html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Александр Расторгуев в «Сеансе»


Саша Расторгуев. Фото из семейного архива

№ 25/26. Солнце

Первое появление Александра Расторгуева на страницах «Сеанса», вышедшего в конце 2005 года — в материалах блока, посвященного этике документалиста в горячих точках. В большой обзорной статье о фильме «Чистый четверг» пишет Алексей Востриков:

«У режиссера получилось главное: оставаясь чужим, стать своим.

Для документалиста важно быть чужим: только со стороны можно увидеть эстетику стертой военной повседневности. Жаркое солнце красного борща в огромной круглой кастрюле. Бесконечные стоптанные сапоги, которые усталые солдаты все кидают и кидают на землю из грузовика. Страшный черный дым из топки паровоза, когда эти сапоги сжигают. Где люди, которые носили эти сапоги?

Для документалиста важно стать своим: тогда его не стесняются и — главное! — ничего для него не играют. Этим людям не нужно храбриться в его присутствии, разыгрывать из себя Рембо — потому что они интересны режиссеру сами по себе. Какие уж есть… Расторгуеву удалось не повестись на глобальные обобщения, а найти фрагмент, частность, точку. И поэтому удалось выделить горячее ДНК», — «Точки на экране».

 

На соседних страницах номера в дайджесте «В заложниках — авторы, герои и зрители…» — прямая речь Расторгуева, пока еще собранная по материалам прессы:

«Документальное кино — поэтический террористический акт задержания, взятия и удержания в заложниках героев и зрителей. Если в художнике находится какая-то точка наблюдения, то он, как занемевший киллер, лежит и не знает: хорошо или плохо убивать этого человека, будут по нему плакать дети… На самом деле понятно, что камера ломает героя. Проблема нравственная состоит в том, чтобы сохранить свою точку зрения и при этом оставить в кадре точку зрения героя на события, которые стали фильмом».

 

Впервые с «Сеансом» Расторгуев говорит для № 29-30 — о Кинотеатре.doc:

«Был сформулирован главный вопрос к действительности: ты, ….., действительность, есть? И она ответила: да вот же я, здесь, стою, жду тебя, художник. Встреча произошла. Теперь самым главным было, чтобы не получилось „как всегда“».

 

№ 31. Реальности недостаточно

В 2007-м «Сеанс» работает над масштабным специальным выпуском, посвященном документальному кино. Журнал разрастается, и выходят сразу два номера. Один в большей степени рассказывает о мировой практике, другой — отечественной. Но оба посвящены поиску «подлинных зон реальности» в условиях ее инфляции, поэтому одним из его центральных героев сдвоенного выпуска становится Александр Расторгуев. Вот, что пишет о фильме Расторгуева «Мамочки» Марина Дроздова:

«Что отличает фильм Расторгуева от других опытов натуралистического кино? Фундаментальный режиссерский талант. Расторгуев обладает физиологической способностью видеть внятную драматургию реальности. Глагол „видеть“ подразумевает некую таинственную сумму технологических моментов, которая приводит к „точной наводке“ при фиксировании происходящего. Как бывает естественно точным язык хорошего романиста (в одном предложении он умеет поставить слова таким образом, что в строке отражаются одновременно вся сложность мира и вся уникальность описываемого эпизода), так Расторгуев владеет языком настоящего романиста в документалистике», — «Полный штиль».

 

В том же номере можно прочитать мнения о фильме. Сам Расторгуев на страницах журнала говорит о фильмах коллег: о «Гербарии» Наталии Мещаниновой, «Флэшбеке» Герца Франка и «Портрете» Сергея Лозницы — в последнем он отмечает работу оператора Павла Костомарова, который скоро станет его соавтором.

 


Александр Расторгуев. Фото Светланы Щагиной

 

Через год выходит номер Back in the USSR. Режиссер становится героем рубрики «Портрет», он приезжает в гости к «Сеансу», пишет манифест «натурального кино»:

 

«Реальное кино»

Уже поработило себя своею же эстетикой.
«Реальное кино» пытается прицепить хвост реальности к симулякрам с билбордов. Поменять вектор. Не «реальное», не «действительное»,

а
НАТУРАЛЬНОЕ КИНО

 

— «Натуральное кино. Манифест».

 

Выходят три масштабные статьи о нем, написанные Еленой Фанайловой, Алексеем Гусевым и Михаилом Ратгаузом:

 

«В трех последних работах Расторгуева, утверждающих его на первых ролях в отечественном документальном кино („Мамочки“, „Чистый четверг“ и „Жар нежных“), откровенность полученного материала объясняется примерно тремя вещами: постоянная жизнь съемочной группы с народом, когда народ привыкает к камере и перестает на нее реагировать; мастерство интервьюера, который полностью от себя отрекается, превращается в анонимное существо (в фильмах Расторгуева отсутствует авторский текст, любой комментарий); и неизбывная жажда русских людей немедленно высказаться о себе любому вопрошающему, как попутчику в ночном поезде, поскольку, видимо, их высказывание в деле жизни никак, никем и никогда не было услышано, оценено, подхвачено и отблагодарено», — Елена Фанайлова, «Русский „Декамерон“».

 

«Расторгуев хорош только для людей чувственных, для людей с горячечной кровью, для тех, кто с детства почувствовал жар жизни. Он может быть прямо-таки неприятен людям, остерегающимся прикосновений, людям с прямым позвоночником и куском антисептического мыла в кармане. Его кино — это, конечно, кино антисанитарии. Он не выкапывает защитных рвов между жаром двух тел и теплом от гниения помоев», — Михаил Ратгауз, «Заметки о Расторгуеве».

 

«Расторгуев не любит игры; любая игра для него — поддавки, упоение которыми дает возможность чего-то не увидеть и не услышать; для него, кинематографиста, это означает — не сделать; для него, кинематографиста, это немыслимо и мерзко. То есть возможно, возможно, но лишь как досуг, отдавая себе и окружающим полный отчет в досужести происходящего. Как скидка, которой можно пользоваться лишь время от времени. Хотя лучше не пользоваться вовсе», — Алексей Гусев, «Ода капитулянту».

На тех же страницах о фильмах Александра Расторгуева говорят Александр Сокуров, Алексей Герман, Глеб Панфилов, Сергей Соловьев и многие другие.

 

Постскриптум — письмо Александра Расторгуева, написанное в 2002-м, в момент работы над фильмом «Чистый четверг»:

«СМИ, конечно, соврут, скажут, что на борту сверх положенных были ну еще несколько, и то опаздывающих на доклад к мирному министру военной обороны, — НО НЕ ДВА ЖЕ «КУРСКА», в самом деле, ЗАВАЛИЛ ОБКУРЕННЫЙ БОЕВИК СО СВОЕГО МИРНОГО ОГОРОДА или какая-нибудь Эльза Кунгаева. НЕ ДВА ЖЕ «КУРСКА» УПАЛИ РЯДОМ С САМОЙ КРУПНОЙ И БОЕВОЙ ВОЕННОЙ БАЗОЙ РОССИЙСКИХ ВОЙСК. На минное поле с разворованными и проданными мирным жителям минами.

<…> Бредовый финал нашего реального фильма в точности состоялся в бреду новостийной реальности. И вот скольких жизней стоит наш фильм. <…>».

 


Александр Расторгуев. Фото Никиты Смирнова

В номере, рассказывающем о важных для «Сеанса» проектах, Александр Расторгуев и Павел Костомаров представляют свой совместный замысел «Я тебя люблю» — сплав игрового и документального кино.

«Сценарий — это карта клада. Сценарий может быть каким угодно: готовым, литературным, подробным, скупым, художественным, схематичным, сочным… Даже режиссерским. Главное, чтобы клад был. В лучшем — сказано, кто этот клад стережет», — Расторгуев и Костомаров о фильме.

 

На соседнем развороте — фрагмент сценария:

«Врывается ночной остывший шум города. Рука выхватывает камеру через дыру в стекле. Бегут ноги. Асфальт, лужи.

В подворотне девушка подносит камеру к своему лицу, запыхавшись, говорит:

— Ваня! Я сделала ЭТО для тебя! Для нас… Теперь ты видишь — я готова на все! И все могу! Я загадала: если смогу, то мы будем вместе долго-долго, всегда…»

 

Об уже сделанном фильме Расторгуева и Костомарова в «Сеансе» пишет Михаил Ратгауз:

«Слова „Я тебя люблю“, вызывающе поставленные в название фильма, — это траченная молью, но все еще не добитая формула. Ею обороняются, с ее помощью замазывают, ее вымаливают, ею называют то, что сидит внутри, она выполняет роль валюты, содержание ее бесконечно. Это зона безостановочного производства прямо противоречащих друг другу смыслов и вопросов.

Расторгуев с Костомаровым как раз и заняты в фильме тем, что гнут эту формулу, как проволоку», — «Смятение».

 

«Я тебя люблю» — «Я тебя не люблю»

Вторая часть дилогии «Люблю» — по словам Расторгуева, «более честная, более содержательная и более нежная», выходит в 2012 году. В сборнике Seance Guide-2012 о нем пишет Елена Грачева:

«В проекте Расторгуева и Костомарова отношения между правдой и правдоподобием еще запутаннее: сначала сотни людей снимали свою жизнь, а потом стали снимать придуманную историю, как если бы она происходила с ними взаправду. Но что такое честность, если человек все время держит в руках камеру, сюжет вымышлен, а высказывание смонтировано режиссерами-профессионалами?», — «Поэзия и правда».

 

«Срок»

В 2012 году Расторгуев и Костомаров объединяют усилия с Алексеем Пивоваровым, чтобы начать проект «Срок» — авторскую хронику короткой протестной поры. В поле зрения попадают Алексей Навальный, Ксения Собчак, Pussy Riot и другие представители протестного движения. Через некоторое время проект переезжает из YouTube на сайт «Ленты». Однако после разгона редакции издания в 2014 году «Срок» удаляют с сайта.

Расторгуев говорит о проекте с Михаилом Ратгаузом:

«Нужен отвлекающий маневр, чтобы отвести от переправы. Классическая военная история: кто-то отвлекает, где-то в другом месте бьют. Вот эти 100000 или даже три человека, погибшие на выжженной земле на ровном месте, — это все поименные люди; это друзья друг друга; это человек, у которого осталась теплая баба с сиськами, дети, желание пожрать, у которого нет кармана в гимнастерке».

 

В конце года в квартире у Павла Костомарова проходит обыск, он проходит как свидетель по «Болотному делу» — и тем самым становится участником событий, что нарушает принципы «Срока». Авторы принимают решение законсервировать проект. В 2013 году они запускают новый проект «Реальность» — частично он развивает идеи «Я тебя люблю»: команда кинематографистов призывает людей снимать материал о себе и об окружающей действительности — отзкываются 2 500 человек.

В июне 2014 года выходит полнометражная версия «Срока».

«„Срок“ — это кино про власть, про жажду власти. Герои много говорят о ней, но настоящая власть в руках ни у кого из вышеперечисленных (включая последнего). Настоящая власть — в монтажной, где из событий, в которые были вовлечены десятки тысяч, три автора лепят то, что захотелось вылепить им», — Мария Кувшинова, «Сказка о потерянном времени».

 

Пятое мая, 2018

Последнее появление Расторгуева в «Сеансе» —  по поводу коллег: во время протестных акций 5 мая омоновцы начинают нападать на документалистов и журналистов с камерами; кажется, с новым президентским сроком наступают новые правила, Расторгуев там, и фиксирует это среди первых.

«Это был нарастающий дичайший беспредел. К концу съемок возник, видимо, приказ арестовать вообще всех, кто находится на Пушкинской площади. И всех стали без разбора бить и заталкивать в автозаки. В этот момент Маша Павлова получила несколько ударов дубинкой, у нее сильные ушибы. А Зосю повалили в кучу с детьми, которых она в тот момент снимала, и там же, в этой куче их сильно избили дубинками, а потом закинули в автозак, который потом катался по городу несколько часов».

Два месяца спустя Александр Расторгуев собирается ехать в Центральноафриканскую республику, снимать деятельность российских наемников из ЧВК «Вагнер». Вместе с ним туда поедут и погибнут талантливые, опытные и смелые — Орхан Джемаль и Кирилл Радченко.

 

● ● ●

 

«Есть ли что-нибудь главнее, чем фильм? Что?

Все остальное. Везде, где только можно. Но там я не знаю, что делать. Не монтируется никак», — из интервью.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • режиссеры
          • документальное кино
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции