html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Гете-институт представляет на Московском кинофестивале ретроспективную программу «Немецкое кино: от десятилетия к десятилетию». Десять российских критиков отобрали по одному фильму на каждую декаду — в их числе, например, «Кабинет доктора Калигари» (1920-е), «Еврей Зюсс» (1940-е), «Классовые отношения» Жан-Мари Штрауба и Даниэля Юйе (1980-е). За девяностые отвечает Фатих Акин со своим дебютом «Быстро и без боли» (1998). «Сеанс» публикует статью Марии Кувшиновой из каталога ретроспективы, а также интервью с Фатихом Акином, который продолжает стремиться к своему раю, но все никак до него не доберется.

Немецкие 90-е: «Быстро и без боли»

Мария Кувшинова
В этом году на Каннском фестивале Фатих Акин представил документальный фильм «Отбросы в райском саду» о том, как свалка мусора убивает деревню его предков на востоке Турции.
В этом году на Каннском фестивале Фатих Акин представил документальный фильм «Отбросы в райском саду» о том, как свалка мусора убивает деревню его предков на востоке Турции.

В июне 1973-го журнал Spiegel написал: «Турки идут — спасайся, кто может», через месяц в Гамбурге, в семье недавних иммигрантов, родился Фатих Акин. «Быстро и без боли» — его первый полнометражный фильм, снятый за два года до окончания Гамбургской школы изобразительного искусства.

Кинематограф вошел в XXI век обновленным и мультикультурным, Европа превратилась в плавильный котел, а Гамбург всегда был таким, и Акин оказался одним из тех, кто рано (и громко) начал говорить о проблеме идентичности от первого лица.

Герои его дебютной картины — турок Габриэль, серб Бобби и грек Коста — вместе выросли на злых улицах портового города, не думая о том, как их народы воют друг с другом на карте и в учебнике истории. Габриэль выходит из тюрьмы с твердым намерением туда не возвращаться и попадает прямиком на турецкую свадьбу. Завязка почти анекдотическая — Акин (сам он в фильме играет философствующего продавца марихуаны) часто начинает с комедии, чтобы рассмешить и обезоружить зрителя, а после наносит удар, резко сгущая краски. Взросление — это труд и аскеза, знает более опытный Габриэль; его друзья ищут легких путей и находят легкую смерть, быстро и без боли.

В конце девяностых это фильм (как и все кино вообще) воспринимался в контексте Тарантино; быстрый ритм, флэшбэки, криминальный сюжет, музыка превращали его хлесткий этнический поскриптум к «Криминальному чтиву». Сейчас, через 15 лет, очевидно: начиная со своей дебютной работы, Акин снимает фильмы о возвращении домой. О попытках и невозможности возвращения. Габриэль, выросший в Гамбурге, мечтает уехать в Турцию, туда же стремятся герои «Головой о стену» (2004) и «На краю рая» (2007). В «Душевной кухне» (2009) режиссер возродит послевоенный жанр немецкого кино — «хаймат» (Heimat — поэтическое слово для обозначения родины); в этих фильмах конца сороковых растерзанная нация пыталась заново обрести себя.

Едва ли не единственным способом вернуться домой у Акина становится музыка. Саундтрек «Быстро и без боли» разрывается от этники и хип-хопа, Коста перед смертью поет на греческом, «Головой о стену» включает музыкальные интерлюдии, сам Акин в 2005-м снял документальный фильм о музыкальной культуре Стамбула — «По ту сторону Босфора». Музыка, как и кино для Акина — попутчик в погоне за мечтой. В этом году на Каннском фестивале он представил документальный фильм «Отбросы в райском саду» о том, как свалка мусора убивает деревню его предков на востоке Турции. Габриэль в финале «Быстро и без боли» обретает дом или иллюзию дома, для Фатиха Акина поиски продолжаются.

Я знаю, что про меня будут говорить. Что я выношу сор из избы и зарабатываю на этом деньги — будто можно заработать на документальном фильме, ха.«Отбросы в райском саду». Реж. Фатих Акин, 2012
Я знаю, что про меня будут говорить. Что я выношу сор из избы и зарабатываю на этом деньги — будто можно заработать на документальном фильме, ха.

«Отбросы в райском саду». Реж. Фатих Акин, 2012

Фатих Акин: «Проблема в том, что я не говорю по-турецки»

Фатих Акин около пяти лет собирал материал о том, как на востоке Черноморского побережья Турции разрушается деревня его предков, в которой люди десятилетиями зарабатывали рыбалкой и производством чая. Сейчас среди холмов, окружающих деревню, находится гигантская свалка непереработанных отходов, загрязняющих и воду, и чайные плантации. Документальный фильм Акина «Отбросы в райском саду» (Polluting Paradise) в мае впервые показали во внеконкурсной программе Каннского фестиваля (лауреатом которого он стал в 2007 году, получив приз за сценарий фильма «На краю рая»). После каннской премьеры с режиссером встретилась Мария Кувшинова.

— Почему вы выбрали именно эту деревню?

— В 2005-м году я приехал в Турцию, готовился к съемкам фильма «На краю рая». Сказал отцу: «Отвези меня туда, где родились твои родители». Он привез меня в Чамбурну, родную деревню моего деда. Это на самом востоке побережья, рядом с грузинской границей. Плюнешь — попадешь в Грузию.

— В каталоге фильма написано, что предки Боба Дилана тоже были из этих мест.

— Да, я сам удивился. Бабушка с дедушкой у него перебрались из Трабзона (Трапезунд, причерноморский город в Турции — прим. ред) на Украину, а потом в Минессоту. У него это в мемуарах написано, в «Хронике».

— Иногда ваш фильм становится документальным хоррором. Вы это специально?

— Ага, ага. Вы имеете в виду дохлую собаку среди гор мусора, от которой осталась только челюсть с глазами, и их выедают мухи? Да, это ужастик. (Шепчет) Хор-рор, хор-рор, хор-рор.

— Проблема мусора — это проблема развивающихся или неразвитых экономик?

— Не совсем. У нас в Германии все еще есть переизбыток ядерных отходов. Их просто очень глубоко в землю закапывают. Но никакой вторичной переработки не происходит, все это остается с нами и продолжает фонить. У развитых индустриальных стран своего дерьма хватает, возьмем хотя бы Японию, Фукусиму.

У нас в Германии все еще есть переизбыток ядерных отходов. Их просто очень глубоко в землю закапывают.«Отбросы в райском саду». Реж. Фатих Акин, 2012
У нас в Германии все еще есть переизбыток ядерных отходов. Их просто очень глубоко в землю закапывают.

«Отбросы в райском саду». Реж. Фатих Акин, 2012

— Вы занимались только Турцией или изучали проблему в других странах?

— Изучал, да. Читал много публикаций. Но я не могу назвать себя экспертом. Черт его знает, как они справляются с этим в Скандинавии. Не ждите от меня, что я скажу: так, надо делать, как в Исландии. В фильме есть кадр: грузовик выгружает мусор на свалку, и мне кажется, что это похоже на акт дефекации. Я понял, что мусор — это дерьмо нашей цивилизации. И в этом смысле человечество — еще ребенок, который не научился пользоваться горшком. Ты вот эти чиновники, они ведут себя как дети: «Что это у тебя в штанах, обкакался?» — «Ничего у меня нет». Нам надо учиться содержать себя в чистоте — нам, как обществу, всем людям.

Раньше ведь как было, до индустриальной революции? Я помню, у моей бабушки не было в доме обоев, она стены газетой обклеивала. Или на рынок придешь, а там никакого полиэтилена — все тебе в бумагу заворачивают, или в ту же газету. В разные ненужные банки бабушка сажала цветы. Вот это действительно переработка отходов, вторичное использование. А сейчас? Всего так много, все так дешево. Мы выкидываем пластиковую тару, и чего мы ждем? Что вырастет дерево с бутылками кока-колы?

— И вы знаете, как изменить ситуацию?

— Да, снимая таки вот, например, фильмы.

— Вы правда верили, что сможете остановить свалку мусора в этой конкретной деревне?

— В начале — верил. В глубине души знал, что ничего не выйдет, но верил. Наивно, да? Делать такое кино — значит, противостоять государству, очень мощному государству. Никто не остановится первым. Они наносят удар, я наношу удар, они отвечают, я снова отвечаю — и вот я в Каннах, показываю свой фильм. Но война не окончена.

Я понял, что мусор — это дерьмо нашей цивилизации. И в этом смысле человечество — еще ребенок, который не научился пользоваться горшком. «Отбросы в райском саду». Реж. Фатих Акин, 2012
Я понял, что мусор — это дерьмо нашей цивилизации. И в этом смысле человечество — еще ребенок, который не научился пользоваться горшком.

«Отбросы в райском саду». Реж. Фатих Акин, 2012

— Были еще какие-то сложности во время производства фильма, кроме политических?

— Сложным был отбор материала: его было слишком много. Что оставить? На чем сделать акцент? Проблема еще в том, что я не говорю по-турецки, поэтому все разговоры надо было переводить.

— Вообще, ситуация довольно двусмысленная — вы не гражданин Турции, и вы снимаете фильм о турецких проблемах.

— Я знаю, что про меня будут говорить. Что я выношу сор из избы и зарабатываю на этом деньги — будто можно заработать на документальном фильме, ха. Но я настоящий патриот, потому что защищаю землю своих предков.

— У вас в фильме очень въедливые дети, которые донимают вопросами чиновников и вообще явно лучших взрослых разбираются в проблеме.

— Да, дети — это надежда. Стоит мужик и бубнит: «Это не вредные отходы». Даже мой сын, ему шесть лет, он читать не умеет, сказал: «Дядя врет». Детей не обманешь.

 

Материалы по теме:
Михаил Ратгауз о немецком кинематографе нулевых

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции