html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Архитекторы большого города. Борис Шабунин

 
Борис Шабунин

Борис Шабунин

Возраст: 66 лет.

Образование: Московский архитектурный институт (1979).

Работа: руководитель мастерской в ООО «Мастерская архитектора Б.А.Шабунина» (с 1990 года), профессор МАРХИ (с 1998 года).

Регалии и звания: советник РААСН, лауреат премии «Хрустальный Дедал» 2001 года, лауреат Государственной премии по литературе и искусству 2002 года, лауреат премии «Золотое сечение» 2003 года.

О ДК имени Зуева, здании общества «Детский труд и отдых», ДК железнодорожников и «свинцовых мерзостях» 

Мое попадание в архитектуру можно считать в определенной степени случайным, поскольку в роду у меня архитекторов нет: мама была библиотекарем, отец — военным. Откуда взялась эта моя тяга к архитектуре, боюсь, не скажу. Но она во мне еще с детства. Странно, обычно дети обращают внимание на что угодно, только не на архитектуру. Показательно, что мои воспоминания о том времени связаны не столько с людьми или событиями, сколько с впечатлениями от архитектуры… Я родился в Москве, в доме на Лесной улице. Там же поначалу и жил — неподалеку от голосовского клуба им. Зуева. Когда мне исполнилось шесть лет, родители отдали меня в кружок по рисунку в дом пионеров Свердловского района Москвы. Занятия проходили в бывшем здании общества «Детский труд и отдых» в Вадковском переулке. Здание было построено в 1905 году и первоначально функционировало как воспитательный центр для детей рабочих окраин. Автор проекта — архитектор Александр Зеленко — называл его «Сетльмент». Прекрасное было здание: дубовые интерьеры, фасады, оштукатуренные «под шубу», с комковатой фактурой. Шедевр московского экспрессионизма! Потом его приватизировала неизвестная организация. Теперь там размещается какой-то банк. Фасады прилизаны и перекрашены, а что до интерьеров… не знаю, что с ними, — внутрь не пускают.

Став постарше, начал посещать изокружок в знаменитом клубе имени Русакова Константина Мельникова. По окончании седьмого класса решил поменять ненавистную школу на архитектурный техникум. К поступлению готовился в здании Дома культуры железнодорожников Алексея Щусева — еще одного великого советского зодчего. До чего приятно произносить эти имена! К сожалению, в коридорах МАРХИ они слышатся все реже и реже.


После техникума в моей жизни наступил период горьковских «свинцовых мерзостей»

После техникума в моей жизни наступил период горьковских «свинцовых мерзостей»: служил в стройбате, пробовал разные профессии, путешествовал. В семидесятом году увидел работы Ильи Чернявского и понял, что надо возвращаться в архитектуру. Устроился на работу в его мастерскую и тогда же поступил на вечернее отделение МАРХИ. А в 1975 году перешел в мастерскую Виктора Лебедева (в «Моспроекте-1».БГ). Место оказалось замечательное. Там на тот момент работали Женя Асс, Саша Ларин, Саша Цивьян. За то время, что я просидел у Лебедева, мне удалось довольно много всего реализовать. Среди моих построек тех лет — кинотеатр «Саяны», который новые русские варвары перестроили до полной неузнаваемости.

В 1989 году я открыл свою частную практику. Переход от госслужбы к работе на себя у меня произошел довольно-таки легко. Когда не знаешь, что впереди, всегда легко. Тем более что я тогда был еще одним из секретарей Союза архитекторов и принимал непосредственное участие в формировании правовой основы частного архитектурного предпринимательства, а также в разработке первой системы лицензирования архитектурной деятельности в стране.

Борис Шабунин

Борис Шабунин

Об эйфории и хаосе

Постперестроечные годы были совершенно эйфорическими, что понятно: мы обрели долгожданную свободу, это был как бы Кафка наоборот — из насекомых мы вдруг превратились в людей. Трудностей с заказами не было. По крайней мере у меня. Во-первых, помогали старые связи. Во-вторых, очень бурно развивались рынки частного домостроения, частных интерьеров, причем все это никем не регулировалось. Работы хватало на всех.

Постепенно свобода, однако, переродилась в хаос. И эйфория сменилась усталостью и тревогой. Сейчас господствующее чувство — обреченность. Лично я ощущаю себя каким-то жуликом, который впаривает народу никому не нужный товар. Я не ностальгирую по прежним временам, но сравнение напрашивается. Я скучаю по порядку. Тогда все-таки были какие-то правила игры. Они, естественно, нарушались, но вместе с тем во всем присутствовала ясность, существовала четкая иерархия, не было сумятицы. Конечно, минусов было хоть отбавляй: за границу не выпускали, фантазировать не давали. Но архитекторов при этом, хоть и выборочно, хоть и не за все, но ценили.


Лично я ощущаю себя каким-то жуликом, который впаривает народу никому не нужный товар

Все перевернулось, когда архитектура стала средством извлечения прибыли. В советское время кто за архитектуру платил? Государство. Для кого оно строило? Для народа и для себя. Для себя, конечно, строило получше. На простое жилье денег отпускалось по минимуму. Впрочем, в контексте моих рассуждений это не такая уж важная деталь. А в головах современных заказчиков одни только квадратные метры. Они думают исключительно о том, как бы побыстрее продать или сдать в аренду. Их не интересует качество архитектуры, качество строительства. Они старательно выдавливают из каждого проекта все, что нужно людям и что мешает им извлекать прибыль: благоустройство, эстетику, общественные пространства внутри зданий.

Есть такая замечательная фраза: «Архитектура — это застывшая экономика». Вот она очень точно передает суть того, что сейчас творится в архитектурно-строительной отрасли. Для архитекторов в ней просто не осталось места. Думаю, пора переименовать ее в инвестиционно-строительную. А то просто логика теряется.

О заказчиках

Разумеется, деньги не единственная причина умирания профессии. Нельзя забывать про человеческий фактор. В начале девяностых заказчиками выступали преимущественно люди старой, советской формации. Не самые приятные были люди, но они по крайней мере знали цену хорошему, опытному специалисту и умели распознать халтуру. Однако это поколение ушло. На место грубоватых аппаратных номенклатурщиков заступили прилизанные менеджеры с холодными взглядами, которые выбирают исполнителей не по заслугам и не по качеству архитектуры, а по тендеру, то есть предпочтение отдается тому, кто дешевле сделает. Тут надо сказать о еще одном важном отличии между этими поколениями — советским и перестроечным. Перестроечное поколение напрочь лишено, извините за выражение, чувства родины. Лучших представителей этого поколения — мы же о них как бы говорим — что объединяет? Они почти не живут в России или страстно стремятся в ней не жить, потому что за границей комфортнее. Само собой, они не видят смысла в том, чтобы улучшать здешнюю среду, визуально ее обогащать, поднимать инфраструктуру. Их дети учатся в Лондоне и разговаривают по-английски лучше, чем по-русски. Какая, к черту, русская архитектура?! Чистый «S.N.U.F.F.» Пелевина!

Об архитекторах

Что делать нашим архитекторам, не очень понятно. Уходить в продавцы или в швеи-мотористки? Но я, к примеру, занимаюсь архитектурой уже почти пятьдесят лет. Для меня это не вариант. Да и ни для кого это не вариант. Приходится скрепя сердце прислуживать Большому Капиталу.

В последнее время раздаются критические возгласы в адрес российских архитекторов, мол, мы прогибаемся и в голове у нас ни одной светлой идеи, а все оттого, что вместо головы у нас мошна. Это не так. Во-первых, идеи есть и всегда были, просто непонятно, кому их предлагать. Государству доверия нет, да и откуда ему взяться — после стольких-то проваленных конкурсов: Большой театр, Мариинка, парк на месте бывшей гостиницы «Россия» — список можно продолжить. Ну а про негосударственного заказчика я уже все сказал. Во-вторых, в интеллектуальном и вкусовом отношении российский заказчик зачастую не дотягивает до того уровня, который необходим для адекватной оценки архитектурной идеи. И, наконец, в-третьих, если говорить обо мне, то я несу ответственность за своих сотрудников и не могу разбрасываться заказами, повинуясь внезапным приступам самолюбия. Гордость в моей ситуации — непозволительная роскошь.


Мол, мы прогибаемся и в голове у нас ни одной светлой идеи, а все оттого, что вместо головы у нас мошна

О том, как все исправить

На самом деле вся проблема в беззаконии. Профессия воспрянет, если будут приняты законы, которые вернут архитектуру в правовое поле, обеспечат архитекторам надежную юридическую защиту — от самоуправства чиновников, строителей, заказчиков, инвесторов и эксплуатационников. И престиж профессии сразу взлетит, и архитектура сразу сделается понятной и доступной. Однако пока что действия властей только усугубляют ситуацию. Чтобы понять, о чем я, достаточно пробежать глазами 94-й ФЗ. Это откровенно вредоносный документ, уничтоживший, по сути, творческую составляющую профессии. Союз архитекторов постоянно предпринимает попытки как-то повлиять на ситуацию, в частности то и дело выносит на рассмотрение Госдумы поправки к закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» — вполне разумные и актуальные. Но все эти попытки натыкаются на жесточайшее сопротивление со стороны строительного лобби. Для всей этой девелоперской публики архитектор под защитой государства — не просто еще один камешек в ботинке, а реальная угроза.

Лично у меня, признаться, сил на борьбу уже не осталось. Но это не значит, что я перестал верить в победу здравого смысла над алчностью.

 
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с bg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • bg
          • домен bg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции