html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Философ Роберт Шпеман: «Я был разгильдяем»

Robert Spaemann, 2010

Автор текста:

Александер Каман

Место издания:

ZEIT Online. 03.05.2012

Их прозвали «поколением скептиков» - немцев, родившихся в 20-х - начале 30-х годов. Пожалуй, вряд ли это меткое наименование, которое внесло лишь кажущуюся ясность в обычную неразбериху поколений, в итоге способно ввести кого-то в заблуждение. Например, если бы они и вправду были одержимы скепсисом, тогда вряд ли кто-либо из принадлежавших к этому поколению смог бы оказаться на папском престоле (Йозеф Ратцингер), или лордом в верхней палате британского парламента (Ральф Дарендорф), или стать Канцлером Воссоединения (Гельмут Коль), или получить Нобелевскую премию по литературе (Гюнтер Грасс). Нет сомнений, что социолог Гельмут Шельски, придумавший этот термин в 1957 году, опирался на реальность: ведь утопические посулы, которые ещё во времена Веймарской республики вызывали серьёзные столкновения различных мировоззрений, после 1945 года, по крайней мере в западной Германии, уже не действовали - до 1968 года точно. Соблазна впасть в тоталитаризм больше не существовало – поскольку они были скептиками. Но они были не настолько скептиками, чтобы, идя по стопам поколения эпохи грюндерства, не стать теми уверенными в свою могуществе идеальными дизайнерами федеративной республики, на которых мы взираем сегодня с восхищением и от которых мы частенько страдаем.

Если взять, к примеру,  родившихся в 1927 году, - а это Ратцингер, Грасс и Мартин Вальзер, - то сегодня никто не станет утверждать, что трезвость, прагматизм и объективность – их главные качества. А ведь именно в этом заключаются основные черты  так называемого «поколения септиков», если верить разнообразным  (само)характеристикам. Напротив: копни чуть глубже соответствующие биографии, всюду найдутся тлеющие искорки, восходящие к тоталитарному опыту и воспламенившие огромную энергию, которая пылала зачастую на протяжении всей их исполненной страстей жизни.

Роберт Шпеман родился ровно в тот год, что и папа Бенедикт, который с давних пор так ему близок; 5 мая философ отметит своё 85-летие. 14-летним гимназистом он наблюдал в трамвае, как молодой человек сгоняет почтенного старика со звездой Давида и садится не его место. Шпеман в тот момент понимал, «что теперь единственно возможным вариантом поведения было встать и уступить этому человеку своё место. Я этого не сделал. Я остался сидеть. Я боялся. До сегодняшнего дня мне стыдно. В тот момент меня охватила невероятная ярость. Ярость против тех, кто добился, чтобы я столь непристойным образом остался сидеть, кто обеспечил эту победу малодушия».

Роберт Шпеман: «Я стал бы садовником, если бы Гитлер выиграл войну».

Именно эпизоды, подобные этому, сделали «Автобиографию в форме бесед» Шпемана одним из замечательнейших интеллектуальных автобиографических трудов нашего времени. И не потому, что похожих историй о времени национал-социализма никто никогда не слышал. Шпеман описывает детство и юность так же детально и метко, с такой же беспощадной ясностью, к какой мы привыкли в его философских сочинениях и книгах. Именно потому, что изображаемые им личностные переживания столь наглядны, вряд ли читатель буквально воспримет его замечание, которое обнаружит по прочтении многих страниц, о том, что меньше всего его интересует собственный внутренний мир.

Формат книги необычен. В основе ее лежат многочисленные беседы, которые Шпеман вел со Штефаном Затлером, многие годы заведывавшего отделом культуры журнала «Фокус». Возникшее в итоге долгое интервью, где мнения высказываются скорее сдержанно, а не в противовес одно другому, делится на главы с включениями наиболее интересных автобиографических эссе, посвящённых сценам из жизни философов. В ходе беседы Шпеман детально излагает свои основные философские воззрения, и в этом отношении  книга служит удобным введением для тех, кто хочет познакомиться с его творчеством. И разумеется, книга ни в чем не следует антиавтобиографическому изречению Мартина Хайдеггера «Аристотель родился, работал и умер. Так обратимся же к его воззрениям»  - к счастью для читателя.

Без сомнения, католическая вера является сердцевиной этих воззрений, даже несмотря на то, что Шпеман оспаривает какую-либо причинную связь между нею и своей философией.  Едва ли можно представить более необычную родословную: мать – танцовщица, отец – после обучения в Баухаузе у Пауля Клее и Ласло Мохой-Надя становится редактором культурного отдела «Зоциалистише Монатсхефте» в Берлине. В период глубокого жизненного кризиса оба обратились в католическую веру и переехали в Мюнстер. В это время Шпеману было три года. В девять умирает его мать, а для отца вера занимает теперь главное место в жизни;  в 1942 году он становится священником. Атмосфера на родине ясна: сын горд тем, что не носит одежду юнгфолька, поскольку родители её ему не покупали; в гитлерюгенде он не состоял, антисемитским песням не подпевает – «национал-социалисты были просто-напросто врагами».

Нет, преподавателем этики радикал Шпеман никогда не хотел быть

Шпеман примечательным образом описывает молодёжную жизнь в то время: самым мрачным моментом своей жизни он называет то мгновение, когда 21 июля 1944 года пришло известие о неудачной попытке покушения на Гитлера. Если бы Гитлер выиграл, он хотел бы стать садовником. Одну из нарисованных им на доске карикатур на Гитлера он снабдил словами «Внимание! Могильщик Германии!» - директор предотвращает расследование обстоятельств этой истории и спасает подростку жизнь. Он с пристрастием расспрашивал солдат восточного фронта по поводу местонахождения депортированных евреев: «через полгода я во всем разобрался. Я знал, что их посадят в газовые камеры». Вывод, который он делает: немцы ничего не знали, потому что не хотели ничего знать. Многое в описываемой им юношеской жизни напоминает воспоминания Йоахима Феста о взрослении в такой же католической антинацистской семье.

Кому-то может показаться, что жизненный путь Шпемана к философии был невольно обусловлен религией – несмотря на то, что сознание немедленно находит справедливые возражения на этот счёт. После периода увлечения марксизмом в конце 40-х с портретом Ленина на стене он учился в Мюнстерском университете и был вхож в кружок Йоахима Риттера, общение с которым придало ему, а также Герману Люббе, Одо Маркарду, Эрнсту Тугендхату и Эрнсту-Вольфгангу Бёкенфёрде существенный импульс для собственной деятельности. «Я был разгильдяем», - так он вкратце описал прошлое студента Шпемана. Это не нанесло ущерба карьере и последовавшей профессуре - в Штутгарте, Гейдельберге, а потом и в Мюнхене.

«Сомнамбулическим» кажется ему его жизненный путь, красочно демонстрирующий нам интеллектуальный портрет этого католика. Он рано стал выступать против атомной бомбы, а позднее и против атомной энергии; в ночь, когда человек впервые высадился на Луну, в 1969 г., он выступал по телевидению с критикой программы «Аполлон», сказав, что это ненужное растрачивание природных ресурсов во времена, когда многие голодают. Революционеры 68 года, безусловно, находятся от него по другую сторону баррикад. Он вспоминает ночные разговоры в трактире со студентами-бунтарями, когда прямо говорил им: если бы он убедился, что завтра они захватят власть, «то тогда я бы предпочёл, чтобы сегодня вас всех, всех, кто здесь сегодня сидит, поставили к стенке». Он говорил это серьёзно, потому что в противном случае они пролили бы «реки крови»: «Тогда уж лучше прежде прольётся наша». Нет, преподавателем этики радикал Шпеман никогда не хотел быть - и всё-таки он подружился с Генрихом Бёллем: в одной забавной истории описывается, как чета Шпеманов в гостях у Бёллей находится под прицелом автомата – чуть ли не в тот момент тогда, когда задерживали Ульрику Майнхоф и Анреаса Баадера.

Возможно,  у кого-то взгляды Шпемана, изложенные в основном сухо, вызовут раздражение: его стойкая толерантность в отношении братьев Пия, его агрессивная враждебность в отношении гомосексуальных семей с детьми, неприятие абортов. Но многие его высказывания действуют как жало: проигнорировать их как провокацию невозможно, напротив, они воспринимаются скорее как настойчивое требование.  Разумеется, он выступает за возврат к тридентской мессе. Отрицание существования Бога означает для Шпемана «отречение от мысли». Важно то, чему он верен всегда: его восторженное описание паломничества в греко-ортодоксальный монастырь на горе Афон демонстрирует прямо-таки мистическую по своей интенсивности веру, которая увлекает даже остающегося ей чуждым. Роберт Шпеман – странствующий одиночка, чей жизненный путь начинается с раннего детского воспоминания. Трёхлетний крещёный малыш упрашивает, чтобы ему разрешили остаться в монастыре: когда монахи пели псалмы, он испытывал «неописуемое блаженство».

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с morebo.ru

14

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • moreboru
          • домен morebo.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции