html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Биоэтика в контексте формирования постнеклассической науки

«Наука о выживании» как область знания, практика и формирующийся социальный институт

Автор термина «биоэтика» — американский биохимик Ван Ренсселер Поттер (V.R. Potter) определил биоэтику как соединение системы биологического знания с познанием системы человеческих ценностей. С его именем связывают взгляд на биоэтику как на науку о выживании (science of survival).

Термин «биоэтика» соединяет несколько смыслов, представляя интерес и как наука, и как особого типа социальная практика, и как особая учебная дисциплина, и как формирующийся социальный институт нового типа. В биоэтике в явном виде проявляется ряд характеристик постнеклассической науки. В первую очередь, это ее принципиально междисциплинарный характер, комплексность и проблемная ориентированность. Биоэтика формирует особые способы описания и предсказания возможных сценариев поведения человека как субъекта современной биомедицины, в том числе с серьезной опорой на методы исторической реконструкции, сложившиеся в гуманитарном знании. Биоэтика в явном виде провозглашает отсутствие свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек, вырабатывает основания и правила таких ограничений. В содержании и структуре способа описания биоэтических проблем необходимо входят аксиологические факторы.

Биоэтика как практика и особый тип знания

Биоэтика формировалась как интеллектуальная деятельность, связанная с дескриптивным описанием некоторых социальных практик в области биомедицины и исследований. Первоначально обсуждались вопросы морального оправдания определенных практик (практики абортов, новых репродуктивных технологий, практики эвтаназии, вивисекции и т.д.). Выявляя практические казусы, возникающие с появлением новых технологий в биомедицине, биоэтика описывала поведение субъектов, оказавшихся в ситуациях выбора варианта поведения. Таким образом, биоэтика стала практикой анализа реальных отношений в конкретной области деятельности и одновременно основанием для регламентации деятельности людей, позволив представить последствия биомедицины для других областей человеческого бытия. Сегодня биоэтика как практика затрагивает подавляющее большинство населения, поскольку каждый человек в той или иной мере оказывается потребителем медицинской помощи, выступая как информированный пациент и автономный субъект принятия решений.

Следует отметить, что особенностью практической, а затем и теоретической биоэтики, стало акцентирование внимания на активной позиции обычного человека, субъекта действия и биомедицинского воздействия. О биоэтике можно говорить как о феномене особого типа знания. Этот тип знания отличается тем, что мнение обычного человека (человека «с улицы»), его представления о благе и должном, его религиозная позиция становятся основанием принятия практических решений и действий других людей. Диалог субъектов, принимающих изначально различные позиции относительно блага и зла, обладающих различным исходным уровнем специальных компетенций, вплоть до полного их отсутствия, происходит на обыденном языке. Например, специалист-исследователь на доступном для потенциального участника эксперимента языке должен объяснить цели, методы, побочные эффекты, возможные риски, ожидаемые результаты исследования. При этом объяснение должно быть персональным, ориентированным на индивидуальный уровень понимания и знаний, должно учитывать эмоции человека, именно его систему ценностей. Биоэтика как социальная практика отличается от многих видов интеллектуальных практик тем, что она не требует специального языка, специальной подготовки. Эта позиция, будучи по сути своей индивидуальной, не допускает оценки в терминах «правильно-неправильно» или «истина-ложь» со стороны других субъектов, участвующих в биоэтическом диалоге. Никто не может сказать человеку, который отказывается, например, от применения к нему экстраординарных методов борьбы за жизнь: «ты не прав». Отказ – это, в данном случае, проявление личной автономии, требующей уважения к себе со стороны других лиц, организаций, общества и государства.

Такое положение вещей – симптом определенных идеологических изменений в интеллектуальной атмосфере современного сообщества. У любого человеческого страдания признается как бы два профиля – биологический и биографический. Биолог, генетик или врач компетентен в интерпретации состояния больного с точки зрения биологического профиля, но они не компетентны, чтобы интерпретировать события с позиции биографии больного. Личное решение больного человека, в котором присутствует знание об обстоятельствах личной жизни, о своих экономических возможностях, религиозных убеждениях, жизненных планах фактически уравнивает непрофессионалов (пациентов) с профессионалами. Именно в личном решении проявляется автономия личности. Такое понимание человеческого страдания обеспечивает содержательный диалог, создает условия для взаимодействия профессионалов с непрофессионалами при принятии решений о моральной допустимости новых биологических технологий. Биоэтика как практическая интеллектуальная деятельность дает пример человеческой активности и выбора в критических для выживания человека и человечества вопросах.

Биоэтика как практическая деятельность фактически является способом ослабления негативных последствий коммерциализации медицины и фармации, которые неизбежно подчиняются общим законам и механизмам товарно-денежных отношений и нравственным отношениям «рынка». Эти законы и отношения можно охарактеризовать понятием «прагматизм». Прагматизм – это социально-нравственный стереотип поведения, для которого характерно понимание как должного и правильного того поведения, которое приводит в той или иной конкретной ситуации к наибольшей пользе не столько для других людей, сколько, прежде всего для самого действующего лица. Законы рынка и финансовые механизмы получения прибыли позволяют удовлетворять интересы одних субъектов в буквальном смысле «за счет» интересов потребителей их услуг. Рыночная реальность уже проявляет себя во множестве негативных явлений практического здравоохранения. Даже на уровне анализа обычного языка можно обратить внимание: понятие «медицинская помощь» все более вытесняется понятием «медицинская услуга». Медицинская услуга отличается от медицинской помощи тем, что содержит в себе конкретную стоимость помощи и цену на рынке услуг населению. Практика биоэтики – это попытка остановить разрушающее воздействие рыночных отношений и прагматизма на медицину.

Биоэтика как наука

Кроме этого, биоэтика – это раздел знаний. Это нормативная наука, выявляющая проблемы и угрозы для человека и человечества, возникающие в связи с развитием биомедицины, и ищущая общие принципы их разрешения. Примерно с середины 90-ых годов ХХ века биоэтика трактуется как систематическое исследование нравственных параметров достижений биологических и медицинских наук с привлечением разнообразных этических методологий в междисциплинарной формулировке. Предметом этой междисциплинарной науки становятся последствия биомедицинских технологий. Рождение и смерть все больше оказываются зависимыми от решения какого-либо субъекта (родителя, врача, самого человека). Например, использование технологий суррогатного материнства или экстракорпорального оплодотворения делают возможным появление новой жизни в таких ситуациях, когда естественным путем зачатие и рождение не состоялись бы. В таких ситуациях врач, поддерживая решение семьи или отдельного взрослого человека, фактически принимает решение о начале новой жизни. С развитием реаниматологии между состоянием «определенно жив» и «определенно мертв» возникает некая «зона неопределенности», в которой врачи принимают окончательное решение о продлении жизни или констатации биологической смерти пациента. Пределы жизни человека (рождение и смерть) утрачивают сугубо естественную причину, становятся контролируемым процессом, началом и ходом которого можно манипулировать, используя для этого современную медицинскую технику и технологии. При этом сделанный человеком выбор может повлечь за собой чувство вины и ответственность, вплоть до юридической ответственности.

Биоэтика рассматривает и проблемы отношения к животным и к жизни вообще как объектам биомедицинских и исследовательских манипуляций. Например, перспективы ксенотрансплантации связаны с задачей преодоления дефицита человеческих донорских органов. Но возникает фундаментальная этическая проблема: является ли человек высшей моральной ценностью, во имя которой можно причинять страдания и боль, а также вызывать смерть других живых существ? Ксенотрансплантация создает возможность размывания границ между видами, покушается на идентичность личности и разрушает традиционное восприятие человеком собственного тела.

Биоэтика как формирующийся социальный институт

Конкретной формой разрешения возможных противоречий в области биомедицины являются биоэтические общественные организации (этические комитеты или комиссии), создаваемые на макро- и микросоциальном уровне. Поэтому сегодня можно говорить о становлении биоэтики как социального института. Известный российский специалист по биоэтике профессор Б.Г. Юдин полагает, что «биоэтику следует понимать не только как область знаний, но и как формирующийся социальный институт современного общества». Биоэтика как социальный институт включает этические комитеты (комиссии) в различных научно-исследовательских учреждениях, объединяющие медиков, представителей различных религиозных конфессий, юристов, специалистов по биомедицинской этике и рядовых граждан. Их задача – выработка рекомендаций по конкретным проблемным ситуациям медико-биологической и исследовательской деятельности, будь то ее теоретическая или практическая сторона. Если рассматривать общество как систему взаимосвязанных социальных институтов, регулирующих сферу взаимоотношений и взаимодействия между людьми, группами, объединениями, то формирование нового социального института – это довольно длительный исторический процесс. Этот процесс, если иметь в виду биоэтику, только начинает оказывать воздействие на формирование гражданского самосознания общества. Становление биоэтики как социального института происходит на фоне снижения роли государств как субъектов принятия решений в разных сферах, в том числе в биомедицине, в первую очередь за счет снижения государственного финансирования. Уже становятся полем острых политических дискуссий такие темы, как национальная биобезопасность, критерии социальной справедливости в распределении медицинских услуг, их доступность. Одним из главных факторов становления и развития биоэтики как социального института гражданского общества является стремление защитить права человека в таких областях как повседневная практика здравоохранения и биомедицинских исследований.

Сегодня проблемы биоэтики приобретают, помимо политического, и экономические аспекты. Например, проблемой является распределение ограниченных ресурсов, выделяемых на здравоохранение, между отраслями медицины. Это, например, вопрос о том, развивать трансплантологию, способную помочь немногим при огромных тратах, или общую терапию, востребованную большинством населения? Или попытки просчитать экономическую выгоду от легализации активной эвтаназии за счет сокращения расходов на терминальных больных. Это уже не обсуждение прав отдельных граждан, это и вопрос справедливого доступа к научным достижениям, технологиям диагностики и терапии, а так же справедливого распределения материальных ресурсов здравоохранения.

Таким образом, биоэтика как социальная практика, как социальный институт и наука особого типа может быть охарактеризована как отражение ключевых тенденций развития современной постнауки.

Литература:

Юдин Б.Г. Социальная институционализация биоэтики. — Сб.: «Биоэтика: проблемы и перспективы». М. 1992

Potter V.R. Bioethnics for Whom? // The Social Responsibility of Scientists. Annals of the New York Akademy of Science. – 1972. – Vol.116.

Елена Брызгалина

кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии образования философского факультета МГУ, специалист по философским проблемам биологии и медицины

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

9

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции