html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Алек Сот: «Мой самый большой страх — потерять то, чему я научился»

Член агентства Magnum и один из наиболее ярких современных фотографов, работающих на стыке арта и документалистики, Алек Сот — о том, почему сам он уже не тот.

Алек Сот стал главным приглашенным гостем фотофестиваля Odesa Photo Days, который проходил в Одессе 25—29 апреля. На лекции Сот рассказал, как задумывались и развивались проекты, которые принесли ему известность, почему он захотел поселиться в пещере, чему научился у индийских йогов и зачем целый год притворялся репортером «Маленького коричневого грибочка». Редакция публикует пересказ выступления Алека Сота, а также его ответы на вопросы слушателей.

Алек Сот 49 лет

Американский фотограф, член агентства Magnum. Родился в Миннеаполисе, штат Миннесота. В 2003 году был награжден призом Санта-Фе. Его работы находятся в крупных публичных и частных коллекциях, включая Музей современного искусства в Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств в Хьюстоне, Walker Art Center.

Работу над своим первым проектом Алек Сот начал в 21 год, путешествуя вниз по Миссисипи и снимая встречавшихся ему героев, места и стоящие за ними истории. Одной из самых знаковых в серии стала фотография детской кроватки Чарльза Линдберга — летчика, который первым пересек Атлантический океан в одиночку. Весь проект, получивший название «Спящие вдоль Миссисипи» (Sleeping by the Mississippi), во многом посвящен мечтам (в английском и сны, и мечты — dreams) и в нем можно часто увидеть снимки кроватей, которые сам фотограф называет «транспортом для сновидений».

— Я как бы документировал не реальность, а скорее сны, — вспоминает Сот. — И если вы хотите узнать мою мечту на тот момент, то это была публикация фотокниги. В то время у меня не было имени, чтобы выпустить книгу [в издательстве], поэтому я попытался сделать ее самостоятельно. <...> Мне очень повезло, удалось опубликовать книгу, а через три года у меня уже была карьера фотографа.

Alec-Soth_15
В течение пяти лет Алек Сот спускался вдоль реки Миссисипи и просил незнакомцев позировать ему. На фото — Чарльз. Ваза, Миннесота. 2002 год. Alec Soth / Magnum Photos / East News
Alec-Soth_14
Мать и дочь. Из проекта «Спящие вдоль Миссисипи». Дэвенпорт, Айова, 2002 год. Alec Soth / Magnum Photos / East News
Alec-Soth_12
Детская кровать Чарльза Линдберга, американского летчика, который первым перелетел Атлантический океан в одиночку. Из проекта «Спящие вдоль Миссисипи». Миннесота, 1999 год. Alec Soth / Magnum Photos / East News

Работая над своей второй книгой, Сот решил использовать тот же подход — снимать пейзаж как метафору, — но теперь его интересовала тема любви и разбитых сердец. Местом съемки стал Ниагарский водопад, куда традиционно приезжают пары в медовый месяц. Затем Сот решил дополнить серию портретами влюбленных, а чтобы добавить фотографиям энергии, начал снимать героев обнаженными. В проект также вошли фото личных писем — чем дальше листаешь книгу, тем мрачнее они становятся. «Этот проект не просто о любви, а о том, что недавно зародившаяся любовь не может сама себя долго поддерживать», — говорит Сот, отмечая, что самым потрясающим в своей работе считает возможность попадать в жизнь других людей, задавать им личные вопросы и узнавать интимные подробности.

Alec-Soth_16
Проект «Ниагара» — о любви и разбитых сердцах. Ниагарский водопад — место, куда влюбленные приезжают отмечать медовый месяц, а люди, чье сердце разбито, — сводить счеты с жизнью. США/Канада, 2002 год. Alec Soth / Magnum / East News
Alec-Soth_17
Мишель и Джеймс. Из проекта «Ниагара». Канада, 2004 год. Alec Soth / Magnum Photos / East News

Следующей работой Алека Сота стал проект «Бесполезное руководство» (Broken Manual). Снимая по заданию одного из музеев американский Юг, он оказался в лесу, где в 1996 году скрывался террорист Эрик Рудольф, ответственный за взрывы на Олимпиаде в Атланте. Сот собирался сфотографировать место, где арестовали Рудольфа, но по дороге заехал в местный монастырь и с расстояния снял монаха. «Мне был интересен этот момент, когда человек хочет стать отшельником, — говорит Алек Сот. — Потому что один из них хотел стать отшельником по духовным соображениям, а другой — по политическим». В итоге фотограф решил сделать проект не о конкретном человеке, а о том чувстве, которое преследует людей, решившихся сбежать от общества. «Бесполезное руководство» — это руководство к действию для тех, кто хочет исчезнуть, но по этому руководству у них ничего не выйдет.

Alec-Soth_03
Портрет монаха — первый снимок в проекте «Бесполезное руководство», в котором Сот исследует поведение людей, выбравших отшельнический образ жизни. Alec Soth / Magnum Photos / East News

После Сот понял, что разочаровался в фотографии, и безуспешно пытался поселиться в пещере, создал вместе с другом-журналистом воображаемую газету «Маленький коричневый грибочек» (Little Brown Mushroom Dispatch). В роли ее репортера Сот объездил Восток и Запад США, переосмыслил собственное видение фотографии и, осознав, что до сих пор снимал лишь грусть, отправился в Индию, где получил сертификат инструктора по йоге смеха.

Фотография — это не повествовательное искусство, у нее нет начала, середины и конца.

Во время работы над первым проектом вы уже рассматривали себя как фотографа?

На тот момент я уже чувствовал себя фотографом. До того я работал со скульптурами, но потом стал полностью ощущать себя фотографом. Хотя сейчас я уже не так обращаю внимание на это разделение.

Как вы выбираете людей, которых фотографируете?

Когда я только начал снимать, то фотографировал всех, кто мог как-то заинтересовать меня в качестве героя для снимка. Потом я начал фотографировать тех, кто заставлял меня поворачивать голову, когда я шел по улице. Иногда причина очевидна, но иногда это что-то особенное только для вас.

Ощущаете ли вы, что как будто эксплуатируете людей, и какие эмоции вы испытываете, когда делаете фотографию?

Я часто думаю, что эксплуатирую людей. Я борюсь с этим ощущением и, как правило, думаю: «Да, это преступление, но это не такое уж и большое преступление». Сейчас у меня изменился подход. Я не просто нахожу людей на улице и стараюсь уговорить их на что-то — теперь я работаю более расслабленно, в более интимной обстановке. При таком подходе у меня больше времени объяснить, кто я такой, что именно я делаю, и тогда людям становится проще понять и принять, что в итоге их фотографии окажутся на какой-нибудь выставке.

Я уже не стесняюсь, конечно, так, как в детстве, но все равно часто волнуюсь, когда работаю с людьми. Я впечатлен той красотой, которую вижу, но в то же время я очень нервничаю.

NYC39708
Кристал, трансгендерная принцесса. Новый Орлеан, Луизиана, 2002 год. Фото из проекта «Спящие вдоль Миссисипи». Alec Soth / Magnum / East News

Как вы понимаете, что уже достаточно сняли?

На самом деле, мне сложно понять, когда пора остановиться, потому что фотография — это не повествовательное искусство, у нее нет начала, середины и конца. Поэтому я работаю до того момента, когда мне это надоедает, и после этого еще чуть-чуть.

Вы создаете не просто фотографии, а скорее идеи. Когда вы сделали снимок, выставили его в галерее, издали книгу, что становится с заложенной в фото идеей? Она дальше беспокоит вас или больше нет?

Я бы не сказал, что мой подход настолько концептуальный. Это ближе к написанию стихотворения, чем к написанию эссе. Мне очень важно выразить какую-то идею, но я также открыт к тому, чтобы у зрителя появилась своя мысль или ощущение, когда он смотрит на мою фотографию. Например, я могу привезти в Японию снимок дома Джонни Кэша, и неважно, что переводчик не знает, кто такой Джонни Кэш. И что мне нравится в фотографии, так это то, что она может распространяться по миру столькими путями, может порождать столько смыслов.

Мне важно выразить какую-то идею, но я также открыт к тому, чтобы у зрителя появилась своя мысль или ощущение, когда он смотрит на мою фотографию.

Что вы думаете о будущем фотографии? Нужны ли будут фотографы вообще, учитывая, что количество снимков сейчас растет в геометрической прогрессии?

Раньше меня волновал этот вопрос, но в целом и до того, как я начал фотографировать, был миллион снимков, и сейчас их количество растет экспоненциально. И я к этому отношусь следующим образом: должно ли волновать писателя, что до него или вместе с ним куча народа пишет имейлы или в своем дневнике? Фотография превратилась в подобие общения, но если общение существует, это не значит, что литература от этого исчезнет.

Вы говорили, что идеи проектов приходят к вам перед сном. Как вы их вспоминаете утром? У меня ни разу не получалось.

Я никому не советую делать так, как поступаю я, потому что это нелепо. У меня возле кровати всегда лежит айфон, и я просто отправляю себе имейл. Обычно это набор каких-то дурацких слов, понятных только мне: «шар», «небо» — что-то такое. И с утра, когда я читаю это письмо, у меня возникает мысль или: «Какого черта я думал вообще?» — или: «О, тут у нас что-то интересное».

Что бы вы никогда в жизни не стали фотографировать?

Мне не хотелось бы освещать новостные события. Когда в Штатах пронесся ураган «Катрина», я как раз работал над проектом «Спящие вдоль Миссисипи», продвигался вдоль реки, но отбросил мысли поснимать что-то про ураган. Когда в Миннесоте, где я живу, обрушился мост, это была громкая международная история, и Magnum, конечно, был бы рад, если бы я там поснимал.

А еще я довольно ужасный семейный фотограф. То есть я никогда не делаю портреты членов своей семьи всерьез, только щелкаю что-то на айфон.

Alec-Soth_08
Кровать Германа. Кеннер, Луизиана, 2002 год. Фото из проекта «Спящие вдоль Миссисипи». Alec Soth / Magnum Photos / East News

Почему вы не любите селфи? Что это за антиселфи-флешмоб у вас в инстаграме?

Когда я завел инстаграм, мне тут же захотелось сделать селфи, но я задумался: «Что это вообще такое?» И стал делать антиселфи, с перечеркнутым лицом. Если честно, меня немного озадачило мое желание сделать селфи.

Но селфи — это очаровательно. Вроде как: «Вот он я, как тебе?» Это чистое и неподдельное выражение неприкрытости, и меня беспокоит, что я тоже это чувствую.

Вы часто постите в инстаграм стихи и говорите о связи поэзии с фотографией. Вы любите поэзию?

Мне кажется, поэзия очень похожа на фотографию: она такая же открытая. Читатель, равно как и зритель в случае с фотографией, может вложить в стих столько смысла, сколько захочет. Раньше я не любил поэзию, но думал, что могу многому поучиться у поэтов. А в итоге я полюбил стихи.

Одно время по пятницам я постил в инстаграм четверостишие какого-нибудь любимого поэта. Мне нравилось это еженедельное упражнение — искать стих, который будет как-то связан со мной, с моей жизнью именно в эту неделю. Я делал это три года. Но сам я не пишу стихов.

Есть съемки или фотографии, за которые вам стыдно?

В моем архиве есть какие-то неопубликованные фотографии, о которых мне хочется сказать: «Боже, о чем я думал, когда снимал это?!» Многие из них меня смущают, теперь я бы снял их иначе. Если говорить об опубликованных фото, то, например, проект «Спящие вдоль Миссисипи» весь такой наивный…

С другой стороны, мои ранние работы были хорошо приняты публикой, потому что в них есть баланс между технической подкованностью и сырой энергией. С годами ты становишься более точным, но у тебя уже отсутствует эта сырая энергия, запал.

С годами ты становишься более точным, но у тебя уже отсутствует эта сырая энергия.

Как выглядит ваш обычный день?

Довольно скучно. Я рано просыпаюсь и рано засыпаю. Отвожу детей в школу, еду в студию, в конце дня играю в пинг-понг и еду домой к семье.

Чего вам при вашем фотографическом опыте на сегодняшний день не хватает для понимания фотографии и чего не хватает для полного счастья?

Сложный вопрос, потому что тот год, когда я не фотографировал людей, был самым счастливым в моей жизни. Та работа, которой я занимался… я очень ее любил, но мне кажется, люди ее не понимали. Это больше походило на активную медитацию. Я осознал, что нужно сделать выбор — быть полностью счастливым или общаться с людьми. И вот сейчас я здесь, общаюсь с вами. И я счастлив. Частично, по крайней мере.

Alec-Soth_01
Заметив однажды, что все его фотографии грустные, Алек Сот отправился в Индию изучать йогу смеха. На фото — Мадури Катария. Бангалор, Индия, 2016 год. Alec Soth / Magnum Photos / East News

Чего вы боитесь?

Когда я достиг просветления, я понял, что могу умереть, и это нормально. А вот мой самый большой страх — потерять то, чему я научился. В колледже у меня был один семестр за границей, на природе, и я тогда подумал: «Боже мой, я никогда больше не должен жить в городе». И, конечно, потом вернулся в город и забыл этот урок.

Что будет, если вы устанете от фотографии? Вы умеете делать что-нибудь еще?

У меня нет страха устать от профессии фотографа. Я понимаю, что должен поддерживать свою семью, но в случае чего у меня есть еще всякие проекты вроде Little Brown Mushroom. Или могу интервьюировать людей.

Фото на обложке: Alec Soth / Magnum Photos / East News
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с birdinflight.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • birdinflight.com
          • ураган
          • взрыв
          • флешмоб
          • медитация
          • домен birdinflight.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции