html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Автобусы, на которых вы никогда не ездили

На территории СССР за всю историю нашего автопрома автобусы выпускали более 120 заводов! И среди их продукции были очень редкие машины.

Некоторые автобусы, скажем, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695 или ПАЗ-3205, знала вся страна. Хоть раз в жизни на них ездил каждый. Но были модели редкие, мало известные за пределами региона, где их строили.

А еще наши заводы собрали немало интересных опытных образцов, которые по той или иной причине так и не пошли в серию. Из великого множества редких автобусов мы выбрали лишь полтора десятка машин послевоенного периода…

Автобусы, на которых вы никогда не ездили

Большой трехосный АТУЛ-III выпускали после войны в Ленинграде. Третья ось автобуса была не ведущей — подкатной. Подобные машины строили еще до войны. Но АТУЛ-III стал одной из первых серийных советских машин вагонной компоновки. Автомобиль базировался на шасси ЗИС-50 — модернизированное ЗИС-5 с 90-сильным мотором. В 1949 году стали применять более мощное шасси ЗИС-150 и от третьей оси отказались. А трехосных машин после войны сделали всего около пятидесяти.


Автопоезда на базе рижских РАФов видели многие. Они работали в аэропортах и парках. Но был аналогичный автомобиль и на базе УАЗа. Его построили для ЦПКО в Краснодаре на заводе «Автокубань», известном, в основном, автобусами на шасси ГАЗ.


Московский завод «Аремкуз» делал автобусные кузова и спецмашины с 1927 года. После войны строили капотные кузова на шасси ГАЗ-51 и ЗИС-150, а в 1958-м сделали четыре экспериментальные машины вагонной компоновки на этих шасси. Та, что базировалась на шасси ЗИС, отличалась оригинальными сдвижными, как в вагоне метро, дверями. До серии дело не дошло.


Большой городской автобус с заднемоторной компоновкой ЗИС-129 разрабатывали в Москве с 1954 года. Машину унифицировали с междугородным ЗИС-127. Но, в отличие от последнего, ЗИС-129 в серию не пошел. А вскоре завод, переименованный в ЗИЛ, и вовсе отказался от создания автобусов.


Завод в эстонском Тарту в СССР знали по фургонам на горьковских шасси. Но во времена острого дефицита автобусов в Тарту разработали и ТА-6 с 70-сильным двигателем ГАЗ-51. В 1955-1960 гг. построили 732 экземпляра. Потом эти автобусы проходили на заводе капремонт с максимальным упрощением дизайна.


Первую советскую «гармошку» ЛиАЗ-5Э676 на основе ЗИЛ-158 со 150-сильным бензиновым мотором создали в Ликине в 1962 году. Машина по тем временам была огромной: 123 пассажира, 51 сидячее место. Но кузов ЗИЛ-158 был для такой конструкции слабоват, а капиталовложения на освоение производства слишком велики. Серийный советский автобус-«гармошка» появился лишь через много лет.


Этот «подрезанный» на одну секцию ЛИАЗ-677 назывался КАвЗ-3100 Сибирь. К производству в Кургане его готовили еще с 1963 года. На машине стоял 150-сильный, вместо 180-сильного, мотор и такая же, как на ЛиАЗе, автоматическая коробка передач. В 1975-м сделали партию из двадцати машин, но от серийного производства отказались в пользу наращивания выпуска малых капотных автобусов, известных по всей стране.


Открытые курортные автобусы еще с 1920-х годов делали несколько предприятий. После войны в Сочи строили подобные машины на шасси ГАЗ-51, на основе конструкции, разработанной в Горьком, и совсем в небольших количествах — на шасси ГАЗ-53.


РАФ-08 — самый маленький восьмиместный советский автобус (по нынешней классификации — минивэн). Экспериментальную машину по имени Спридитис (мальчик, искавший счастье, аналог мальчика-с-пальчик) оснастили двигателем и другими узлами Москвича-407. Затем применили подвески и рулевое управление от Волги и под названием РАФ-978 сделали очень небольшую партию автомобилей.


Экспериментальный авангардный по дизайну ЛАЗ-Украина-1 построили в 1961 году. Передняя маска кузова была из пластика, панели — алюминиевые, в салоне — самолетные сиденья. Двигатель V8 оставался бензиновым 150-сильным. Нарядная опытная машина успела засветиться в фильме 1962 года «Королева бензоколонки».


При проектировании троллейбуса ЗИУ-5 заложили и унифицированный автобус ЗИУ-6. На первый прототип поставили последовательно два бензиновых мотора ЗИЛ-158. Последний вариант ЗИУ-6-2М (на фото) 1960 года оснастили 192-сильным дизелем RABA-MAN. В серию машина не пошла.


ПАЗ-Турист 8.5м сделали в 1969 году специально для конкурса автобусов в Ницце, где предыдущая павловская машина неплохо показала себя в 1967-м. Этот Турист отличали свежий, оригинальный дизайн, гнутые боковые стекла, комфортные сиденья, гардероб и туалет в салоне. На машину поставили 150-сильный двигатель ЗИЛ, иного подходящего не было. Планировали серийный выпуск междугородней версии и упрощенного городского варианта, но московский завод отказал в поставке своих двигателей и коробок передач.


ЛАЗ-699П сделали в 1974 году для космонавтов, участвующих в совместном советско-американском космическом полете «Союз-Аполлон» в 1975-м. Автобус имел специальную планировку, атермальные стекла, герметизированный от пыли салон, мощный кондиционер.


Полноприводные двухосные автобусы ПАЗ и КАвЗ многие видели, а трехосная машина Тосно-Гаро — уникальна. Автобус на шасси ЗИЛ-157 с кузовом на основе львовского построили в 1963-м в единственном экземпляре.


На волне перестройки в подмосковном Ликине возникла фирма «Альтерна», спроектировавшая максимально простые, рассчитанные на дешевые отечественные агрегаты автобусы. В 1993-м сделали совсем немного и сочлененных машин Альтерна-6230, рассчитанных на дизели КАМАЗ или ЯМЗ. Интереса у заказчиков машина не вызвала. Правда, еще шесть таких сочлененников сделали в Орске на заводе «Сармат».

  • Фотогалерею самых редких серийных автомобилей СССР смотрите тут.
  • Полюбоваться на редкие Лады можно здесь.
  • Автопарк необычных УАЗов вы найдете по этой ссылке.
  • Фотографии автомобилей Волга, которые мало кто видел, мы собрали в этой публикации...
  • ...а малоизвестных машин марки Москвич — тут

Фото: из архива автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с zr.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • zr.ru
          • домен zr.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции