html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Анатолий Квочур — о самолётах шестого поколения и плазменных коридорах

12 августа Воздушно-космические силы России отмечают 106 лет со дня создания. Сегодня ВКС получают новые и модернизированные истребители и бомбардировщики, но авиационная наука не стоит на месте и работает над самыми передовыми проектами, включая беспилотные авиационные системы и плазменные "коридоры" для воздушных судов.

О том, смогут ли роботы заменить лётчиков, как садиться самолёту, "ослепленному" противником, и сделают ли самолёт шестого поколения беспилотным, в интервью ТАСС рассказал заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Анатолий Квочур.

— Анатолий Николаевич, истребители четвёртого поколения сильно отличаются от тех, что были 20–30 лет назад?

— Если вы имеете в виду Су-30СМ и Су-35, то это уже другое поколение — "4++", которое обладает качествами сверхманёвренности. В принципе, все самолёты проходят сейчас модернизацию. Я думаю, что на сегодняшнем этапе, может быть, этого и достаточно.

— А мастерство лётчиков вообще меняется с годами? Приёмы основные, фигуры высшего пилотажа?

— Мастерство лётчиков очень сильно зависит от информационного обеспечения экипажа. Если лётчик сидит как в танке и ничего не видит, то он становится мишенью. Поэтому он должен быть осведомлён о той обстановке, которая складывается вокруг него. Неважно, ударные он выполняет функции или оборонительные. Чем больше лётчик будет информирован, тем больше его эффективность в бою и выше безопасность. Подвергать опасности пилотов — это не дело. Нужно воевать так, чтобы и своих сохранить, и чужих победить с минимальными потерями.

Мы, в частности, уже давно отработали дисплеи в кабине самолёта, по которым можно выполнить высокоточную посадку с использованием спутниковых навигационных систем и определённых маркеров на этом дисплее, где видно "техническим зрением" взлётную полосу не только днём, но и ночью. Это важно, потому что в условиях реальной войны аэродромы будут в значительной степени разрушены или, по меньшей мере, будут уничтожены все те радиотехнические средства и системы, которые обеспечивают заход на посадку.

— То есть, самолёт сам по себе и лётчик-мастер — это даже не полное сочетание без таких систем?

— Да, конечно. Поэтому нужно создавать эти системы более автономными, когда всё содержится в самом летательном аппарате, который выполняет задание.

— А если противник его "вырубит" или "ослепит"?

— Может "вырубить". Но дело в том, что на современных самолётах есть инерциальные системы, которые даже в случае отключения спутниковой навигационной системы обеспечат позиционирование летательного аппарата.

Дело в том, что в ИНС есть алгоритмы, которые запоминают так называемый дрейф — увод, отклонение от той или иной точки. Это тоже можно модернизировать, и если правильно интегрировать эти системы, то какое-то время можно просуществовать и без спутниковой навигационной системы.

— Вы сказали о наращивании средств автоматизации. Каким, на ваш взгляд, будет шестое поколение самолётов? Беспилотный вариант истребителя шестого поколения возможен?

— Возможен. В принципе, всё возможно. Только как всем этим управлять?.. Я в юности читал фантастические романы, была такая серия о Навигаторе Пирксе Станислава Лема. Там в том числе шла речь о том, кто эффективнее: человек или мощный, неотличимый от человека робот. Однако единственное, чего у него нет, — это человеческого интеллекта и души. В этих повестях было показано, что человек может быть физически и даже интеллектуально слабее, чем этот робот, но у человека есть интуиция и есть душа.

— Вы верите в превосходство человека?.. Просто есть сторонники "беспилотных" войск, в том числе и авиации.

— Человек — это высшее творение природы. И он это не сам придумал.

— Зато человек летать, например, не может. Чтобы летать, ему все-таки нужны приспособления. Или в этом плане его несовершенство...

— В этом плане несовершенство человека дополняется его интеллектом и интуицией. А интуиция связана с душой.

— Если не будет полного перехода на автономный беспилотный борт, возможно ли применение пилотируемого истребителя Су-57, который бы управлял группой беспилотников?

— Наверное, возможно. Только нужно понять, как человек, который летит в каком-то самолёте, будет ещё и такой группой управлять. Важно всё — что это за человек, какие у него механизмы управления этой группой, как это будет происходить.

— А если экипаж из двух человек будет состоять, например, пилота и оператора группы беспилотных аппаратов?

— Такие решения есть, например, на МиГ-31, где летает пилот и оператор позади него.

— Кстати, раз вы МиГ-31 упомянули. Сейчас все ждут и ждут новый перехватчик на смену МиГ-31. Что слышно по этому поводу?

— Какая-то зловещая тишина по этой теме. МиГ-31 можно было уже давно модернизировать и, например, использовать такие вещи, как плазму. Но нет пока чёткого понимания, как использовать эти огромные скорости, которых в мире больше нет ни у кого.

— Сейчас МиГ-31 обрел, в общем-то, новую жизнь с "Кинжалом".

— Да, но он потерял при этом скорость. Всё это достигнуто благодаря такому тяжёлому и скоростному носителю, как МиГ-31, но нужно двигаться дальше, ведь есть и другие веяния, о которых сейчас говорить, наверное, преждевременно. Вот американцы, например, уже используют плазму, у них есть гражданский проект.

— Вы имеете в виду плазменные двигатели?

— Нет, не двигатели, а использование плазмы для сжигания скачков уплотнения. То есть она как бы коридор впереди самолёта создает.

— Это что-то наподобие кавитационных торпед? Создается некое поле вокруг истребителя?

— Да, поле. Таким образом, существенно снижается лобовое сопротивление и, в частности, трение воздуха.

— Физически это возможно реализовать?

— Американцы начали. Они построили, точнее, начали строить проект пассажирского самолёта, который мог бы летать со скоростью, скажем, 3700 км/ч, при этом расход топлива — как при полёте на дозвуковой скорости, то есть, в три-четыре раза меньше, чем при полёте на сверхзвуке. Это даёт и топливную эффективность, и дальность повышает. Ещё важен вопрос звуковых ударов. Когда самолёт летит на большой высоте, он тянет за собой своеобразный воздушный конус.

— Какие ещё есть передовые разработки?

— Есть ещё кое-какая информация, что американцы занимаются вибрационным горением.

— Что такое вибрационное горение? Имеются в виду двигатели на этом новом принципе?

— Да. Но это такая тонкая вещь, с которой нужно очень аккуратно обращаться. Чтобы довести её до безопасных режимов на пассажирских летательных аппаратах, думаю, пройдёт ещё долгое время. А для каких-то других целей создать опытные образцы, наверное, возможно. Но это сложные исследования, требуются технологии.

— Как вы относитесь к идее набирать девушек в лётные училища?

— А у нас что, безвыходная ситуация с кадрами?

— Говорят, что лётчиков сейчас не хватает.

— Лётчиков у нас хватает.

Беседовали Анна Юдина и Артур Шайхутдинов, ТАСС
Фото © Виталий Кузьмин

Пояснения:

  • Дрейф, отклонение от заданной точки - расчёт отклонения от последнего точного местоположения ВС, полученного от ГЛОНАСС или других систем навигации.
  • Скачки уплотнения - ударные волны, возникающие при обтекании тела потоком жидкости или газа.
  • Вибрационное горение - вид неустойчивого горения, характеризуемое автоколебаниями газа в камере сгорания двигателя.
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с aviation21.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • aviation21.ru
          • самолет
          • истребитель
          • бомбардировщик
          • беспилотник
          • домен aviation21.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции