Осенью, например, Батагов представил программу из барочных сочинений и минимализма XX века Майкла Наймана - между этими стилями в его интерпретации нашлись параллели (и не совсем неожиданные - хиты Наймана вдохновлены английским классиком Генри Перселлом). На том же концерте Батагов резонно заметил, что вся им исполняемая барочная музыка писалась не для рояля - фортепиано тогда еще не изобрели - но на этом инструменте звучит и архаично, и современно.
Так и есть: всему "виной" манера Батагова, его прекрасный звук и фразировка. Поэтому публика ходит не столько на произведения, сколько на Батагова: что ни сыграет на рояле сольно - все увлекательно.
Концерт в зале "Филармония-2", расположенном несколько на отшибе, между олимпийской деревней и районом Очаково, представляли как презентацию. Причем не только новой программы "Вечерний гимн", но и альбома, который выпустила "Мелодия" (компакт-диск дарили всем посетителям с билетами).
Программа четко следовала трек-листу альбома. Начинается с A Galyard анонимного автора начала XVI века. Произведение показалось несколько суховатым и слишком схематичным - будто аккомпанемент к чему-то. Но дальше пошли мелодичные, яркие и драйвовые - произведение Перселла (Чакона соль-минор), Джона Дауленда (который после перепевок Стинга уже может считаться поп-композитором), Уильяма Берда и других. Первое отделение получилось довольно пестрым по настроению и эмоциям; второе - более цельным, хотя там были те же композиторы и анонимы.
По словам Батагова, он никак не адаптировал произведения под рояль. Просто взял ноты - вокальные, ансамблевые, клавесинные - и сыграл по написанному. На рояле, неаутентично то есть. Но сейчас и музыканты сами неаутентичные, потому что слушали и/или играли джаз, рок, авангард, модернистов и так далее. Лотман писал о способности художественного текста накапливать информацию - вот также и меломанское ухо "вслушивает" более позднюю музыку в более раннюю.
Исполнение клавесинной музыки на рояле, конечно, меняет музыку, а как и в какую сторону - вопрос вкуса. Исполнителя и слушателя. Слушая же слигованные ноты Батагова в голове "достраиваешь" яркую "дребезжащую" атаку клавесина.
Например, Suite in G major Перселла прозвучала как нечто джазовое в начале, а ближе к финалу - уже скорее равелевское. Напомню, что "Гробницу Куперена" Равеля Батагов записал ещё в 1993 году, и в том его исполнении теперь слышится нечто барочное. То есть в прямом смысле - барочный круг: всё возвращается к барокко. Чтобы потом от него оттолкнуться.
Тебе это не нравится?
You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.