html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Как студенты и преподаватели «вышли» в онлайн

В интернет постепенно уходит всё: от службы доставки суши до библиотек — потому что быстрее, проще и всегда под рукой. То же происходит и с образованием. «Бумага» поговорила со специалистами в области e-learning и узнала, какие преимущества для студентов готовит дистанционное обучение и почему в традиционной системе образования — «никакого рок-н-ролла».

 

Иллюстрации: Катя Касьянова

Технологии электронного обучения, e-Learning, сейчас применяются как в виде чисто дистанционного образования, когда вся или практически вся программа реализуется через Сеть, либо как часть классического обучения (Blended Learning). Методы e-Learning начали развиваться ещё в 60-х годах прошлого века. Первым университетом дистанционного образования стал The Open University в Великобритании, открытый в 1969 году указом королевы. Полноценно он заработал в 71-м году, с тех пор через его программы прошло около 1,6 млн человек.

В России электронное обучение стало зарождаться с 1995 года, когда была утверждена Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России. Однако активно рынок начал развиваться только в начале следующего века. Уже сейчас существует большое количество дистанционных программ высшего образования, которые предоставляют диплом и в целом мало отличаются от очного обучения. Ещё более популярна форма  послевузовского образования, которая позволяет состоявшимся специалистам совершенствовать свои знания.

— Людям не нужно отрываться от своих текущих дел, сокращать время общения с семьёй и друзьями, брать учебные отпуска, тратить время и деньги на дорогу до института. Человек выделяет время исключительно на сам процесс обучения, институт находится буквально на расстоянии одного клика мышкой, — рассказывает заместитель начальника службы маркетинга Евразийского открытого института Владимир Ена.

Другой плюс дистанционного обучения — его экономичность: e-Learning дешевле, чем традиционное образование, так как отсутствуют траты на аренду помещений и технический персонал.

 

Edutament вместо учебного плана

Евразийский открытый институт (ЕАОИ) осуществляет электронное обучение с 98-го года. Образовательные программы — в основном это экономика, менеджмент, информационные технологии — предполагают дискуссии на форумах, в скайпе, онлайн-тренинги и трансляции лекций, решение кейсов и вебинары (семинары, осуществляемые посредством интернет-трансляции). Курсы строятся по принципу квестов, когда получить новое задание можно после выполнения предыдущего.

— Таким образом, дистанционное обучение через интернет — это полноценная учёба, которая требует достаточных усилий, но при этом не является обременительной, поскольку воспринимается как игра, интеллектуальное развлечение, — рассуждает Ена. — Получается, что фундаментальное содержание учебного курса и развитие профессиональных навыков подаётся в форме эдьютеймента — развлекающего обучения.

К использованию таких же нестандартных методов стремится и движение «Метавер», которое существует около пяти лет.  Оно состоит из нескольких независимых групп, которые занимаются разработкой образовательных проектов: организация школы Фонда Потанина и форсайта «Образование 2030», отбор студентов в Открытый университет Сколково (ОтУС), проведение баркэмпов, обучающих стартап-сессий и форсайт-сессий — в частности, для АвтоВАЗа, Академгородка, РЖД. То, чем занимается движение, не образование как таковое — долгосрочных образовательных программ у «Метавера» пока нет, а скорее демонстрация того, каким образование может стать, если отойти от устаревших программ и учебных планов и максимально приблизить приобретаемые знания к реальной действительности и практической работе.



Отбор в Открытый Университет Сколково: видеодроид транслирует происходящее в интернет. Фото: Тимур Аникин

— В России в определённый момент образование стало институтом социализации, а не обучения, — убеждён участник движения Алексей Волков. — Кто-то приходит в вуз за связями, кто-то — чтобы откосить от армии, кто-то — чтобы найти себе выгодную партию либо получить корочку для дальнейшей работы. Родители, отдавая детей в вуз, покупают, в первую очередь, некое будущее, а не образование. В реальности людям не так важно, какой там учебный план.

Другой участник «Метавера» Тимур Аникин считает, что на  данный момент образование и наука развиваются порознь. Программы, реализуемые их командой, призваны такое положение исправить.

— Не надо отделять образование от исследований, от науки, от бизнеса – современная жизнь сбивает все это в один поток. Ключевая задача наших проектов — сделать так, чтобы люди поняли, как учиться самостоятельно, чтобы им это было интересно, — объясняет Тимур. — Потому что проходит 3-4 года, появляются новые профессии, которым раньше не учили, и внедрять планы в вузах становится очень неэффективно, потому что это негибко, небыстро. Так учиться скучно и никакого рок-н-ролла.


Дмитрий Песков — бывший участник проекта, соавтор форсайта «Образование 2030». Фото:Валентина Беспрозванных

Поэтому важным принципом образования в «Метавере» считают асинхронность, индивидуальный подход, которые намного легче реализовать в электронном обучении, чем внедрить в систему классического, где такое нововведение потребует более существенных финансовых затрат.

— Вы не привязаны ни к каким графикам и при желании можете пройти программу трёх «университетских» лет за полгода работы. А в университете может оказаться, что то, что вам интересно — это совсем не то, что может себе позволить вуз. Ради двух студентов никто не может позволить себе организовать новое поднаправление, — считает Алексей.



Летняя школа Потанина. Фото: Тимур Аникин

Хотя дистанционное образование не единственный и не основной метод «Метавера» (большинство схем реализуется в оффлайне), максимальное использование интернет-ресурса необходимо: это могут быть и видео-лекции, и онлайн-тестирования. Материалы, использованные в проектах, потом становятся доступны всем в Сети. Для онлайна «Метавер» также разрабатывает трек компетенций, то есть проверку способностей использовать умения и навыки, которыми овладел человек в процессе обучения.

 

Преподаватель для прямого эфира

То, что по форме подачи многие программы e-Learning отличаются от классических вузовских, значит, что под такую систему должны подстраиваться не только обучающиеся, но и преподаватели. В этом смысле дистанционное обучение часто лишено какой бы то ни было иерархии: вчерашние студенты могут создать собственную программу, специалисты — дать курс по навыкам в какой-то узкой области.

— Это должен быть преподаватель нового формата — специалист-практик, который способен к диалогу со студентами в Сети, — рассуждает Владимир Ена.

Принцип «взаимообучения» стал воплощаться с самого начала — ещё с появления Open University. Получается, что человек должен так выучить предмет, чтобы в дальнейшем выступить в роли преподавателя и полученные знания передать другим слушателям. Это, в первую очередь, помогает самому студенту — он усваивает информацию намного лучше и эффективнее. Но с другой стороны, автор собственной электронной программы берёт на себя в чём-то большую ответственность, нежели педагог классической формы обучения.

— Когда вы готовите онлайн-курс и работаете с большой аудиторией, право на ошибку гораздо меньше, потому что эта ошибка отразится на сотнях и тысячах, которые ваш курс будут смотреть. Это очень сильно стимулирует к контролю качества и к тому, чтобы в борьбе за внимание студентов «выживали» самые сильные курсы и преподаватели, — объясняет Алексей Волков из «Метавера». — Нас ждёт неожиданная форма коллективного самообразования, когда «студенты» начнут формировать сообщества вокруг курсов в обход самих вузов и будут встречаться в оффлайне, чтобы обсуждать, заниматься и обмениваться впечатлениями и рекомендациями.

Заменит ли е-learning классическое образование?

Конечно, электронное обучение имеет свои существенные минусы: нет коллектива, непосредственного контакта с преподавателем, той же социализации и связей. Александр  Назаровский уже имеет техническое образование и учится дистанционно на программе MIT «Электронные цепи и системы», чтобы, как говорит студент, освежить свои знания и заодно вынести что-то новое из американской программы. По его мнению, пока главный недостаток дистанционного образования — отсутствие живого общения.

— Во многих курсах больше всего не хватает возможности спросить учителя, пояснить какие-нибудь непонятные моменты. И несомненно, чтобы заниматься удалённо, нужен определённый уровень самодисциплины и мотивация в отличие от традиционных занятий. Зато каждый ученик может заниматься в удобное ему время, в удобном темпе, пропускать темы, которые он уже знает.



Иллюстрация: Катя Касьянова

Кроме того дистанционный формат даёт шанс обучаться людям с ограниченными возможностями и проходить программы зарубежных вузов.

— Сдвиг в сторону дистанта неизбежен, потому что дистант экономит ресурсы. Допустим дорога в университет занимает полчаса. Если группа из 24-х студентов не едет на лекцию, а смотрит её, то они экономят на группу 24 часа в день. За четыре недели они сэкономят 480 часов, — рассуждает Тимур Аникин. — В целом со времен Аристотеля технологические возможности несколько расширились. Если этого не замечают современные преподаватели, то заметит следующее их поколение.

В то же время Тимур не верит в то, что дистанционное образование в России станет очень популярным:

— Образование существует не в вакууме, а в нашем обществе, местами архаическом. Я считаю, что часть людей в России живёт  в  XXI веке, значительная часть — в XX и ещё часть — в XIX. Эпохи не совпадают. И надеяться, что все эти люди кинутся в дистанционное образование, я бы не стал.

Для тех, кто всё-таки живёт в 21 веке, дистанционное образование, пожалуй, необходимо. Конечно, оно не станет институтом социализации и в этом смысле не сможет заменить классическое образование, но стать к нему дополнением — вполне. Некое широкое, всеобъемлющее представление о профессии, наверное, лучше получать в университете, но зато углублять, конкретизировать эти знания можно и дистанционно. Тем более, что сейчас количество таких программ стремительно растёт, и в бесконечном интернет-пространстве вполне реально найти подходящую. Да и от применения дистанционных технологий сейчас просто так не отмахнуться, потому что часто это оказывается удобнее, экономичнее и проще.

Так, например, в конце мая Санкт-Петербургский государственный университет впервые в России провёл дистанционное тестирование по русскому языку. Прохождение такого устного испытания необходимо иностранцам для получения гражданства, но благодаря технологиям видеомоста ехать для этого в Россию станет необязательно. Планируется, что такое тестирование смогут проходить люди примерно из 20 стран мира.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с paperpaper.ru

6

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • paperpaper.ru
          • домен paperpaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции