html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

История авиации: Короткий век самолетов с вертикальным взлетом



Концепция самолетов с вертикальным взлетом и приземлением на хвост стала недолгим, но ярким эпизодом в истории мировой авиации. Большинство прототипов и опытных образцов самолетов-VTOL (аббревиатура расшифровывается и переводится как «вертикальный взлет и посадка», а по-другому такие летательные аппараты называли «тейлситтерами» (tailsitter) – дословно, «садящимися на хвост») было создано в конце сороковых - начале пятидесятых годов и предназначались для военных нужд.

Главной предпосылкой появления и развития этой концепции было стремление отказаться от взлетной полосы, строительство которой в период военных действий не только увеличивало текущие расходы, но и означало потерю потенциального преимущества во времени. Предлагаем вам краткий экскурс в историю VTOL-аппаратов по фотографиям из архивов федерального правительства США и ряда открытых источников.

Нетрудно догадаться, что исторической подоплекой появления VTOL-концепции стали драматические события Второй Мировой войны. В 1944-м году компания Focke Wulf представила вниманию германского руководства проект фантастической боевой машины – летательного аппарата Triebflügeljäger с вертикальным принципом взлета и приземлением на хвост. С одной стороны, германское руководство с самого начала военной кампании инициировало масштабные разработки и поиски новаторских решений в военной технике, и в первую очередь – в авиации. С другой стороны, к концу войны, под натиском армии союзников гитлеровская авиация несла огромные потери – зачастую штурмовики и истребители просто не успевали взлететь с военных аэродромов, попадая под бомбежки. Летательные аппараты с вертикальным взлетом потенциально могли решить несколько проблем сразу: отказаться от дорогостоящего и затратного по времени строительства взлетных полос, расформировать часть существующих аэродромов и тем самым дезориентировать противника, и, наконец, перенести площадки базирования самолетов непосредственно к оружейным заводам и сократить цикл материально-технического снабжения авиационной отрасли. Концепция была хороша всем, кроме одного «но» - время и стратегическое преимущество было упущено, поэтому немцы не успели создать ни прототипа, ни серийного образца Triebflügeljäger.

Модель Triebflügeljäger, восстановленная по нацистским чертежам:

Немецкие технологии и наработки не были утрачены и забыты: после завершения войны многие знаменитые инженеры Рейха были вывезены в США в качестве интеллектуального и стратегического трофея в рамках секретного проекта «Пэйперклип» («Скрепка»). В обмен на жизнь, свободу и личную безопасность им было предложено поделиться секретами и разработками военной отрасли Германии с американским военным ведомством. Фашистская угроза миновала, но у американцев был свой интерес в Европе и еще более серьезный враг – угроза распространения советского влияния и социалистического строя по всей Западной Европе. Как говорится, «хочешь мира – готовься к войне», поэтому секретные разработки в области авиации вертикального взлета были продолжены и интенсифицированы. В результате, в 1847-м году американское военное ведомство представило проект Hummingbird («Хамингбёрд» - «колибри»). Идея заключалась в создании самолета-перехватчика, который мог бы вертикально взлетать с практически любой поверхности и так же приземляться. Основным носителем для таких самолетов должны были стать военные и торговые корабли, но не исключалась возможность старта даже с борта подводной лодки.

 

Заказ на создание прототипов под именами XFY-1 и XFV-1 получили сразу две авиастроительные компании – Convair и Lockheed. Эти истребители были оборудованы турбовинтовыми двигателями с соосными винтами противоположного вращения; нарячду с ними создавался и реактивный VTOL-истребитель под названием Ryan X-13 Vertijet. XFY-1, прозванный Pogo («Попрыгунчик»), стал первым тейлситтером, которому удалось вертикально взлететь, совершить контрольный полет и приземлиться на хвост во время тестовых летных испытаний.

Архивные снимки Пого, сделанные во время летных испытаний: Слева XFY-1, собранный на заводе Convair, справа XFV-1 – детище Lockheed. XFV-1 имел заметный недостаток конструкции – для управления полетом ему требовалось посадочные шасси.

Модель XFV-1 Lockheed «Лосось» (1954 г.)

Реактивный тейлситтер X-13 Vertijet, спроектированный инженерами Ryan Company, оказался значительно более проблемным аппаратом, нежели его турбовинтовые собратья. Реактивная тяга создавала затруднения в рулежке на этапах взлета и приземления (на малых скоростях от элеронов и рулей высоты не было проку) и не давала никаких преимуществ по сравнению с энергией соосных противоположно вращающихся винтов.

Двигатель Х-13

Vertijet во время испытаний:

Ценное архивное фото: удачный запуск прототипа Vertijet в присутствии официальных представителей Пентагона.

Значительно позже, в 60-х годах американские авиапромышленники из компании Bell разработали многообещающую модель Bell VTOL Х-22, которая, с большой долей вероятности, стала прообразом для конвертоплана Bell-Boeing V-22 Osprey – единственного американского серийно выпускаемого гибрида самолета и вертолета.

Колеоптер (Coléoptère) – французский прототип VTOL-аппарата, оснащенный крылом кольцевидной конфигурации (синоним колеоптера – кольцеплан); он был спроектирован в 1952-м году и прошел летное испытание в 1959-м.

Странная конфигурация и совершенно не типичный внешний вид сделали колеоптер излюбленной моделью различных научно-фантастических рассказов и картин.

Так или иначе, но проект «Колибри» и другие разработки летательных аппаратов с вертикальным взлетом в подавляющем большинстве были признаны неэффективными и несостоятельными. Аппараты VTOL оказались неспособны отвечать ужесточающимся требованиям министерств авиационной промышленности, и фактически эти концепции так и остались на уровне чертежей, а также фантастических книг, поражающих воображение подростков.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с podkofeek.ru

411
    +393 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • podkofeek
          • домен podkofeek.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции