html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Академическая карьера

Социолог Михаил Соколов об устройстве научной карьерной лестницы, ее отличиях в разных странах и опасных переходах между карьерными фазами

Как и все остальные, ученые хотят сделать карьеру. Они обижаются, когда им об этом говорят, потому что карьера — это для менеджеров или госслужащих. Но значительная часть академической судьбы определяется соображениями, которые похожи на соображения этих госслужащих. Академическая траектория устроена как последовательность стадий, передвижение от низших позиций к высшим, от временных и непостоянных позиций к более постоянным и стабильным. Даже если эти передвижения не главное побуждение ученых и не то, с чем у них ассоциируется наука, они вынуждены придавать им значение.

Академические позиции, которые люди могут занять, делятся на два типа. Первые подразумевают участие в каком-то ограниченном проекте. Вторые могут быть заняты на протяжении длительного времени и считаются более предпочтительными, поскольку гарантируют стабильность и постоянство.

В устройстве системы постоянных позиций есть некоторая логика. Они могут называться по-разному, хотя верхняя традиционно называется профессором. Их обычно три или четыре, выстроенных одна над другой, максимум — шесть, но это аномалия. Только в Академии наук в Советском Союзе и некоторых латиноамериканских странах их было шесть.

Последовательность их подразумевает серию переходов, которые следуют общей логике. Чем выше позиция, тем выше зарплата — это будет соблюдаться всегда. Выше также может быть срок длительности контракта, но не всегда. Например, не в Советском Союзе и не в современной России. Обычно более высокие позиции подразумевают, что от конкурса до конкурса или от аттестации до аттестации проходит все больше времени. Во многих системах, о которых речь пойдет дальше, верхняя позиция вообще пожизненная. Если однажды занял ее, то не покинешь, если не произойдет ничего экстраординарного.

Чем выше позиция, тем выше ответственность и тем больше вероятность получения задач, считающихся самыми важными. Читать лекции первокурсникам в России считается за почетную обязанность. Традиционно декан читает введение во что-нибудь. В американском университете самый важный ученый будет читать лекции маленькому кружку аспирантов — это считается самым важным.

Чем выше позиция, тем меньше контроля и больше свободы в выборе темы и предмета. Во многих системах традиционного академического феодализма в Российской империи или Германии профессор сам определяет тему обучения. Ассистенты вокруг профессора выполняют задания, ведут семинары. В современной России ассистенту тоже часто доверяют вести семинары, потому что это считается маловажной частью. А посередине находятся доценты, которые еще не командуют ассистентами, но уже самостоятельно могут определять, что им рассказывать. Чем выше позиция, тем больше академических полномочий и разных приятных привилегий, сопутствующих высокому статусу. Выше доверие, ощущение, что на человека можно полагаться.

Разные системы академической карьеры отличаются друг от друга устройством переходов между карьерными фазами, возможностью застрять на каком-то уровне навсегда. В некоторых системах можно перейти на первую ступеньку, стать ассистентом и остаться на неопределенное время. В других системах нужно обязательно передвинуться вверх или вообще выпасть из этой системы (up or out). Более того, нельзя перейти на следующую ступеньку в том же учреждении, в котором ступил на предыдущую.

Академические классы можно представить себе в виде вагонов разного класса в поезде. В некоторых поездах можно пройти от последнего вагона до первого, не выходя на перрон, и это считается нормальной карьерой. Дверь из вагона третьего класса в вагон второго открывается, и люди во втором классе подзывают к себе кого-то, кто им приглянулся. То же самое происходит с первым классом, когда там освобождается место, потому что кто-то покидает поезд навсегда.

В других системах двери запаяны. Единственный способ попасть в следующий класс — выйти на перрон и перебежать в другой вагон того же поезда или в другой поезд. Чаще оказывается, что нужно перебегать в другой поезд, потому что в своем нет места. В таких системах обычно действует правило, которое запрещает сидеть в вагоне третьего или второго класса неограниченное время. Если ты зашел в него, то в какой-то момент тебя вытолкнут на перрон, и нужно будет искать место в другом поезде. Если не найдешь — поезда уедут. Эти правила сопутствуют друг другу, потому что если бы из третьего класса не выставляли насильно, то много людей застряло бы в нем и никто не решился бы выйти на перрон. Чтобы много людей оказалось на перроне, их нужно заставить выйти.

Технически запреты выглядят немножко по-разному. В США и Германии действует селекционирующая система с закрытыми дверями. В США выход на перрон случится непосредственно после защиты диссертации или короткого периода постдоков. В Германии он может быть отложен до защиты второй диссертации. Но в обоих случаях время, которое проводишь во всех вагонах, ограничено (кроме самых передних — первого класса в Германии и первого-второго в США, если считать, что доцент — это второй класс).

От системы, в которой можно застрять в вагонах навсегда, эту систему отличает конкурентность. В какой-то момент на перроне оказываются все люди, принадлежащие к одной генерации. Они конкурируют за места в поездах, и matching, или приведение в соответствие, здесь может работать гораздо точнее. Если все остаются в своем поезде, можно представить себе ситуацию, когда в третьем классе на всю жизнь застрял гений. О его гениальности известно, но, к сожалению, все остальные тоже гении. По очереди все гении медленно переходят во второй класс, а он так и не дожидается своей очереди, стареет и умирает в ассистентах. В другом поезде совершенных посредственностей быстро переводят в первый класс, потому что им повезло: освободились места, появилась вакансия, и приходится продвигать тех, кто есть.

В системе, в которой все выходят на перрон, такое невозможно. Там идет конкуренция за каждое место, поэтому отбор гораздо более меритократический. Чтобы эта система работала, первый класс в ней должен быть гораздо более привлекательным местом, чем в системе, в которой можно застрять, поскольку риск очень велик. Вся карьера людей в селекционирующей системе с закрытыми дверями строится вокруг момента перехода на следующий уровень, получения пожизненного контракта.

В Университете Западной Вирджинии был случай, когда женщина-биолог перестреляла своих коллег, потому что не получила продвижение. Удивительно, но в социальных сетях первой реакцией было сочувствие, потому что это в своем роде бесчеловечная система. Она работала в университете, ее уважали коллеги. Хотя студенты относились с некоторым подозрением к методам обучения, у нее была репутация гения. Вдруг ей говорят: «Нет». Ее шансы перейти в другой поезд очень малы. Ее нервный срыв и гнев по отношению к людям, так ее предавшим, совершенно понятны для американских ученых.

Для людей в поездах, в которых двери открыты и в любом вагоне можно задерживаться, это непонятно. Если тебя не продвинули в этом году, так защитишь свою диссертацию в следующем. Нет вакансий сейчас, так как-нибудь потом. Ничто не фатально. Все обратимо. Момента, когда ты отстал и видишь все поезда, уходящие вдаль, скорее всего, не наступит. Это более гуманная система, но у нее есть обратная сторона.

Система, в которой карьера подразумевает период мясорубки и борьбу за место в первом классе, может верить в то, что она отбирает лучших. Если вы продвинули людей в первый класс, они действительно этого достойны. Если кандидат из Западной Вирджинии прошла вперед и опередила две сотни коллег, которые претендовали на место, нет нужды контролировать ее дальше. Контролеры в поездах с закрытыми дверями есть только в третьем классе.

Во втором классе и тем более в первом их нет. Если ты попал туда, то в тебя верят и думают, что ты не перестанешь публиковаться, потому что, если ты сделал уже так много, ты вряд ли остановишься. Это глубокая внутренняя мотивация, настоящий академический берсерк. Не может быть, чтобы человек, стольким пожертвовавший, однажды выключил мозг и стал думать о своей позиции просто как о почетной пенсии.

На самом деле может. Администраторы в Америке или других странах с пожизненным наймом жалуются, что люди выгорают. Их продвигают, а они делают то же самое, что и тридцать лет назад, или вообще ничего не делают. Но риска все-таки гораздо меньше, чем в случае, когда конкуренция небольшая и в третьем классе может застрять кто угодно.

Если можно застрять на сколько угодно в любом вагоне, приходится пускать контролеров во все вагоны. Более того, приходится допускать возможность понижения. Если ты не справился в первом классе, вернись во второй. В российских и советских вузах профессор, не прошедший аттестацию, понижается до доцента. На практике этого обычно не происходит, но опция существует. Никого никогда не оставляют в покое целиком и полностью. Именно в этой системе господствуют количественные показатели, которыми всех оценивают. Каждый должен подготавливать какие-то ведомости, сводить баланс, показывать нужное количество публикаций в Scopus, иначе эффективного контракта не будет, а будет понижение.

Еще одна отличительная черта системы с запаянными дверями — сложная система отбора. Это неизбежное следствие открытого рынка. Чтобы оценить две сотни кандидатов, нужно провести долгий и сложный конкурс. Кандидаты должны написать резюме, лучшие из них должны приехать, прочитать пробные лекции. В Германии их досье будут рассылаться по внешним экспертам, потом рассматриваться в департаменте, затем передаваться наверх.

Найм — процедура, которая длится годами. Такое возможно только с пожизненным наймом, потому что, если переутверждать контракты раз в три года, весь университет будет заниматься только наймом. Исследования показывают, что постоянные профессора в американском университете и так будут заниматься наймом до 20% своего рабочего времени. Это долгая, трудоемкая и мучительная процедура.

Какая система возникнет — с закрытыми или открытыми дверями — отчасти зависит от культуры, традиции, представлений о человеческой природе вообще. Где-то верят, что существует глубокая внутренняя мотивация. Важно понять, у кого она есть, раскрыть в человеке эти качества, а дальше можно оставить в покое. Если человек однажды показал себя настоящим ученым, он будет оставаться таким всегда.

Где-то предполагается, что люди по своей природе ленивые и нелюбопытные и над ними всегда должен стоять кто-нибудь с молоточком и следить, чтобы они не отлынивали. Там логичное решение — система с открытыми дверями, но с возможностью возвращения.

Важны и географические характеристики. Чтобы такая селекционирующая система работала, люди действительно должны иметь возможность переходить из одного поезда в другой, то есть переезжать из одного города в другой. Если трудовая мобильность населения низкая, как в России, то это не опция. Даже если человек выиграет конкурс на другом конце страны, он вряд ли переберется из Белгорода во Владивосток. Он может, но для этого нужна программа «5–100». И даже она не всегда работает так, как хотелось бы.

Еще один фактор в формировании той или иной системы связан с качествами, которые нужно отбирать. Например, исследовательскую репутацию отбирать легко. Можно делать это на открытом рынке. Другие качества так отбирать нельзя. Кроме того, имеет значение устройство поля высшего образования и история. В Америке за запретом инбридинга, который запустил процесс неизбежного выхода на перрон, стоял крестовый поход Гарварда. Гарвард и некоторые другие ведущие университеты хотели открыть рынок для своих выпускников. Самыми талантливыми выпускниками они обменивались друг с другом, но хотелось пристроить и не самых талантливых. Для этого нужно было заставить всех набирать лучших, а значит, их выпускников. В 1920–1930-е годы они вели эту кампанию и победили, создав открытый рынок.

Наконец, есть эффект самоисполняющегося пророчества. Если люди верят, что никто не получает работу на открытом рынке, а все получают ее по приглашению, никто не подойдет на объявление, даже если оно сделано совершенно искренне. Система, в которой каждый остается в своем поезде, может продолжать функционировать долгое время, даже если абсолютно все хотели бы ее упразднить.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • ученые
          • университет
          • исследования
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции