html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

FAQ: Логика ландшафта

7 фактов о поэтике социального в современном мире

Эволюция коммуникации заставляет современного человека по-новому взаимодействовать с окружающим миром. Как люди кодируют пространство и действуют в соответствии с этим кодом объясняет социолог, специалист в области социологии повседневности и теории фреймов Виктор Вахштайн.

1

Современный человек осваивает пространство, кодируя его: превращая места в помещения, природу – в пейзажи, поверхности – в ландшафты. Так же как мы не чувствуем атмосферного давления, мы не чувствуем давления окружающих кодов. Офис закодирован видом перегородок, запахом кондиционированного воздуха, шумом работающих компьютеров. Звук включенного в пустой комнате телевизора наполняет ее, задавая границы места, как рампа и занавес задают границы сцены.

Код делает пространство читаемым, прозрачным и непроблематичным. Однако за такую непроблематичность современному человеку приходится дорого платить – расшифровка пространств требует от него все больше и больше усилий, все более изощренного инструментария понимания.

Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; вступ. статья Г.С. Батыгина. М.: Институт социологии РАН, 2003.
Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии, эпистемологии / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000.

2

Еще сто лет назад человеческая жизнь была четко поделена между формами взаимодействия. Каждой такой форме (фрейму) соответствовал свой кластер мест; риск смешения, наложения, пересечения разнородных коммуникаций сводился к минимуму. К обеду следовало «одеваться», на войну – «снаряжаться», на природу – «выезжать». Чем выше в социальной иерархии стоял индивид, тем больше фреймов взаимодействия было ему доступно, но эта доступность не размывала самих границ коммуникативных форм. Сегодня же мы постоянно сталкиваемся с нестабильностью контекстов человеческого существования: коды мест накладываются и сменяют друг на друга, на пересечении кодов рождаются новые сигналы и новые шумы. Отсюда эффект гетеротопии – соединения в одном пространстве разнородных, вложенных друг в друга ландшафтов. В любой момент времени каждый из нас оказывается участником более чем одной игры. Социальный мир перестал быть ровной размеченной поверхностью: его архитектура сегодня соткана из складок и завихрений.

Делез Ж. Логика смысла. М., 1998.
Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть / Пер. с фр. Б.М. Скуратова, под общ. ред. В.П. Большакова. М.: Праксис, 2006.
Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т.2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. М. – СПб.: Университетская книга, 2001.

3

Гетеротопия – это оповседневленная утопия. На протяжении столетий утопическое воображение питалось критикой рутины, отрицанием повседневности, разрывом циклично повторяющихся действий. А потому оставалось прерогативой революционеров, писателей и архитекторов. Однако появление новых медиа, новых степеней свободы / одиночества привело к приватизации утопии, к изменению самого духа утопизма: теперь это приватная утопия и повседневный утопизм. Мы создаем свои собственные правила игры, участвуя в производстве новых фреймов коммуникации: от ведения блога до разбивки лагеря на бульваре. За эпохой «больших нарративов» пришла эпоха «карманных миров». Литература, политика и архитектура утратили свой привилегированный доступ к утопическому.

Certeau de M. The Practice of Everyday Life. Berkeley: University of California Press, 1984.
Lefebvre H. The Production of Space. Oxford: Blackwell Publishers, 1994.

4

Открытость кода – возможность перекодировки самим актом прочтения – превращает гетеротопичный ландшафт в открытое произведение. Фрагментация сообщает взаимодействию незавершенность: самостоятельным и суверенным существованием обладают только большие фрагменты коммуникаций, а мир, разбитый на множество перемешанных осколков, нуждается в постоянной переборке и достройке. Мы достраиваем гетеротопичные ландшафты визуально и телесно, семиотически и физически, придавая им новые смыслы и преобразуя их в соответствии с потребностями момента. Усложнение кодировки взаимодействия породило нового «читателя пространства» – читателя, которому «писатели» делегировали значительную часть своих полномочий. В 60-х «автор умер» чтобы освободить дорогу тексту. В 2000-х умирает текст, чтобы дать дорогу открытому коду – имплицитному читателю ландшафта.

Фрагментация мира – следствие эволюции коммуникации.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Symposium, 2005.
Луман Н. Общество как социальная система. / Пер с нем. А. Антоновский. М.: Логос, 2004.

5

Что отличает социальное состояние от естественного, взаимодействие людей – от взаимодействия приматов? Помимо вездесущих знаков, репрезентаций, повествовательности и нормативности? Социальная жизнь приматов комплексна: их коммуникации протекают в общем нефрагментированном пространстве, в их распоряжении нет многочисленных комнат, ширм, укрытий, профилей и блогов, любая особь может вмешаться в любое наличное взаимодействие. Социальная жизнь людей не комплексна, но сложна: наши коммуникации, буквально, сложены друг в друга, обособлены, размещены, дислоцированы. Эволюция социального движется не от простого к сложному, а от комплексного к сложному: «complex» и «complicated» – два этих типа взаимодействий предполагают принципиально разную архитектуру. Парадокс же состоит в том, что процессы усложнения коммуникации – т.е., образование все новых и новых форматов при разрушении общих правил игры – в конечном итоге возвращают сложную человеческую жизнь назад, в естественное состояние неразличенной комплексности. Чем сложнее структуры нашего общения, тем меньше в них специфически человеческого. Это заставляет заново определять отношение естественного / социального в современном мире.

Латур Б. Об интеробъективности // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. №2.

6

Тот факт, что естественное и социальное больше не противостоят друг другу как «культура» и «натура», заставляет нас искать новые коды их соотнесения. Это соотнесение, в свою очередь, требует нового языка – нам предстоит перекодировать природный ландшафт таким образом, чтобы его прочтение происходило не в привычном режиме потребления дистиллированных препаратов (городской парк), отстраненной созерцательности (лесная зона для прогулок), музейного архивирования (заповедник) или утилитарной апроприации (дачный участок). На смену закрытым кодам, жестко разводящим культурные и натурные объекты, должны прийти принципиально иные, гибридные, перформативные типы соединения естественного и социального, на смену утопическим моделям их сочетания («Город-сад») – гетеротопические практики их производства («партизанское садоводство»).

Макноттон Ф., Урри Дж. Социология природы // Теория общества / Под ред. А.Ф. Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999.
Ло Дж. Объекты и пространства // Социологическое обозрение. 2006. Т. 1. №5.

7

Примеры такого соединения мы найдем в поэтике. По меткому замечанию Поля Валерии «устроение поэзии загадочно… странно, что дискурс должен одновременно подчиняться двум несовместимым условиям – условиям, предполагающим длительную и повторяющуюся связь между ритмом и синтаксисом, между звуком и смыслом…». Связь между природным и социальным – без подчинения одного другому, без препарирования и потребления – аналогична связи ритмической структуры и смыслового рисунка.

Впрочем, это лишь одна из возможных формул их сочетания.

Koestler A. The act of creation. N.Y.: 1967.

Виктор Вахштайн

кандидат социологических наук, заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, профессор факультета социальных наук МВШСЭН

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • annakozyrevskaya
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции