Евангелист «ВКонтакте» Альберт Усманов составил для ЦП список книг, которые стоит прочесть специалисту по SMM и контент-маркетингу в 2015 году. По мнению Альберта, учиться ремеслу можно только по фундаментальной литературе — как по маркетингу, так и по математике, типографике и психологии.
2015 год станет очень сложным для российских специалистов по SMM и контент-маркетингу. Они первыми могут попасть под сокращение и не найти новой работы (как в России, так и за рубежом). Во-первых, мало кто действительно понимает, чем занимаются эти люди и как их работа влияет на общий успех компании. Во-вторых, они сами откровенно слабы в своей профессии и, зачастую, кроме копирования картинок из Google, мало на что способны. В-третьих, отечественным специалистам по SMM и контент-маркетингу (в отличие от программистов) нечего предложить западному работодателю, который привык к другому профессиональному уровню и стандартам работы.
Чему можно и нужно научится в новом году? Кризис — это всегда возможности. Чтобы остаться на плаву и продолжить продвижение по карьерной лестнице — например, устроиться в приличную компанию, стать руководителем по SMM или перейти на сторону большого маркетинга – нужно учиться. Учиться нужно не на российских тематических конференциях или книгах инфобизнесменов и других «экспертов» по SMM, а на правильной фундаментальной литературе.
В SMM и контент-маркетинге можно выделить два основных направления, в которых следует развиваться — маркетинг и менеджмент. Кроме того, вне зависимости от отрасли, есть дополняющие дисциплины: русский язык и культура речи, социальная и когнитивная психология, управление проектами, поведение потребителей, анализ данных, дизайн и издательское дело. К списку можно добавить все, что касается Customer Experience, однако, на текущий момент в России это направление находится в зачаточном состоянии.
Ниже — перечень материалов, которые имеет смысл изучить в 2015 году. Объем литературы довольно большой, на его освоение может уйти от года до полутора, но оно того стоит. Весь массив разбит по направлениям — основному и дополняющему. Хочу отдельно обратить внимание: не стоит сразу напирать на маркетинг и менеджмент, их лучше чередовать с другими дисциплинами. Иначе есть риск быстро «устать» от этой образовательной программы. Материалы в основном блоке разделены для специалистов и руководителей. Руководителям рекомендуется не обходить стороной те знания, которые получают специалисты, и соединить обе категории.
Кроме того, надо помнить, что все западные авторы предполагают, что читатели знакомы с базовыми концепциями планирования, управления и системного мышления (что в российских реалиях встречается редко). Поэтому имеет смысл подойти к изучению всей литературы целостно, отслеживая взаимосвязи, и возвращаться к уже прочитанным материалам.
Ознакомившись с основами маркетинга, можно не только стать объективнее, научиться грамотно определять аудиторию, общаться с ней на любом уровне — от дизайна сообщества до создания контента, но и осознать свою пользу для организации и мира. Менеджмент научит принимать взвешенные решения, успевать делать проекты в срок, а также отучит от детского максимализма. Отдельная польза маркетинга и менеджмента для специалистов по SMM и контент-маркетингу заключается в том, что эти знания помогут понять работу большого «маркетингового пирога» — департамента маркетинга или маркетинговых коммуникаций.
Изучив книги в этом блоке, вы поймете, как люди принимают решения, с помощью каких инструментов определить желания читателей, как правильно должен быть сверстан текст и скомпонована иллюстрация, а также получите ценные знания о работе с сообществами, как с проектами.
Уверен, что, изучив эти материалы, вы добьетесь прорыва в своих SMM или маркетинговых проектах.
Автор выражает благодарность Андрею Сикорскому, Андрею Себранту и Илье Рудерману за помощь при подготовке статьи.
Тебе это не нравится?
You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.