html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Сакральные пляски

Lusores — один из самых авангардных петербургских театров — под занавес сезона представил на сцене «Особняка» новую работу — спектакль «Гильгамеш 1,2». «Игроки» (так с латинского переводится название театра) в очередной раз обратились к тексту нехарактерному и в высшей степени нетипичному для драматического театра.


Фото: Мария Павлова. Двойники Гильгамеш (на заднем плане) и Энкиду

После опыта высекания энергетики слова из поэзии зауми (одноимённый спектакль по поэме «Зангези» Велимира Хлебникова) режиссёр Александр Савчук и его коллеги взялись за древний шумеро-аккадский миф. Всемогущие боги создали сильного и мужественного полубога-получеловека Гильгамеша. Но этот правитель и воин бы столь жесток, что внемля просьбам людей, боги создали равного Гильгамешу по силе — юношу Энкида, который стал защитником лесов и зверей. По воле обстоятельств их встреча оказывается неизбежной. Более 2 000 лет назад этот сюжет был, несомненно, актуален и до боли знаком каждому пастуху, приносившему жертвы небожителям. Но что сегодня заставило авангардистов петербургского театра обратиться к этому эпосу?


Гильгамеш, Виталий Гребенщиков

Отчасти это связано с тем, что сам текст эпоса — идеальное пространство для экспериментов на территории слова, которыми и занимаются «лузеры». Всё, что происходит на сцене в «Гильгамеше 1,2» тем, кто хотя бы однажды бывал на их спектакле, покажется хорошо знакомым. Здесь и динамика движения, рождающая смещение временных и пространственных координат, и вспышки софитов, словно воскрешающие события, происходившие некогда на берегах Двуречья, и странные, потусторонние звуки ветра, шорохи будто открывающие для зрителя вход в параллельную реальность. Однако главная отличительная черта новой работы Lusоres — поразительно откровенный разговор о сакральном, который был бы невозможен без ритуальных танцев и характерных для обрядов явлений божественного.


Энкиду, Александр Кошкидько

Центральная тема мифа о Гильгамеше — торжество дружбы — в спектакле уходит даже не на второй или третий план, а становится второстепенной. Работая только с двумя первыми песнями древнего мифа, которые условно называются «Двойники», «лузеры», как это и логично предположить из названия, берутся препарировать природу человеческой идентичности, а точнее — её фатальность. Шумеро-аккадский миф напоминает современную псевдомистическую байку о том, что где-то на другом конце мира, в неведомой стране или государстве, у каждого из нас существует свой двойник. И если сегодня с этим двойником мы мечтаем сфотографироваться, чтобы выкинуть снимок в одну их социальных сетей, то пару тысяч лет назад дела обстояли иначе. Для Гильгамеша известие о существовании двойника — это изъявление воли богов, в котором отражен тайный смысл мироздания.

Тема двойничества, одна из магистральных тем в мировой литературе и искусстве, в разные века звучала по-разному. И если в мифологии раздвоение — это путь к единству и обретению целостности собственной личности, то позднее появление клона начинает восприниматься исключительно как раскол и распад целого. В европейском романтизме тема двойничества прослеживается в противопоставлении мира реального и мира воображаемого, куда и стремится сбежать от суровой действительности романтический герой. В русской литературе XIX века раздвоение также трактуется как разъединение, распад собственного эго, и даже больше — проявление тёмной стороны нашей собственной натуры. Достоевский в своём «Двойнике», рисуя потрет Голядкина младшего, намеренно создаёт его как полную противоположность Голядкина оригинального, наделяя его множеством отрицательных черт. В «Шинели» Гоголя скромный Акакий Акакиевич также неожиданно обретает мифического двойника — грозного и беспощадного призрака, бродящего по улицам Петербурга. Кажется, что и Акакий Акакиевич и Голядкин выпускают на свободу беса, давно и крепко сидящего в них, скованного, пожалуй, только классовым системой. Но факт остается фактом — из единства, удвоения человеческой силы, двойник становится квинтэссенцией негативных черт человека и в то же время единственной возможностью выпустить бушующее нутро на волю.

Исследуя природу двойничества, театр Lusores в «Гильгамеше 1,2» не только предлагает нам вспомнить ощущение сакрального, которое было так свойственно нашим предкам, но и предлагает задуматься: а целостны ли мы сами? В эпоху постмодернизма (или постпостмодернизма?), когда весь мир обрастает цитатами и аллюзиями, возможно ли сохранить собственную идентичность и не распасться на множество фрагментов собственной личности? Любой житель Двуречья с уверенностью ответил бы «да», ссылаясь на божественный промысел и предопределённость всего сущего. А современники, пожалуй, тоже не заставят долго ждать с ответом, попросту не воспринимая десятки собственных альтер-эго как отклонение от нормы.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с paperpaper.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • paperpaper.ru
          • домен paperpaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции