html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Молодежные уличные группировки в СССР и на постсоветском пространстве

Социально-антропологическое описание молодежной уличной среды

Существование в городах Советского Союза и, позже, на постсоветском пространстве молодежных уличных группировок представляется очевидным и само собой разумеющимся. Это социальная среда, находящаяся на расстоянии вытянутой руки, многие даже прошли через нее в определенном возрасте лично. Однако комплексное этнографическое описание данной среды пока не произведено. В советские времена, хотя подростково-молодежные территориальные объединения и переживали период своего расцвета, они не укладывались в концепцию «советской молодежи», а потому игнорировались или упоминались в уничижительном тоне, без какой-либо попытки детального описания и анализа.

С конца 1980-х годов тема «вышла из подполья», и на настоящий момент опубликовано около 60 работ на эту тему – большей частью статьи и тезисы. Для сравнения библиография англоязычных публикаций о gangs (криминальных группировках) включает более 1700 пунктов.

Костяк молодежных уличных группировок составляют молодые люди в возрасте 14-19 лет. Нижняя возрастная граница для этой группы трудноуловима; необходимо учитывать, что в советские годы дети проводили много времени во дворе; при этом вхождение детей и подростков в группировку было постепенным. Верхняя возрастная граница часто предполагает уход в армию; отслужившие же, как правило, в уличные группы уже не входят.

Представители рассматриваемого нами социально-возрастного слоя часто называют себя пацанами (прилаг.: пацанский, пацановский). Такое самоназвание утвердилось примерно с середины 1980-х годов, ранее так называли детей. Чтобы подчеркнуть высокий статус пацана, часто в среде добавляют прилагательные настоящий, чёткий, серьезный, реальный, правильный, конкретный, ровный, здравый. Слово гопник в пацанской среде как самоназвание не употребляется – если его и произносят, то с отрицательными коннотациями, по отношению к наиболее агрессивным и криминализированным группировкам. Стоит добавить, что, с точки зрения социального состава, основную массу пацанов составляют молодые люди из семей с низким уровнем образования.

Чаще всего рассматриваемые нами сообщества являются локоцентричными, т.е. организуются по территориальному принципу (месту жительства, учебы, тренировок), в отличие от идеоцентричных сообществ, формирующихся вокруг тех или иных символов: музыкальных стилей, форм деятельности и так далее.

История развития уличных группировок

На разных исторических этапах данный социально-возрастной слой имел различные особенности, хотя и можно с уверенностью говорить о существовании определенных констант, мало подверженных влиянию времени. Существует мнение, что появление агрессивных молодежных сообществ в России относится к 90-м годам XIX века. В это время в крупнейших городах России появились группы подростков и молодых людей, которые занимались антиобщественной деятельностью: битьем фонарей и окон, выкрикиванием непристойностей, агрессией по отношению к прохожим и тому подобное. Этот тип преступности получил название хулиганства, а сами молодые люди стали называться хулиганами или шпаной. Однако получение наиболее полной информации о группировках возможно только начиная с 1950-х годов – юность наиболее старых информантов относится именно к этому периоду. В истории развития уличных пацанских сообществ второй половины XX-начала XXI веков, можно выделить три этапа.

В качестве первого этапа можно выделить года с 1950 по 1980-е. В этот период в городах сложился и существовал мощный социально-возрастной слой «дворовых» подростков и молодежи, формировавший группировки, что происходило преимущественно по территориальному принципу. Несмотря на разобщенность группировок, при их сравнении выявляется много типичных черт. Сходство обнаруживается в том, что касается закономерностей формирования группировок, их социального состава, повседневного пространства, распределения ролей в группировке, выбора мест для тусовок и драк, мотивации проведения драк, закономерностей раскручивания конфликтов, регламентации использования оружия, стилевых особенностей поведения, формирования кодекса чести, перечня ограничений на насилие, ритуалов начала драки, распределения ролей в драке, закономерностей примирения.

Обращает на себя внимание тот факт, что достаточно однородный и однотипный социальный слой возник на обширнейшем пространстве Советского Союза, в городах, территориально отдаленных друг от друга. В те времена не существовало информационного поля, которое могло бы поддерживать формирование и воспроизводство пацанских группировок; иначе говоря, у участников таковых группировок практически не было возможности узнать что-либо о таких же группировщиках из других городов. В связи с этим возникновение однотипного социального слоя следует искать в неких социально-экономических и идеологических реалиях Советского Союза. В числе таких причин можно назвать: влияние сельских традиций досугового времяпровождения молодежи (речь идет прежде всего об агрессивном поведении компаний молодых мужчин); уголовных традиций (для криминализированной части рассматриваемого нами социального слоя); моральных традиций советского спорта (для молодежи, ориентированной на физическую культуру как ценность).

К концу рассматриваемого периода наметилась тенденция к увеличению численности идеоцентрических сообществ молодежи и в то же время к уменьшению численности сообществ территориальных. Необходимо отметить, что данный процесс представляет собой общую тенденцию и для современного общества.

В контексте пацанских группировок необходимо рассматривать бандитские формирования, наводнившие Россию и страны СНГ в 1990-х годах. «Бригады» данного типа привлекли в свои ряды большое количество уличной молодежи. Некоторые приходили в банды сразу из дворовых группировок и молодежных спортивных секций. Некоторые становились бандитами, уже отслужив в армии и даже отвоевав в Афганистане, но при этом они были, опять же, выходцами из пацанских компаний. Не удивительно, что, организовываясь в «бригады», бывшие пацаны строили их по принципу уже знакомых им уличных группировок; сходство можно проследить в принципах организации, в способах разрешения конфликтов, в сленге. К тому же 1990-е стали десятилетием, когда пацанские компании стали ступенькой для криминальной социализации – включения в бандитские сообщества. Впрочем, при этом нельзя сказать и о слиянии уличных пацанских группировок и криминальных «бригад». Хотя переход из первых во вторые и упростился, но исследование тех времен дает нам множество примеров «обычных» уличных компаний, не связанных (или очень слабо связанных) с преступным миром. То есть стоит говорить не о слиянии пацанской среды с криминалом в этот период, а о возникновении «социального лифта», позволяющего уличной молодежи из группировок довольно легко переходить в бандформирования (другими словами, вероятность криминальной социализации, которая и так была для пацанов высокой, еще больше повысилась).

С конца 1990-х по 2000-е годы продолжается размывание территориальных уличных сообществ. Особенно заметен этот процесс в крупных городах. Тем не менее, исследования фиксируют даже в Москве сообщества, которые типологически очень близки традиционным пацанским группировкам советских времен. В то же время всё больший вес приобретают идеоцентрические объединения, сходные с традиционными пацанскими группировками: скинхеды, рэперы, футбольные фанаты и другие. Эти объединения оттягивают на себя часть «пацанского» контингента. В последние годы наблюдается волна мифологизации пацанов: обсуждение темы «гопника» происходит на специализированных интернет-ресурсах. Молодые пользователи Интернета (как правило, студенты, имеющие к уличным пацанам довольно отдаленное отношение) упражняются в остроумии, создавая виртуальные образы недалеких и агрессивных гопников.

Основные параметры группировок и их вариативность

Анализируя уличные пацанские группировки разных времен и разных регионов, можно отметить, что при всей исторической динамике их бытование предполагает определенный набор констант.

Хотя мы используем в статье слово группировка как наиболее часто встречающееся в литературе по данной тематике, этот термин имеет серьезный недостаток: под группировками обычно понимают в достаточной степени криминализированные, структурированные и агрессивные группы. При фиксации на «группировках» выпадают из зоны внимания некриминальные, аморфные и миролюбивые сообщества, для которых было бы правильнее использовать слова компания, группа. Граница между «мирными» дворовыми компаниями и «агрессивными» группировками очень размыта.

Составить единое, стандартное для всех уличных групп описание представляется нам сложным, однако можно выявить определенный набор параметров, значения которых будут для каждой группы конкретными.

Аморфность vs организованность

Сообщество, в котором показатель степени организованности приобретает максимальное значение, представляет собой «образцовую» группировку с жесткой дисциплиной, организационной структурой. Как правило, это объединение, занимающееся криминальной деятельностью. О минимальной организованности можно говорить в тех случаях, когда уличная среда аморфна, не предполагает какой-либо дисциплины и обязательности для участников; это именно круг общения и место для времяпровождения, а не группировка.

Необязательность vs обязательность участия

Значение этого параметра минимально в том случае, если участие в компании построено по принципу «не хочешь – не делай». Молодой человек участвует в тех или иных совместных действиях, только если ему это интересно. Максимальное значение относится к случаям, когда все без исключения молодые люди, проживающие на территории, относящейся к группировке, обязаны входить в нее или, по крайней мере, участвовать в ее деятельности.

Неагрессивность vs агрессивность

Минимальное значение параметра свойственно группам с низким уровнем нормированной агрессивности. Максимальное – группировкам, практикующим постоянные драки, проявляющим агрессивность по отношению к окружающим.

Терпимость vs агрессивность по отношению к «непацанам»

Соответственно, минимальные значения этого показателя присущи толерантным группам, склонным к терпимости. Максимальные же показатели – у групп, которые относятся к различным категориям «чужих» крайне агрессивно; третирование этих «чужих» может стать важной (или даже ключевой) частью деятельности группы. В качестве групп «чужих», подвергающихся агрессии, часто называют «домашних» подростков, «ботаников» (подростков, уделяющих много внимания учебе), неформалов (членов неформальных объединений молодежи), «лохов» (людей, не компетентных в правилах уличного поведения), этнических инородцев.

Законопослушность vs криминальность

Минимальное значение параметра у компаний, никак с криминалом не связанных. Максимальное – у группировок, уделяющих криминальным практикам большое внимание, фактически являющихся преступными; как правило, такие группировки имеют тесную связь со «взрослой» преступностью.

Равноправие полов vs сексизм

Минимальные показатели по шкале «сексизм» относятся к тем группам, в которых нормативным является уважение к девушке, признание за ней равных прав с юношами. Максимальный показатель сексизма возникает у групп, декларирующих половую дискриминацию, приниженное положение девушек, ущемление их в правах, мнение о них как о людях «второго сорта».

Можно выявить определенный «гендерный договор», негласно существующий в отношениях между пацанами и девушками. Хорошим отношение со стороны пацанов, скорее всего, будет к той девушке, которая соответствует требованиям данного договора. В частности, на статус девушки в глазах пацанов могут влиять: умение соблюдать сексуальную дистанцию; родственные отношения с кем-либо из пацанов; отношения любви и дружбы с пацаном; «приличный» внешний вид; внешняя привлекательность.

Рассматривая перечисленные шкалы оценки пацанских группировок, можно легко заметить, что показатели этих шкал коррелируют между собой. Так, в группах с высокой агрессивностью, скорее всего, можно встретить высокий показатель сексизма. В целом рассматриваемые группы можно свести к двум крайним состояниям. Либо аморфные группы, не предполагающие обязательного участия, неагрессивные, терпимые к посторонним, законопослушные, предполагающие равноправие полов, либо организованные, предполагающие обязательность участия, агрессивные (в том числе по отношению к «непацанам»), склонные к криминальной деятельности, настроенные сексистски.

В отношении внешнего вида уличных пацанов можно выделить две крайних позиции: с одной стороны, отсутствие дресс-кода, вольный стиль одежды (этот вариант свойственен, пожалуй, для большинства случаев), с другой, ношение идентифицирующей униформы или ее элементов. Рассматривая дресс-код уличных пацанов, можно выделить интерес к определенным стилям, например, спортивному, военному; часто при выборе одежды подчеркивается ее практичность, удобство в драке. С другой стороны, многие информанты (причем и советские, и современные) говорят о специфическом щегольстве в данном кругу. Часто отмечается, что пацан должен быть одет аккуратно, стильно и даже дорого (последнее относится, всё-таки, к современности). Возможен особый стиль ношения одежды, собственный стиль прически. Могут фиксироваться особые способы походки, движения, формы приветствий, танцевальные стили, манера речи.

Одним из важнейших моментов для уличных группировок является существование у их участников определенного морального кодекса; для обозначения этого кодекса используются слова-понятия, правила, закон. Среди наиболее часто встречающихся пунктов можно выделить следующие: соответствие канонам уличного маскулинного поведения (сила, умение себя вести и т.д.); обязанность выступать на защиту своих; запреты на проявление избыточной агрессивности (против младших или старших, девушек, заведомо более слабых) и контакт с властями. При общем следовании правилам можно выявить как довольно типичные способы их обхода, так и формы наказаний за их нарушение.

Пространство бытования пацанских группировок

Область распространения пацанских группировок можно структурировать как три «концентрические» зоны. Во-первых, это территория проживания. Большинство рассматриваемых нами группировок построено по территориальному принципу; соответственно у каждой из них есть «своя» территория: двор, несколько дворов, квартал, улица, район и т.д. Группы с высокой степенью агрессивности склонны запрещать проход через свою территорию для посторонней молодежи. Пространство территории коммуникации подразделяется на более мелкие локусы. Как правило, это места коммуникации и общения членов территориального сообщества. В теплое время года это некое место на открытом воздухе: столик, скамейка, автобусная остановка. Видимо, чем менее криминальна группа, тем более открыто место ее коммуникации. Холодное время года уличная молодежь проводит или дома, или в специально оборудованных для этого помещениях – своеобразных самодеятельных клубах, чаще всего в подвалах.

Во-вторых, можно выделить «ближнюю» зону колонизации группировок. Пространство города состоит из условных пацанских зон влияния – территорий проживания. Выходя за пределы своей территории, пацан оказывается в чужой зоне влияния, которая для него дружественна, нейтральна или враждебна, в зависимости от множества факторов. Локусом взаимодействия компаний между собой могут являться определенные объекты городского ландшафта. Часто это места проведения досуга и реализации поискового сексуального поведения: танцплощадки, места в центре города (площадки в парке, центральные улицы и др.), женские общежития. Локусами конфликтов часто являются безлюдные места (пустыри, лес, промзоны).

В третьих, выделим «дальнюю» зону колонизации. Предполагает «походы» на достаточно далекое расстояние. Такая колонизация свойственна жителям пригородов мегаполисов, выезжающим в центр. Объектом «колонизации» здесь тоже может стать место, связанное с проведением молодежного досуга: парк, кафе, танцплощадка и др.

Межгрупповые и индивидуальные конфликты в пацанской среде

По длительности можно выделить межгрупповые конфликты двух видов: ситуативный конфликт, который предполагает одноразовое, случайное столкновение (такие конфликты часто спонтанны) и длительный конфликт или «война» (продолжается долго, иногда становится «традиционным» для территории, длясь много лет и втягивая всё новые подрастающие поколения; может раскручиваться поэтапно из ситуативного конфликта).

В качестве причин указывается довольно стандартный набор: «из-за девчонки» (этот вариант встречается, пожалуй, наиболее часто); из-за нападения на члена группы; из-за оскорбления члена группы. В случае возникновения конфликта между группами возможны следующие варианты развития ситуации: назначается время и место для специально назначенных драк или обсуждений («стрелок») – групповых и индивидуальных; о разрешении конфликтной ситуации договариваются между собой («перетирают вопрос») лидеры групп, старшие по возрасту и/или люди с «хорошо подвешенным языком», имеющие способности к ведению переговоров (в результате такого обсуждения и может быть принято решение о драке). Драка является ключевым моментом конфликтов. Может быть выделена сопровождающая драку ритуальность (в частности, связанная с легитимацией насилия). Возможно закрепление за ее участниками ролей (лидер, его помощник, задира и др.). Отдельным значимым событием является обсуждение драки после ее окончания. Особый вопрос – отношение к оружию, нормирование использования его в драке. Примирение группировок после долговременного конфликта часто происходит в результате появления общего, более сильного и агрессивного противника. Иногда поводом для временного или постоянного примирения оказывается трагическое событие – гибель одного из пацанов. Примирение может обставляться как ритуализированное действие. Набор внутригрупповых статусов как правило обусловлен возрастом участников – чем старше возраст, тем выше статус.

Лидер в группе может и отсутствовать, но если он есть, то это, как правило, человек физически сильный, спортивный, умеющий разрешать конфликты, владеющий навыками инструментальной агрессивности. Возможно наличие не одного лидера, а высокостатусной группы (старшие, старшаки, супера, водилы, основные, шерифы).

При наличии иерархической структуры сравнительно низким статусом обладают младшие возраста. Традиционно уважительное отношение к отслужившим в армии и спортсменам.

Изучение уличных молодежных группировок на настоящий момент требует накопления эмпирического материала. Без большого объема фактологических данных, собранных на обширных территориях и охватывающих длительный исторический период, невозможно создать адекватное описание этого социального явления и его динамики. Некоторые аспекты никак не затронуты исследованиями, например, в литературе, если не брать во внимание публицистику и криминальное чтиво, никак не освещена повседневность «бригад» 1990-х годов. Открытой темой остается вариативность параметров группировок в зависимости от их этнического состава: например, насколько представлены пацанские группировки и как они развивались на Кавказе и в Средней Азии; есть ли у них специфика в сравнении с группировками России, и если есть, то чем она обусловлена.

Литература:

Youth Gang Bibliography / J.C. Howell. National Youth Gang Center. 2008. July. (Библиогр.)

Лурье М.Л., Головин В.В. Идеологические и территориальные сообщества молодежи: мегаполис, провинциальный город, село // Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 56–69.
Захарова Е.Ю. Квартал и мужские соседские сообщества в Тбилиси // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. СПб., 2009.

Стивенсон С.А. Ребята с нашего двора. Уличные подростково-молодежные компании в Москве // Молодежные субкультуры Москвы. М., 2009. С. 195–223.

Молодежные уличные группировки: введение в проблематику / Сост. Д.В. Громов. М.: ИЭА РАН, 2009. (В т.ч. библиогр.)

Дмитрий Громов

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

9

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • annakozyrevskaya
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции