html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Деловой человек Питер Гринуэй

Кинообозреватель «Бумаги» Андрей Карташов не очень удачно пообщался с великим кинорежиссёром Питером Гринуэем и рассказывает грустную историю о том, как это произошло.


Фото: Михаил Хейфец / «Трииксмедиа»

Несколько дней назад стало известно: в Петербург приезжает режиссёр Питер Гринуэй. Живой классик европейского кино и всемирно признанный художник. И не только — преамбула статьи в русской Википедии даёт сразу семь определений рода его деятельности, в числе которых «интеллектуал» и «мыслитель». Визит Гринуэя в Россию не так уж удивителен: в свои семьдесят он постоянно разъезжает по миру, и везде у него есть дела: лекции, выставки, фестивали, съёмки.

Редакция «Бумаги» такое событие пропустить не может, тем более — есть возможность сделать короткое интервью. Проблема в том, что автор этих строк знаком с творчеством режиссёра не так хорошо, как хотелось бы. Но до даты встречи с Гринуэем остаётся три дня: при должном темпе можно частично восполнить постыдные пробелы. Я ставлю на закачку шесть фильмов английского классика.

Небольшой флэшбек: Гринуэй был одним из первых западных режиссёров, завоевавших в России культовый статус. В тумбочке под телевизором у меня дома до сих пор лежит родительский VHS с «Контрактом рисовальщика» — релиз из сурового девяносто какого-то года, чуть ли не первая кассета популярной тогда культрегерской серии «Другое кино». Времени с тех пор прошло немало, в режиссёрской профессии появились новые герои, а последние фильмы Гринуэя были приняты довольно прохладно. Впрочем, статус священного чудовища, заработанный в восьмидесятые «Отсчётом утопленников» и «Поваром, вором, его женой и её любовником», остался — мэтры бывшими не бывают.

Последующие три дня проходят за изучением фильмографии. Занятие оказывается затягивающим: «Книги Просперо» впечатляют своей непохожестью на всё остальное, тот самый «Контракт рисовальщика» практически безупречен, а фильм-мистерия «Дитя Макона», отчего-то разруганный критиками и полузабытый, вызывает ощущения, сходные с синдромом Стендаля. Гринуэй — режиссёр безусловно крупный, а может, и великий: во всяком случае, темы, меньшие, чем смерть и секс, его не интересуют, а масштаб действия и пышность декораций, почти всегда основанных на живописи старых мастеров, поражают.

Смотреть Гринуэя не всегда просто. Впрочем, это сознательное решение режиссёра, который стремится уйти от традиционных кинематографических форм. В каждом втором интервью на YouTube Гринуэй с удовольствием хоронит кино, гневно отзывается о литературных фетишистах, путающих фильмы с иллюстрациями к книгам, и призывает отказаться от целлулоида и закрыть кинотеатры к чертям, чтобы на руинах построить принципиально новое искусство, созвучное чаяниям поколения ноутбуков. Датой смерти кинематографа он называет 31 сентября 1983 года (в сентябре тридцать дней, но Гринуэй упорно повторяет число 31) — день рождения пульта для телевизора.

В день, на который назначена встреча с Гринуэем, я приезжаю в офис кинокомпании «Трииксмедиа». Начало мероприятия назначено на половину четвёртого: сначала предполагается небольшая пресс-конференция, затем у желающих будет примерно по 10 минут для эксклюзивного интервью. Не больше, потому что режиссёр приехал сюда работать, сегодня у него кастинг для полного метра про Эйзенштейна, затем он отправляется по каким-то другим делам. На часах только 15:20 — никого пока ещё нет, можно занять удобное место. По столу расставляют холодные бутылки с минералкой.

К 15:30 подтягиваются другие представители СМИ. Девушка с детского телевидения приехала освещать проект для, собственно, детей, в котором принимает участие Гринуэй в качестве то ли приглашённой звезды, то ли просто свадебного генерала. Приехавший с ней оператор расставляет оборудование. Молодой человек в клетчатой рубашке расчехляет фотоаппарат.

15:35. Представительница кинокомпании сообщает, что он в кафе пьёт чай и скоро будет. Можно, видимо, рассчитывать на условленные десять минут — это немного, но три-четыре вопроса уместить можно.

В 15:40 народу уже достаточно. Как обычно на пресс-конференциях, скучающие корреспонденты занимаются неймдроппингом: поджарый мужчина в сером пиджаке в разговоре с коллегой несколько раз повторяет имя «Саша Розенбаум».

15:50. Герой всё не появляется. Фотографы сосредоточенно снимают бутылки с минералкой, расставленные на пустом столе. Нам говорят, что кастинг, оказывается, всё-таки ещё не закончился.

16:00. «Нет, Сокуров быстро фильмы делает, — объясняет напарнице журналист на заднем ряду. — Ты с Германом путаешь». Оператор детского канала, устав снимать публику, утыкает камеру в ЖК-видоискатель девушки-фотографа в потёртых джинсах. Клетчатый молодой человек фотографирует эту сцену.

16:10. Серопиджачный знакомый Саши Розенбаума, не выдержав, решительно берёт со стола минералку, приготовленную для него, и открывает. В зал заглядывает пиарщица компании: «Ещё несколько артистов на кастинге осталось», — говорит она. Становится понятно, что на четыре вопроса рассчитывать вряд ли стоит. Оператор уходит курить.

16:15. «Я работаю, милый», — врёт молодая корреспондентка в телефонную трубку. Кто-то говорит, что его видели на лестнице. Впрочем, в пресс-зале он по-прежнему не появляется. Мужчина в сером осушает второй стакан минералки. «Хороша, чёрт возьми, — доверительно сообщает он соседу. — Быка свалит».

16:20. Одна бутылка уже почти допита. Происходящее начинает походить на рассказ писателя Веллера про аудиенцию у Сальвадора Дали. Человек, отличающий Германа от Сокурова, увлечённо говорит по телефону. «Знаю ли я Валеру? — переспрашивает он у невидимого собеседника. — Ну, водку я с ним пью».

16:30. Люди начинают расходиться. Девушка в потёртых джинсах упаковывает фотоаппарат. Любитель минералки по телефону завидует кому-то, приехавшему из Парижа. «Фуке — это у них типа как Ходорковский?» — уточняет он.

16:35. Появившаяся пиарщица сообщает немногочисленным оставшимся журналистам, что короткая пресс-конференция начинается этажом ниже. Все срываются с мест по направлению к лестнице.

Этажом ниже людей, как ни странно, довольно много, причём некоторых вроде бы и не было в конференц-зале. В небольшой комнате занавешены окна, стоит полумрак. Журналисты тесной толпой стоят вокруг низкого стола. Там среди фарфоровых статуэток и почему-то православных икон сидит, натурально, Питер Гринуэй. Мэтр одет в чёрный костюм и выглядит безупречным джентльменом. Он рассказывает про свой кастинг. Точнее, не то чтобы рассказывает: процесс не завершён, он ищет, ему нужно значительное внешнее сходство, чтобы было возможно объединить хронику и игровые сцены. «Там вообще много будет всякого, — сообщает Гринуэй. — Мультиэкранное изображение и так далее. Совсем новое кино». В общем, пока работа идёт, сказать на эту тему режиссёру особенно нечего. Время для вопросов из зала.

«Мистер Гринуэй, — начинаю я, — вы много раз говорили, что кино умерло, превратившись в придаток литературы. Не потому ли вы выбрали своим героем именно Эйзенштейна, который снимал немое кино, по определению меньше ориентированное на текст?» По плану дальше должен идти вопрос о том, почему для другого своего грядущего проекта Гринуэй выбрал всё-таки литературный источник («Смерть в Венеции» Томаса Манна), но за недостатком времени придётся удовольствоваться хотя бы этим.

То ли не дослушав вопрос, то ли не расслышав фамилию Эйзенштейна, классик кивает и пускается объяснять, почему кино умирает. «31 сентября 1983, — говорит Гринуэй, активно жестикулируя и дружелюбно улыбаясь, — вот важнейшая дата». Я киваю. Я знаю про 31 сентября, потому что читал это уже много раз, но что ещё остаётся делать. «Люди не ходят в кинотеатры, — продолжает мой собеседник. — Вы как представитель лэптоп дженерейшен знаете это не хуже меня». Он спрашивает, часто ли я хожу в кино. «Нот рили», — обречённо соглашаюсь я. «Я тоже», — радуется Гринуэй и продолжает излагать свою теорию.

Я пытаюсь всё-таки вывести дело к Эйзенштейну, но распорядитель церемонии решительно останавливает меня. Право задать вопрос переходит к восторженной журналистке, которая хочет узнать, почему в фильмах Гринуэя часто фигурирует вода, и после ответа долго его благодарит. Девушка с детского телеканала спрашивает, отчего делается так мало фильмов для малышей. «Мне кажется, мои фильмы — все для детей», — говорит герой. В зале смеются. «Кстати, у меня есть фильм «Дитя Макона» — вы смотрели его?» «Нет», — признаётся девушка. «Жаль, — сокрушается режиссёр. — Его вообще тогда плохо приняли. Меня даже обвиняли в том, что я эксплуатирую детей». Сложно представить, как можно заподозрить в злодействе этого обаятельного человека. Пресс-конференция, тем временем, окончена.

Пресса расходится из комнаты с иконами. На лестничной площадке я встречаю грустного мужчину, знакомого с таинственным Валерой. Кажется, он пропустил весь непродолжительный экшен. За моей спиной Питер Гринуэй энергично направляется к лифту. Сегодня у него ещё много дел.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с paperpaper.ru

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • paperpaper.ru
          • домен paperpaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции