не считая переводов. Один из присутствовавших на защите, древнист, у которого каждый текст был уникален, был потрясен и к говорил: “Как же это можно!”. В ХХ веке это дело не удивительное.

Почему я решил собрать всего Адамовича? Ну, вообще-то я собираю и выпускаю не только его, из полусотни выпущенных мной томов только десять с текстами Адамовича, остальные – самые разные, хотя преимущественно из русской эмиграции: Мережковский, Бунин, Набоков, Роман Гуль, Василий Яновский, Нина Берберова, Антонин Ладинский. Я бы хотел еще много чего выпустить. Я бы с удовольствием подготовил бы собрания Святополка-Мирского, Павла Муратова, Альфреда Бема, Ходасевича, сборники статей Глеба Струве, Владимира Маркова, Дмитрия Философова. Да много чего. Были бы возможности.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с morebo.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • moreboru
          • домен morebo.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции