html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

На 34-м Московском международном кинофестивале в жюри FIPRESCI оказался наш постоянный автор Алексей Гусев. На сайте «Сеанса» он ведет дневник, в котором делится с читателями своими кинематографическими переживаниями.

ММКФ-2012: Их в «Дверь», они в окно

Алексей Гусев

Ваше высокоблагородие! зачем вы не берете?
Возьмите! в дороге все пригодится. Давай сюда головы
и кулек! Подавай все! все пойдет впрок.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

 

Джордж сказал, что в этом главное
достоинство ирландского рагу: сразу избавляешься
от всего лишнего. [...] У нас возник спор, стоит ли пускать
в дело крысу. Гаррис сказал, почему бы и нет, если
смешать ее со всем остальным: каждая мелочь может пригодиться.

Дж. К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»

 

Когда пишешь фестивальный отчет, обычно принято пытаться выявлять общую тенденцию — если она, разумеется, не известна заранее. К нынешнему Московскому кинофестивалю, по крайней мере, на данный момент, это неприменимо. Хороший повод объяснить иностранным коллегам, что такое всемирная (всемерная) русская отзывчивость. Это когда в одном конкурсе сталкиваются прибалтийский арт-хаус, китайский неоверизм, английский социальный реализм, очередное киноприложение к «Православной энциклопедии» и испанская 3D-анимация. Строго говоря, кон-курсом такой набор фильмов называть вообще некорректно — здесь лучше подходит антоним: дис-курс, то есть, в буквальном переводе с латыни, «беготня взад-вперед». Да и удобное слово «срез», вечное прикрытие прыткой всеядности, здесь ни при чем и ни к чему; «срез» был в соседнем зале, где на едином сеансе показывали во всем противоположных друг другу «Кабинет доктора Калигари» и «Куклу». Но, если на одном предприятии собирают новый двухъядерный процессор, а на другом, в соседнем квартале, делают изумительных керамических пингвинчиков, то дорога им лежит на разные выставки. И это не снобизм, не узость мышления. Просто здесь нет общих критериев для сравнения.

Поэтому, приступая к обзору основной программы, неизбежно приходится извиниться — за неизбежный же разлад композиции. Все совпадения случайны и ненамеренны, все сквозные линии — плод исключительно читательского мастерства. За одним лишь, пожалуй, исключением: из семнадцати конкурсных фильмов три посвящены рефлексии над недавним историческим прошлым. С них и начнем.

Кшистек, будучи верен исторической правде на уровне фабулы и личным убеждениям на уровне сюжета, накрепко зажимает свой фильм в этих тисках — и тот выходит плоским, как плакат.«80 миллионов». Реж. Вальдемар Кшистек, 2011
Кшистек, будучи верен исторической правде на уровне фабулы и личным убеждениям на уровне сюжета, накрепко зажимает свой фильм в этих тисках — и тот выходит плоским, как плакат.

«80 миллионов». Реж. Вальдемар Кшистек, 2011

1. Фильм Вальдемара Кшистека «80 миллионов», рассказывающий об одном из эпизодов истории вроцлавской «Солидарности», — шпионский политический детектив, построенный «на реальных событиях» и выполненный в безлико-безошибочном «большом европейском стиле». С ровным чередованием общих и крупных планов (как в операторском, так и в драматургическом смысле), заповеданным ДеМиллем; с массовыми сценами, снятыми с крана и поданными под закадровую Девятую Дворжака; с аккуратной внутренней жизнью персонажей и кропотливо воссозданной фактурой соцлагерного быта (что квартирного, что уличного). Чистенько, профессионально, по принципу «чик-чирик». Не считая, конечно, того, что авантюрный жанр очень-очень плохо сочетается с «большим стилем» и «реальными событиями». Первый взыскует действия, последние — объективной сложности повествования; жанр требует жесткости жеста, стиль — пристальности. Например, когда на помощь «Солидарности» невесть откуда приходит специально обученный старичок и заблаговременно предупреждает о провокациях властей, гримеры прилежно налаживают ему седые космы и хара́ктерные морщинки: он явный «крот», и важнее всего здесь внутренняя, нравственная «составляющая», которая привела его в лагерь борцов с режимом. Но вскоре старичок обнаруживает навыки бывалого спецназовца, затем и вовсе оказывается глубоко законспирированным британским супер-разведчиком — и вот уже главное в нем то, как чудесно он появляется и исчезает, а совсем не конкретика реакций. Когда же, почуяв слежку и неминуемый арест, он примет яд, Кшистек удовольствуется мимолетной улыбкой на его лице, зато за разочарованием следаков будет наблюдать долго и с нескрываемым злорадством. Потому что они плохие. Подлые, продажные и бесперечь матерятся. А те, кто против них, — хорошие. Благородные, забавные, проницательные. Так ведь и положено в авантюрном жанре. Только вот подобный расклад крайне редок в области «реальных событий».

Авантюрный жанр предполагает то равнодушие к исторической подлинности, то пренебрежение психологией героев, которого от 58-летнего Кшистека по отношению к истории «Солидарности» ждать не приходится. В «80 миллионах» хорошие действуют настолько безошибочно, а плохие настолько обречены на поражение, что никакой надобности вглядываться в них, собственно, нет: ни те, ни другие за полтора часа экранного времени не изменятся ни на йоту. Но стиль диктует длину портретных планов, и лучшие на континенте польские актеры смотрятся непривычно тускло; здесь даже агент органов, внедренный в «Солидарность», разоблачению которого в финале так удивятся друзья-товарищи, опознается зрителями минуте на пятой. Специфическая скоростная зыбкость существования, особый почерк польской актерской школы, взращенной на Виткевиче и Гомбровиче, остается невостребованной режиссером. Молодая звезда современного польского кино Агнешка Гроховска, незабываемая Антигона из постановки Анджея Северина, приковывает к себе зрительское внимание хотя бы в первом эпизоде — где ей, по счастью, еще нечего играть, поэтому она может мгновенно вместить в несколько секунд крупного плана всю ту роль, которую затем ей придется долго и однообразно растягивать на целый фильм. Те, кто ничего не знают о мешковатом, пожилом, с маленькими глазками и заторможенными мелкими реакциями актере, играющем майора Багиньского, никогда и не заподозрят, что смотрят на гения. Потому что Ян Фрыч, который вообще-то может сотворить шедевр из любой роли за три секунды, — будь то хоть Арман Дюваль, — здесь, страшно сказать, почти незаметен. Не то что «нечего играть» — незачем. Даже в «Тайне секретного бастиона», военно-шпионском телесериале пятилетней давности, Фрыч, помнится, набрал-таки себе объем роли поперек всех жанровых условностей — но там стиль полностью отвечал жанру, и длина планов была строго функциональна. Кшистек же, будучи верен исторической правде на уровне фабулы и личным убеждениям на уровне сюжета, накрепко зажимает свой фильм в этих тисках — и тот выходит плоским, как плакат.

 

История про угрюмую простолюдинку, — у которой была тяжелая жизнь, поэтому характер у нее под старость стал невыносимый, но сердце осталось золотое, — рассказана постаревшим маэстро с простодушной прямотой второкурсника.«Дверь». Реж. Иштван Сабо, 2012
История про угрюмую простолюдинку, — у которой была тяжелая жизнь, поэтому характер у нее под старость стал невыносимый, но сердце осталось золотое, — рассказана постаревшим маэстро с простодушной прямотой второкурсника.

«Дверь». Реж. Иштван Сабо, 2012

2. Из всех режиссерских имен, представленных в нынешнем московском конкурсе, Иштван Сабо — самое (если не единственное) громкое; однако рассчитывать на него всерьез могли лишь те, кто не смотрел поздние фильмы мастера. И для них представленная в Москве «Дверь» Сабо обернулась «глубоким и горьким разочарованием». Это даже не плохо — это почти что неумело. История про угрюмую простолюдинку, — у которой была тяжелая жизнь, поэтому характер у нее под старость стал невыносимый, но сердце осталось золотое, — рассказана непоправимо постаревшим маэстро с простодушной прямотой второкурсника, и никакая Хелен Миррен в главной роли фильма не спасает. Странное сочетание жесткого отбора эпизодов (фильм поставлен по роману Магды Сабо, однофамилицы режиссера) — ни на шаг, ни на секунду в сторону от фабулы — с задумчивыми затемнениями; внезапные вкрапления безыскусно обесцвеченных флэшбеков; столь же внезапная, ничем не обоснованная — и к тому же технически чудовищно выполненная — ускоренная съемка в одной-единственной сцене; наконец, изумительная по безвкусице финальная сцена на кладбище, где, стоит лишь выкрикнуть в пространство «прости меня!», как тут же утихает буря и сквозь облака проглядывает солнце... Полный разлад всей системы выразительных средств вкупе с проникновенной нравоучительностью интонации создает какой-то «яснополянский» эффект. Но, разумеется, «выслуга лет» и стократ заслуженный статус «живого классика» сами по себе дают пожизненные основания для включения любого, даже самого слабого фильма Сабо, в конкурс любого фестиваля.

 

Возможно, Чень Ли действительно было, что сообщить о нравах китайской деревни. Но, увы, для этого надо хотя бы уметь склеить два кадра встык.«Вишенка на гранатовом дереве». Реж. Чень Ли, 2012
Возможно, Чень Ли действительно было, что сообщить о нравах китайской деревни. Но, увы, для этого надо хотя бы уметь склеить два кадра встык.

«Вишенка на гранатовом дереве». Реж. Чень Ли, 2012

3. И зазор между стилем и жанром в фильме Кшистека, и разлад киноязыка в фильме Сабо — лишь мелкие придирки по сравнению с тем, что было явлено зрителям в китайской драме «Вишенка на гранатовом дереве». Рослый, молодцеватого вида режиссер Чень Ли пытался, насколько удалось понять, продемонстрировать миру полную треволнений жизнь старосты китайской деревни — чрезвычайно обаятельной и симпатичной особы, карьера которой складывается не вполне удачно из-за нерадивости (то бишь недостаточной политической сознательности) местных стукачей. Еще она очень искренне пытается постичь тонкое искусство коррупции, но тоже без больших достижений, — о чем лирически жалуется верному товарищу как-то теплым вечером, среди пастушеских костров, под мычание коров. А еще она — и опять же, со всей искренностью — очень огорчается, когда узнает, что вернувшийся из большого города муж не сделал там карьеры. «Я-то рассказываю, как ты деньги лопатой загребаешь, чтобы люди не подумали, что я буду воровать из казны», — чуть не плача, жалуется бедный член партии на судьбу-злодейку... Здесь, впрочем, ничего нельзя утверждать наверняка: Чень Ли, ничтоже сумняшеся пытающийся повенчать классический неспешный неоверизм Чжана Имоу (образца «Ни одним меньше») с повествовательным трюкачеством Гая Ритчи, до такой степени несведущ в самых азах киноязыка, что все его авторские «интенции» и «месседжи», каковы бы они ни были, остаются темны и туманны. Возможно, ему действительно было, что сообщить о нравах китайской деревни. Но, увы, для этого надо хотя бы уметь склеить два кадра встык. Фильм Чень Ли, участник конкурса 34-го Московского кинофестиваля, выказывает уже даже не неумелость — полную профнепригодность автора.

И «Вишенка на гранатовом дереве» еще не худшее из того, что было показано.

Но об этом — после.

 

Материалы по теме:
Воспоминание о немецком кино
Немецкие 90-е: «Быстро и без боли»
Страна молчания и тьмы

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции