html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Аэропорт Толмачёво

Днём рождения воздушных ворот Сибири считается 12 июля 1957 года. Именно в этот день из Новосибирска был выполнен первый регулярный пассажирский рейс в Москву на самолёте Ту-104.

Толмачёво — один из двух аэропортов Новосибирска, крупнейший по пассажиропотоку международный аэропорт Сибири, через который проходит большое количество транзитных воздушных линий из Юго-Восточной Азии в Европу и из Северной Америки в Индию и Азию.

Наряду с московскими аэропортами Домодедово и Шереметьево, Толмачёво способен принимать аэробус A380. Пропускная способность аэропорта, при условии двух работающих ВПП, — 40 взлётно-посадочных операций в час. На протяжении четырёх лет - с 2012 по 2015 аэропорт ежегодно обслуживал более трёх миллионов пассажиров. Аэропорт расположен на окраине города Обь, в 17 км от центра Новосибирска.

Благодаря своему выгодному расположению и наличию разветвленной маршрутной сети аэропорт Толмачёво традиционно обслуживает значительное количество пассажиров не только из Новосибирской области, но также из близлежащих регионов — Томской, Кемеровской областей, Алтайского края и Республики Алтай.

Концентрация в Новосибирске железнодорожных, автомобильных и водных транспортных путей сообщения и расширение торгово-экономических связей Сибирского федерального округа с зарубежными и российскими партнёрами способствуют развитию аэропорта Толмачёво как одного из крупнейших авиатранспортных узлов за Уралом.

История аэропорта начинается в 1939 году, когда в селе Толмачёво была размещена военная авиационная школа пилотов ВВС Красной Армии, которая готовила специалистов для гражданской и военной авиации. В апреле 1941 года в военном городке при станции Обь началось строительство военного аэродрома с двумя бетонными взлётно-посадочными полосами размером 1000 на 80 метров. Полосы располагались под углом 60 градусов по отношению друг к другу, при этом одна полоса использовалась для подготовки воздушных судов к полётам. Работы развернулись к востоку от современной ВПП-1, сейчас здесь базируется 562-я авиационная база армейской авиации.

Авиабаза Толмачёво, 9 октября 1941 г.
Авиабаза Толмачёво, 9 октября 1941 г.

9 октября 1941 года Толмачёвский военный аэродрома был принят в эксплуатацию. В строительстве было задействовано 3,5 тысячи рабочих и более 300 единиц техники. Работа ударными темпами в условиях начавшейся войны позволили сдать аэродром всего через полгода после начала работ.

22 июня 1941 года на аэродром Толмачёво был перебазирован 19-й запасной истребительный авиационный полк 5-й запасной авиационной бригады, который до 1 апреля 1944 года занимался обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава строевых частей ВВС РККА. Здесь проходили подготовку полки и отдельные экипажи на самолётах ЛаГГ-3, Як-7б, Як-9 и Як-3. Во время Великой Отечественной войны с 1942 по 1944 годы на аэродроме совершали промежуточные посадки истребители Р-39 Aircobra и Р-40, которые поступали по ленд-лизу в Советский Союз из США, а также бомбардировщики Пе-2 и Ил-4, изготовленные в Комсомольске-на-Амуре, Улан-Удэ и Иркутске.

Толмачёво, 1950-е годы
Толмачёво, 1950-е годы

В начале 50-х годов в Советском Союзе начался бурный рост пассажирских перевозок. Во время весенней и осенней распутицы пассажирам, вылетающим из Новосибирска, чтобы попасть в самолёт приходилось буквально месить грязь, пробираясь по лётному полю. Все наземные службы ютились во времянках, щитовых домах, помещениях, полученных от военных и находившихся на значительном удалении от ВПП. Столице Советской Сибири требовался современный аэропорт, и в 1951 году рядом с авиабазой на окраине посёлка Обь началось строительство новой взлётно-посадочной полосы длиной 2100 метров, которая в модернизированном виде эксплуатируется и сегодня (ВПП-1 07/25).

В 1957 году строительство ВПП было завершено, и 12 июля на реактивном самолёте Ту-104 был выполнен первый пассажирский рейс № 020 Новосибирск — Москва. Совершив промежуточную посадку в Свердловске, самолёт доставил в столицу 50 пассажиров. Этот день - 12 июля 1957 года, - принято считать днём рождения новосибирского аэропорта Толмачёво.

tolmachevo3
Здание первого аэровокзала аэропорта Толмачёво

В 1956 году началось строительство аэровокзала, который был сдан в эксплуатацию 1 декабря 1957 года. Аэропорт получил здание с залом ожидания, зоной регистрации пассажиров, телеграфом, кассами и зоной выдачи багажа. Сейчас здесь находится контрольно-диспетчерский пункт

24 апреля 1961 года на авиатрассы Советского Союза вышел турбовинтовой дальнемагистральный самолёт Ту-114. Этот лайнер выполнял один из самых протяжённых рейсов из Москвы в Хабаровск, и аэропорт Толмачёво стал запасным аэродромом для посадки на этой протяжённой трассе.

В 1962 году аэропорт начал обслуживать международные рейсы - в связи с ремонтом ВПП в Иркутске самолёты из Москвы в Пекин, Пхеньян и Улан-Батор совершали промежуточные посадки в Новосибирске. В этом же году столица Сибири стала городом-миллионником, вместе с городом развивается и аэропорт - растёт пассажиро- и грузооборот, старый аэровокзал уже не удовлетворяет требованиям динамичных 60-х, и 21 ноября 1963 года открылся новый аэровокзал общей площадью более 10 000 кв.м. Аэропорт с новым аэровокзалом получил служебное помещение, в котором разместился командно-диспетчерский пункт, мастерские для ремонта реактивных самолётов, склад материалов. Теперь аэропорт Новосибирска обеспечивал пропускную способность 1000 пассажиров в час.

Аэровокзал аэропорта Толмачёво, 60-90-е годы.
Аэровокзал аэропорта Толмачёво, 60-90-е годы.

Более 30 лет трёхэтажное здание с красным козырьком было визитной карточкой главного аэропорта Сибири.

В 60-х годах на авиалинии СССР вышел новый пассажирский межконтинентальный самолёт Ил-62. 29 января 1965 года в Толмачёво в рамках лётных испытаний совершил посадку один из прототипов Ил-62, а спустя два года Ил-62 начал выполнять регулярные рейсы из Новосибирска в Москву и Хабаровск. Этот комфортабельный современный лайнер пришёл на смену Ту-114.

Выход на авиалинии страны таких лайнеров, как Ил-62 и Ту-154 с увеличенной взлётной массой и растущий объёмом авиаперевозок требовал дальнейшего совершенствования аэродромной инфраструктуры. В 1968 году в Толмачёво началась модернизация взлётно-посадочной полосы, её длина увеличивалась до современных 3600 метров. ВПП 07/25 шириной 60 м имеет асфальтобетонное покрытие без ограничений на массу принимаемых воздушных судов. Полоса оборудована курсо-глиссадной системой (ILS) 1 категории, приводными радиомаяками и светосигнальными системами. Так как аэропорт Толмачёво имеет как гражданское, так и военное назначение, ВПП-1 принадлежит Министерству обороны России.

Спустя 10 лет после того, как в Новосибирске появился миллионный житель, стал «миллионником» и новосибирский аэропорт. В 1972 году пассажиропоток Толмачёво превысил 1 млн пассажиров в год. Всего четыре года понадобилось аэропорту, чтобы вдвое увеличить пассажиропоток - в 1976 году было обслужено более 2 млн человек. Увеличение пассажиропотока не в последнюю очередь было связано и с началом эксплуатации нового пассажирского самолёта Ту-154 летом 1974 года.

В марте 1978 года СССР-85087 был списан. Его хвостовую часть передали для съёмок.
Ту-154А борт СССР-85087 после пожара.

В феврале 1978 года в аэропорту произошло серьёзное ЧП. Во время подготовки самолёта Ту-154А борт СССР-85087 к очередному рейсу, техник, который проводил работы на борту лайнера, оставил без присмотра включенный обогреватель из-за чего произошло возгорание ветоши, лежавшей перед нагревателем. Через рукав потоком воздуха её выбросило в кабину, самолёт загорелся. Лайнер был значительно повреждён — полностью прогорела верхняя часть фюзеляжа. Хвостовая часть практически не пострадала и в марте 1978 года борт СССР-85087 был списан, а его хвостовую часть и предоставили «Мосфильму» для съёмки фильма-катастрофы "Экипаж".

В мае 1982 года из Новосибирска во Внуково начал выполнять регулярные рейсы первый советский аэробус - широкофюзеляжный самолёт Ил-86. В середине 80-х становится понятно, что в ближайшем будущем одной полосы аэропорту уже не будет хватать для его динамичного развития, принимается решение о строительстве ВПП-2, которое началось в 1987 году. Но распад СССР и последовавший затем экономический кризис привели к тому, что в 1995 году строительство было остановлено. К этому времени были готовы двухслойное покрытие ВПП-2 и рулёжная дорожка к ВПП-1, строителям оставалось смонтировать светосигнальное оборудование и построить диспетчерский пункт, но госфинансирование проекта было прекращено и возобновилось только в 2002 году.

В 1991 году аэропорт обслужил 2 млн 650 тыс. пассажиров. Этот рекорд был побит только спустя 20 лет - в 2011 году пассажиропоток аэропорта составил более 2 млн 765 тыс. человек. В начале 90-х аэропорт Новосибирска достиг максимального развития маршрутной сети и был связан прямым авиасообщением с 175 городами СССР.

В 1992 году аэропорт Толмачево получил статус международного и открывает таможенный и пограничные посты, хотя первые международные рейсы начинают выполняться в Харбин и Франкфурт-на-Майне ещё летом-осенью 1991 года. В 1995 году произошла смена формы собственности аэропорта. Толмачёвский объединённый авиаотряд был преобразован в три самостоятельных предприятия: государственное авиапредприятие «Аэропорт Толмачёво», авиакомпания «Сибирь» и ЗапСибаэронавигация.

Терминал международных авиалиний
Терминал международных авиалиний

Стремительно растущий пассажиропоток на международных авиалиниях потребовал расширения аэровокзального комплекса — в 1997 году был достроен и сдан в эксплуатацию международный терминал расчитанный на обслуживание 450 пассажиров в час и включающий в себя привокзальную площадь и четыре новых авиастоянки для Ил-86. Международный терминал стал обслуживать чартерные рейсы в Китай, Германию, Индонезию, Объединённые Арабские Эмираты и другие страны.

В 2004-2009 годах была проведена масштабная реконструкция терминалов аэропорта. Изначально созданный по типовому проекту аэровокзал внутренних авиалиний был полностью перестроен и приобрел современные очертания, в 2006 году был сдан в эксплуатацию блок прилёта и введены в строй телетрапы, которые очень актуальны в сибирском аэропорту особенно в осенне-зимний период. В 2008 году французская компания ADPI Designers & Planners составила проект нового пассажирского терминала. Планируемая площадь составляла 81,2 кв.м. 28 октября того же года был открыт новый отель повышенной комфортности «SkyPort». В июне 2009 года была введена в эксплуатацию вторая линия терминала, предназначенного для международных рейсов. Это событие имело важное значение для Сибирского региона, т.к. запуск второй очереди позволил повысить пропускную способность пассажиров почти в два раза.

Встреча первого самолёта на ВПП-2
Встреча первого самолёта на ВПП-2

25 сентября 2010 года состоялось торжественное открытие второй взлётно-посадочной полосы. Airbus A320 «Аэрофлота», следовавший из Москвы, совершил первую посадку на вторую взлётно-посадочную полосу Толмачёво. Аэропорт стал единственным аэропортом в Азиатской части России, имеющим две ВПП. Вторая ВПП 16/34, длиной 3602 м, имеет ширину 45 м, бетонное покрытие не имеет ограничений по массе принимаемых воздушных судов, полоса оборудована ILS 2 категории.

В июле 2012 года на въезде в аэропорт установили памятник Ту-154 (бортовой номер RA-85628) — самому массовому отечественному среднемагистральному лайнеру. Установка самолёта на вечную стоянку была приурочена сразу к трём знаменательным датам: 55-летнему юбилею аэропорта, 40-летию эксплуатации Ту-154 и 20-летию базовой авиакомпании аэропорта S7 Airlines. В ноябре того же года аэропорт впервые в своей истории обслужил трёхмиллионного пассажира, а по итогам 2012 года пассажиропоток превысил 3 млн 260 тыс. пассажиров.

В 2013 году началась подготовка к модернизации терминала международных авиалиний, в рамках которой предусматривалось значительное увеличение площади и пропускной способности терминала, а также усовершенствование аэровокзальной инфраструктуры. Начались работы по проектированию реконструкции ряда важнейших объектов аэродромного комплекса, в том числе перрона и ВПП-1. Срок разработки проекта — до ноября 2014 года.

Международный терминал
Международный терминал

21 июля 2015 года была завершена реконструкция международного терминала аэропорта Толмачёво. Площадь терминала до реконструкции составляла 10 000 кв. м. В ходе работ она была увеличена до 27 000 кв. м, пропускная способность увеличилась с 750 до 1300 пассажиров/час.

Сегодня новосибирский аэропорт - один из крупнейших авиаузлов России. Он располагает двумя пассажирскими терминалами с VIP-залом, грузовым терминалом, комфортабельным отелем, сертифицированный Европейским агентством по безопасности полётов (EASA) ремонтной базой. В аэропорту работает авиационный учебный центр (АУЦ), где проходят первоначальную подготовку и повышение квалификации сотрудники службы организации пассажирских перевозок, инспектора службы авиационной безопасности, специалисты поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, а также специалисты, занятые в проведении противообледенительной обработки воздушных судов. Взлёты и прилёты самолётов производятся на две полосы одновременно с использованием спутниковой навигации.

По оценкам специалистов пассажиропоток в Толмачёво ежегодно может увеличиваться на 10-15%. Поэтому ещё в 2010 году министр транспорта Игорь Левитин предложил региональным властям заблаговременно предусмотреть место под строительство третьей взлётно-посадочной полосы. Министр отметил, что в будущем планируется принять ВПП-1 в ведение Росавиации, т.к. сейчас она принадлежит Министерству обороны, и провести её реконструкцию. Но можно пойти и по другому пути: если развитие аэропорта будет идти более быстрыми темпами, то тогда можно будет построить ВПП-3, а ВПП-1 сделать рулежной дорожкой.

Андрей Величко,
сентябрь 2016 г.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с aviation21.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • aviation21.ru
          • самолет
          • истребитель
          • домен aviation21.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции