html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Александр Боровский: «Нормальные вещи произносятся между прочим – только идиоты глашают»

В Русском музее вы заведуете отделом новейших течений — а значит, режиссируете большие выставки. При этом за прошлый год выпустили две книги: получивший премию Кандинского сборник эссе и статей «Как-то раз Зевксис с Паррасием…» и автобиографию «Разговор об (не отнять) искусстве». Как вы все успеваете?

Я ленивый человек. Но в последние годы успеваю больше — раньше много внимания уделял светской жизни. А сейчас собрался, больше пишу. Может, потому, что сократил общение с художниками, оставил лишь нескольких друзей, понимая, что время ограничено, как у всех людей в моем возрасте. Сейчас беда искусствоведения в том, что все нахватались правильных слов, овладели терминологическим набором. Но умение увидеть и объяснить, что же есть в картинке, чем Иванов от Сидорова отличается, — для этого нужны качество языка и литературные инструменты. Мне интересно «попадать» или не «попадать» в художника. И я стараюсь поддерживать традицию Абрама Эфроса и Николая Пунина. В 1960–1970-е годы прекрасно писали Эраст Кузнецов, Михаил Герман, Лев Мочалов, Юрий Герчук, Александр Каменский — даже при существовавших тогда условностях, при необходимости соблюдения языковых стереотипов. Потом, когда мы вышли на широкую дорогу транснационального искусства, многое потерялось в литературе об искусстве.

Почему, на ваш взгляд, в художественной критике нет литературных качеств?

Критика — старый условный термин. Она имела смысл, когда были революционные идеи, борьба старого с новым, надо было отстаивать свое. А зачем сейчас критиковать? Зачем тратить время на просто неинтересных художников? Плохой, ну плохой, черт с ним. Разве что особо борзых надо немного останавливать, чтобы не лезли в публичную сферу. Критика должна быть литературой, чтобы было интересно читать и вместе с ней переживать искусство. Я предпочитаю термин «писатель об искусстве». Artcriticism — это для журналов, а журналов все меньше. Я чаще пишу предисловия к каталогам, и для меня это жанр портрета. Я даже в Facebook начал делать посты, потому что это короткий и быстрый жанр. Я лучше выскажусь о себе или о хорошем художнике, вступая с ним в диалог. Другое дело — философствование об искусстве. Тут важнее терминологические аспекты, отсылки авторов друг к другу. Аудитория у этой деятельности небольшая.

Когда вы пишете о художниках, у вас получается очень автобиографичный нарратив.

Пожалуй, у меня с годами нарастает «автобиографизм» в текстах. Один приятель так и сказал: «Ты больше все равно рассказываешь о себе, так зачем тебе сочинять о других?» Я знал огромное количество людей, историй — семейных, домашних и всегда вставлял их в свои тексты. В художниках мне интересно — кроме тех творческих задач и установок, которые они разрешают, — что-то человеческое. Как-то в Мюнхене я спрашиваю Рупрехта Гейгера, старика, которому под сто лет: «У вас красные квадраты — это отсылка к Малевичу?» Он отвечает: «Нет, это небо над Вязьмой, 1942 год». Такие истории не придумаешь, они интереснее, чем формальные моменты. Хотя формальные тоже важны. О ком бы я ни рассказывал, и особенно о моих друзьях Грише Брускине или Леониде Сокове, мне важно найти человеческий момент. Вот так и вышла книжка «Разговоры об (не отнять) искусстве». Это Tabletalks — застольные разговоры, органичная для русской литературы форма, идущая еще от Пушкина. Такое подробное название — от издательства, от меня в нем — добавление «не отнять». В самом деле, чего у меня не отнять, так это интересных контактов и историй. Жизненного опыта, по правде, никакого, а вот опыт общения остается.

А ваша манера смешно рассказывать о серьезном — это жизненный принцип?

Такой стиль. Не только мой, я его помню у знаменитых стариков. Никто из них с пафосом не говорил ни о себе, ни о современном им искусстве. А я из-за своих родителей (отец Александра Давидовича был известным художником-графиком. — Прим. ред.) знал массу великих стариков. Самое страшное — это звериная серьезность. Чего бы ни касалась эта серьезность — искусства, патриотизма, государства, — она все портит. Нормальные вещи произносятся между прочим. Только идиоты глашают.

Вам, наверное, интереснее писать, чем делать выставки.

Я столько уже сделал выставок, честно говоря. Я считаю, что куратор отдельно от писания — странная фигура, потому что надо внедрять в сознание зрителей то, что ты хочешь сказать. У нас все сейчас делают выставки: художники делают, кураторы делают — а кто на них ходит?

Все те же.

Да, маленькая тусовка. В этом и беда. Мне кажется, мы много работали в 1990-е годы, но как-то незаметно сузили аудиторию. Потому что всеобщее кураторство и неумение писать привели к разрыву контактов со зрителем. В 1970–1980-е годы была очень мощная прослойка инженерно-технической интеллигенции — пусть они многого не знали, но тянулись к искусству. А над ними стали издеваться, что они любят Илью Глазунова. Те и отпали от выставок. А вы объясните уличному человеку, чем хорошее искусство отличается от плохого. У знаменитого советского скульптора Александра Матвеева была великолепная фраза: «По некоторым поводам не надо беспокоить скульптуру». Вот так и некоторым кураторам не надо беспокоить искусство, если они ориентируются исключительно на свой кружок.

Ваш отец был художником. Почему вы решили пойти не в художники, а в искусствоведы?

Я сразу понял, что я не гений. Кроме того, время было тяжелое для художников. Я видел изнанку их быта, грустную. И я всегда любил литературу. В нашем поколении, к сожалению, одни ушли в диссиденты, другие в конформисты, а я был из тех, кто «отошел в сторонку», занимаясь личными делами. Мое поколение было уязвимое. Вот фотография с Курехиным и Приговым. Сережа — чуть младше. Дмитрий Александрович — чуть старше. Оба умерли. Уязвимость была потому, что большую часть жизни, в начале, преследовало общее ощущение безнадеги. Как только какой-то просвет появился, все стали работать на износ. К концу 1980-х пошла вторая жизнь, настоящая, но многие уже не успели ее прожить как долгую. Физически. Не досмотрели картинку.

Вы пишете сейчас еще одну книгу. Расскажете, о чем она?

Ее героями станут самые разные художники: Гриша Брускин, Владимир Овчинников, Шон Скалли, Реза Деракшани и в то же время Илья Глазунов или Алексей Беляев-Гинтовт. Нормальный человек сделал бы устраивающий всех либеральный выбор, чтобы говорили: «Ах, какие у тебя друзья!» — а тут скажут: «Какие-то нерукопожатные фигуры затесались. Какая-то этическая неразборчивость!» Но если уж ты пишешь групповой портрет, изволь попытаться понять всех персонажей. Неугодных не выгонишь. Так «настоящие портретисты» писали: Репин не мог выбросить из членов Государственного совета мракобесов и подлецов — писал как миленький. И сегодня интересно смотреть, что он смог увидеть в самых «нерукопожатных» того времени. Делать книжку эссе о «своих» — это какой-то междусобойчик. Меня же интересует ситуация в целом. Мои художники — те, с кем я могу мысленно беседовать. Спорить. Брезгливо дистанцироваться. Но мне любопытна мотивировка любого. А в жизни, кстати, вовсе не обязательно встречаться с антагонистами. Есть риск попасть под влияние. Потому что и среди реакционеров (условно назовем) есть личности крупные. Они тебе так мозг запудрят. Это же, кстати, касается и моих друзей: с близкими мне художниками я говорю на личные темы, а не об искусстве. И еще я стараюсь их не слушать, тем более ни один мне еще не сказал: «Моя вещь не очень, мой сосед на этот раз сделал лучше меня». Когда пишешь о художнике, надо смотреть на его работы, а биографию прочтешь и в Интернете.

А какое название у этого сборника?

Он будет назваться «Групповой портрет с автором». Есть ли там автор, есть ли там я в этих разнообразных портретах — вот что меня сейчас волнует.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с sobaka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • sobakaru
          • литература
          • лето
          • выборы
          • искусство
          • музей
          • языки
          • выставка
          • биографии
          • домен sobaka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции