html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Агиографический канон в Древней Руси

Филолог Андрей Каравашкин о житиях русских святых, правилах создания этих текстов и феномене Петра и Февронии

Агиографический канон — это одна из очень важных тем, связанных со средневековой литературной культурой, и спорных, потому что мы не всегда можем понять, где этот канон содержится, где мы его обнаружим. Дело в том, что во многих средневековых литературах, особенно в древнерусской, отсутствовала специальная теория и нормативная поэтика. То есть отсутствовали теоретические тексты, которые описывали бы жанры, приемы создания текстов. Риторике, поэтике никто не учил. Все это началось только в XVII веке, а до XVII века никаких теоретических пособий не было. И то, что мы имеем, — это узус книжника, с древнерусского — обычай, привычка, которой он следовал, то, чему его обучали. Но не по специальным книгам, не по руководствам и правилам, а на практике.

Конечно, агиографический канон формировался на протяжении веков. И содержался он не в каких-то схемах, а в конкретных текстах. Агиографический канон изучался и изучается до сих пор. Можно вспомнить вышедшую, например, в 1914 году монографию известного русского византиниста и специалиста по древнерусской книжности Хрисанфа Мефодиевича Лопарева «Греческие жития святых VIII и IX веков», где он этот агиографический канон написал. Многие занимались каноном — и немецкие, и славянские исследователи, например известная болгарская исследовательница XX века Людмила Боева. В наше время агиографическим каноном занимаются медиевисты. Очень много работ написано об агиографических текстах Пушкинским Домом, отделом древнерусской литературы. Многие специалисты знают Татьяну Робертовну Руди, которая занимается этим уже не один год. И интерес к агиографическому канону будет сохраняться. Другое дело, где искать сведения о нем.

Первые шаги агиографический канон сделал, наверное, 1 января 379 года, в IV веке, когда умер отец церкви Василий Великий. И его духовный собрат, духовно близкий ему человек Григорий Богослов в честь Василия Великого создал похвалу, надгробное слово. Считается, и Лопарев об этом писал, что схема этого надгробного слова и послужила основой всех сочинений о жизни святых, всех последующих биографий святых, что ему подражали. На самом деле все сложнее. Тот же Лопарев отмечал, что первыми житиями были жития мучеников. Они очень отличались от традиционных текстов, поскольку включали в себя в первую очередь судебные акты, саму сцену допроса и истязаний. Как преступников, не признававших римскую религию, мучеников отдавали на растерзание палачам или убивали на сцене в цирках на глазах у зрителей. Это было долгое время, пока император Константин не прекратил гонения. Мученические акты не являлись последовательным жизнеописанием от рождения до смерти, они в основном включали эпизоды мученической кончины.

Но в IV веке начался перелом — я уже упомянул Григория Назианзина Богослова. В IV веке многие уходят в пустыни, появляется монашество, в том числе в Египте, потом на Ближнем Востоке. Жития в мире почивших святых, монахов, настоятелей монастырей стали, скорее всего, первыми «правильными» житиями, которые имели полное жизнеописание от рождения до смерти — по-гречески βίος. И включал этот βίος следующие элементы: заглавие с эпитетом святого, описание его детства, где он часто был представлен как аскет, который не дружил со сверстниками, уклонялся от игр с детьми, родился он от благочестивых родителей, описывался его уход от мира, иногда то, как он оставляет свое имущество. Ситуация с чудесным голосом, обращенным к нему, как в житии Антония Великого, тоже описывалась. Он уходил, как правило, в пустынное место, где селился в пещере или гробнице. Очень часто на Ближнем Востоке гробница представляла собой ту же самую пещеру с каменной скамьей, где ему начинали досаждать бесы. И первый такой эпизод искушения аскета бесами — это житие Антония Великого. Знаменитый сюжет искушения, который вошел в мировую живопись, мировую художественную культуру — вспомнить, например, картины Босха. Это, собственно говоря, и есть классический агиографический текст.

Святой живет в отдаленном месте, где-то в пустыне, потом создает монастырь или может быть сразу настоятелем монастыря. И тогда его жизнь представлена в виде множества эпизодов, последовательно сменяющих друг друга. А в конце жизни он знает заранее о своей смерти, обращается к своим ученикам с поучением, мирно умирает. Потом его хоронят, затем обнаруживают его мощи, через какое-то количество лет, очень часто неожиданно, мощи благоухают, свидетельствуя о святости. Мощи эти, как правило, кости, хотя в католической традиции есть и нечто другое — целиком сохранившееся тело святого, у католиков этого чаще. После смерти обязательно у гроба святого происходят чудеса. Посмертные чудеса — это важнейший элемент жития, важнейшее основание его канонизации и причисления к лику святых. Без посмертных чудес святости не бывает. Вот это все описывает классическое житие.

Но когда мы сталкиваемся с древнерусской традицией, мы обнаруживаем, что от этой схемы часто отступали, что представление о каком-то стройном агиографическом каноне — это некая иллюзия. И эта иллюзия стремительно рушится, как только мы обращаемся к русским житиям. Например, княжеские жития Древней Руси. Ведь княжеская святость — это особый институт древнерусской культуры, это особые установления. Такого количества святых правителей больше нигде не было. В середине XVI века создается даже особая Степенная книга царского родословия, представляющая собой биографию правителей русского государства, начиная от ранних князей Ольги, Владимира и заканчивая Иваном Грозным. И они все в идеологическом отношении представлены как один благочестивый род, то есть как святые. Только часть из них была канонизирована русской церковью, например Александр Невский.

Александр Невский — это очень интересный пример. Житие его возникает задолго до официальной канонизации, на рубеже 60–80-х годов XIII века, входит в ранние летописи. Одна из редакций жития Александра Невского обнаруживается в Лаврентьевской летописи, а это 1377 год, пергаменная летопись, один из самых старых летописных кодексов у нас. И это житие совершенно непохоже на классическое византийское житие. Во-первых, это житие государственного деятеля и воина. Там нет аскезы. Монашество он принимает перед смертью. Посмертное чудо там есть, но вся его жизнь — это жизнь на поле брани или во время переговоров. То есть здесь налицо создание какой-то совершенно новой разновидности древнерусского жития.

Я уже не говорю о таких памятниках, которые имеют фольклорный или полуфольклорный характер. Священник, ставший потом, наверное, монахом, Ермолай-Еразм в середине XVI века или даже в 40-е годы XVI века, к моменту канонизации святых Петра и Февронии Муромских, создает их житие, которое непохоже ни на один из агиографических текстов. Об этом писал еще Ключевский в своей знаменитой работе 1871 года «Древнерусские жития святых как исторический источник». Житие включает в себя четыре новеллы. Новелла о змее, который прилетает к жене его брата Павла. Князь Петр убивает этого змея. Новелла о том, как он заболел в результате того, что кровь попала на его тело, и начал искать целительницу. Этой целительницей оказалась простая крестьянская девушка, потребовавшая в награду за исцеление свадьбу. Новелла о том, как они становятся княжеской четой в Муроме, как они правят. Бояре недовольны поведением Февронии и изгоняют их из Мурома. В конце концов народ призывает их назад, поскольку бояре в борьбе за власть перебили друг друга.

И последняя, четвертая новелла об их жизни в монастыре, как они буквально умирают в одну минуту, их хоронят разделенными, но они посмертно объединяются. Это такое посмертное чудо, что их захоронение оказывается рядом. Каждый раз люди их хоронят в разных местах, и каждый раз они оказываются вместе. Поскольку они были монахами, то, соответственно, в женском и мужском монастыре должен был быть погребен каждый. Но тем не менее тела их соединяются чудесным образом, оказываются рядом. Это житие, как вы видите, непохоже на типичную агиографическую схему. Чего тут нет? Как и в житии Александра Невского, аскезы нет (кстати, они были канонизированы в одно время — в житии митрополита Иона упоминаются наряду с Александром Невским как вновь прославленные мучники).

Но появляется еще один важный мотив. Мотив соревнования с помощью вопросов и ответов — мудрость свою демонстрирует Феврония, мотив исцеления крестьянской девушкой князя, брак. Откуда эти мотивы, разрушающие наши представления об агиографии? И является ли это произведение вообще житием? Автор настойчиво подчеркивал в предисловии, что его сочинение посвящено спасению всего человеческого рода, что это текст о неисповедимости промысла, и он много рассуждал в своем предисловии о святости и формах святости. Но он и признался в одном очень интересном обстоятельстве: «Да помяните и меня грешного (я примерно передаю его слова, переводя их на русский современный язык), написавшего сие, написавшего то, что я слышал, а то, что могли написать другие, мне осталось неизвестно».

То есть он признается в том, что у него был устный источник. И никаких письменных источников о Петре и Февронии у него не было. Он поехал на место почитания, или к нему приехали почитавшие их местные жители и рассказали, а он с их слов записал народные легенды о них. Дело в том, что в исторических источниках они не упоминаются, нет письменных свидетельств об их жизни. То есть люди уже с XVI века столкнулись с совершенно неодолимой проблемой: святые есть, мощи их есть, чудеса происходят, местное почитание есть, а никаких письменных свидетельств о них нет, то есть у них нет исторических прототипов. И ему пришлось выходить из ситуации, обращаться к устным легендам, другого пути не было, и этим обусловлено своеобразие этого текста. То есть здесь внелитературный фактор повлиял очень сильно.

В заключение следует сказать, что разнообразие древнерусских житий, с одной стороны, удивляет, с другой стороны, оно закономерно, потому что вообще древнерусская литература на раннем этапе своего развития уже демонстрирует отступление от каких бы то ни было схем. Очень много неожиданного в древнерусской литературе. «Повесть временных лет» — это не совсем летопись, как мы ее привыкли понимать. Это проповедь — в значительной мере, не во всем, ориентирующаяся и на какие-то византийские образцы; своеобразный трактат, подкрепленный цитатами из Священного Писания на тему русской истории. «Слово о законе и благодати» — это торжественное поучение, но посвященное всей русской истории, смыслу русской истории, что тоже неожиданно. «Сказание о Борисе и Глебе» — это повествование о страстотерпцах. Они не умирали за веру, они пострадали, подражая Христу. «Моление Даниила Заточника» вообще не имеет аналогов в литературе, в том числе древнерусской. «Поучение Владимира Мономаха» — единственное княжеское поучение.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

7

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции