html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Сюжет одного аутсайдерства

Перед вами — сайт, посвященный наследию Михаила Яковлевича Гефтера, советского историка, имя которого всегда существовало вопреки любым попыткам отнесения его к устоявшейся традиции мысли.

М.Я. Гефтер

Перед вами — сайт, посвященный наследию Михаила Яковлевича Гефтера, советского историка, имя которого всегда существовало вопреки любым попыткам отнесения его к устоявшейся традиции мысли. Гефтер — имя-иероглиф, имя-загадка. Но только не для тех, кто хочет разгадывать ее по формальным признакам: шестидесятник, историк, диссидент, общественный деятель, философ. Сам Гефтер осознанно не относил себя к законодателям «традиций». «Замгорсум» (заместитель городского сумасшедшего) и «аутсайдер» — его извечное биографическое резюме.

Его постепенный исход из исторической науки, прогремевшая история с «идеологическим несоответствием» сборника «Историческая наука и некоторые проблемы современности» (1969) для него, наоборот, — вехи к соответствию. Более принципиальному, чем право оставаться в профессии или право свободы слова. В какой-то момент Гефтер еще начнет собирать подборку материалов к книге, озаглавленной скупо, хронологически: «Я был историком…»

Далеко не сразу, но Гефтер движется по вектору, поистине сократическому. Размышления о «Мире», «Слове», «Социуме власти» и «Роде человеческом» ведутся им в присутствии собеседников, через него вглядывающихся в опыт столетий, как в закадровый разговор с «идеями» и «мертвыми», дышащими вам в затылок. Он призывает слышать их — услышать непременный бой часов. Гефтер вглядывается и вслушивается во что-то, уходя в себя на целые минуты. Его лицо — лицо визионера. Он чуть растягивает слова, он весь обращен в слух. Булгаков, апостол Павел, Христос, Достоевский, Оруэлл, Хемингуэй… Что еще интересует его, причем интересует так, что он неутомимо и постоянно пишет о «прожитых книгах»? Что еще? Музыка, захватившая целиком всю жизнь, и «моральный выбор». Еще — поведение пса Топа при щекотливо памятном обыске в его квартире, по минутам, точечно, описываемом им, как робким летописцем — хроника царств. Еще — поэзия и смерть. И, как видно, Бог. «Глеб, а ты думал о Боге?» — его последний вопрос Павловскому в 1995-м. Еще — любой собеседник, метящий узнать кое-что сообща.

Его всячески притягивает все интересное и все «странное» ©. Но он далеко не чудаковат. Это античный по строгости мыслитель, ищущий целое мира. Поэт соответствий. Не случайно его речь полна беглыми пробросами цитат поэтов-аналитиков, как Пушкин и Мандельштам, и поэтов прозы, как Честертон. Поэтическая аналитика — гефтеровская стихия. Как испещренную примерным усердием вышивку, он создает поэтически усложненную речь (Стивен Коэн: «Он поразительно сложно мыслил — и все это проталкивалось через рот» (2011)) — литературно-исторический язык, когда-то исповедальный, когда-то герметичный, когда-то метафизический, когда-то требовательно научный. По рассказам, он непрестанно и горько мучается словом — дорешить формулу мысли он не может никогда. Отсюда — постоянные черновики, иногда десятки вариантов черновиков на один текст. Искусственные концовки, зачастую насильственное завершение текстов «к сроку».

Все его творчество — фактически один текст. Едва посильное по размаху, своеобразнейшее советское «Бытие» о России в мире, об историке, о политике в близящийся век исторического «конца». Кстати, «М.Я.», как называют его в ближнем кругу, до странности не чужд пророческого чутья — больше ветхозаветного, впрочем, больше Давидова. Псалтырь, по принятой трактовке, «книга плача» — это и есть нечто о Гефтере. Герметичность языка каждый из нас волен понимать по-своему, но пророчества таких старозаветных безвозрастных старцев — непреодолимы. Так, Гефтер предсказывает появление в 2000-х «суверенного убийцы поневоле», воплощающегося спустя не одно десятилетие после его смерти в шоуменов Бен-Ладена и Брейвика. Куда раньше Ф. Фукуямы он внезапно заговаривает о «конце истории». Он бесхитростно и лукаво вместе с тем признает величественно громоздкие темы «Почина», зарождения, мифологического «и стало вновь…».

Михаилу Гефтеру по-сократовски важен собеседник. Без него в какой-то степени недостоверно присутствие истории в мире живых. Гефтер открыт истории резкостью причудливейших, неординарных смешений. Античного (сугубо политического, во многом) поиска судьбы, получившей откровение о гибели или ищущей ее, и ветхозаветного поиска человеческого родового предназначения. Еще одна грань — открытость истории как «Миру», а «Миру» — как собственной жизни, в которой равномерно важен человек и совсем по-мальчишески разглядываемый диковинный лес, стрекоза и подлесок. Гефтер откликается не на многое — он тянется буквально ко всему, отдаваясь разрозненному, повсеместному и вездесущему «эху истории» © — прошлому без начала и конца.

И здесь собеседник (*первое опорное для нас понятие) — фокусировка в противоположном случае растрачиваемой безбрежной его жизни. Способности сохранять живость и непосредственность куда как немногих. Ему трудно останавливаться — и он громоздит великие препоны своей живости в языке, в каторжном и бережливом на Время труде. Но, главное, в собеседнике, которого зовет найти меру исторического и желанного, жизненного вместе с ним. В последнее время он, судя по всему, ее находит — вот он и состоялся, античный предтеча «нас»…

По ходу дела возникает и круг Гефтера (*второе опорное для сайта понятие) — «любимые» ©, посвященные в историю как ничем не прерываемый разговор, обсуждение, обет «вопрошания» © до конца. Жив собеседник или мертв — сущие мелочи. Приходящие по адресу «ул. Гарибальди» или «ул. Элеваторная» живы историей, как если бы она зависела от них, а тамошние мертвые не молчат. Это и есть правдивое условие — бойкое место, майдан. «Всеобщий частный разговор». Гефтеру нужно докопаться до существа ушедших и приходящих. И это право — не его, а «Истории». Да-да, для каждого она — судья.

Однако почему «поэт соответствий»? Всю жизнь Гефтер ищет равновеликого подхода к различиям «Мира». Его резон — избежать уравнивания, будь оно тоталитарным или демократическим. Его история — всегда элемент демократического или антидемократического выбора, осуществляемого в обстоятельствах человеческого sine qua non. И она — на ответственности историка «человечества» и политика «от человечества», на меньшее Гефтер не согласен.

История. Сущее. Человечество. Мир. Гражданственность. Все это для него — домашние заготовки вероятного обретения относительной гармонии «альтернатив», утрачиваемой в России и в мире. Он обозревает и то, и другое несколько свысока, хотя уверен, что находится в самой сердцевине их — своей России, своего Мира. Именно поэтому он так оживлен с приходом перестройки, но быстро утрачивает однозначную было патетику надежд.

Гефтер умирает в 1995-м. «Поворотным» для России он считает 1993-й, но в его предощущении — «безальтернативность» © и лишние люди 2000-х годов. И разве это не проблема, что великий «альтернативист» на своей знаменитой кухне привечает, пестует и создает две политические противоположности конца 1990-х – начала 2000-х, Павловского и Явлинского, и оба они тогда — носители того или иного модуса безальтернативности?

Что происходит в этой судьбе, как прочно она вписана в историю русского историко-политического и интеллектуального развития, что дает для понимания с не джентельменской вескостью заявляющей себя эры «конца истории» (мы гипотетически принимаем эту версию событий) — не праздный вопрос для авторов Gefter.ru.

Михаил Гефтер небезынтересен намеренным, во многом стоическим нахождением на перепутье исторической профессии и философствования, политики и власти (что для него — не одно и то же), общественной активности и целевого поиска автономии гражданского «Я», поиска культурных подтверждений религиозных истин, наконец, подмеченным им угасанием советского мира — по Гефтеру, заготовки будущего ищущих героической образцовости «Европ». Что хотел дать нам этот расстрига кодифицированных профессий, что предполагал мыслимым и грозящим нам будущим, вещун «конца»? Тема «исторического опыта», становящаяся все более популярной в историографии, не менее опорна и в политике, и в готовящемся к новой фазе развития обществе.

Мы создаем политический сайт в преддверии нового выбора новой России — не научный и не архивный. Тем не менее, мы ставим для себя интеллектуальную задачу, поставленную Гефтером, — идеология есть «реабилитированная гуманитарная составляющая политической деятельности».

Из этого вытекает общий подход к построению сайта, сложносоставного и экспериментаторского. Будущая часть нашей деятельности — доскональная научная обработка архива Гефтера. Пока же мы находимся на нулевой стадии классической архивной работы с ним — он полностью оцифрован. Начав в онлайне дискуссию на материалах Гефтера, мы бережно — по-позитивистски бережно! — в оффлайне создаем научный аппарат описания его наследия, готовим полную публикацию архива.

Однако в онлайне мы берем на себя труд современной интеллектуальной истории — работу с «идейными комплексами» и «идейными единицами» автора. Нас интересует приоритетное для М.Я. Гефтера, а не для авторов какого бы то ни было сайта. А для него приоритетным было в каком-то смысле ницшеанское «рождение» разговора.

Куда заведет нас «еретик» © Гефтер, пока не суждено знать. Но мы последовательно идем за его собственными пожеланиями:  мысль важнее документальной сохранности ее архивных носителей. Идея, как бы ни казалось это крамольным и излишне пылким нашему же профессиональному историческому сознанию, — более серьезное оружие действия, чем архив. Для Михаила Гефтера сознательный выход из исторической профессии, как когда-то для Александра Пятигорского выход из «дома» философии, — не путь в никуда. Оба они стремительно движутся к определяющему жизнь и коллективный прорыв «мышлению» ©; Пятигорский — в каком-то отношении бравурнее и более фундаментально, Гефтер — камернее, осторожнее, будто задумчивый часовщик.

Однако их движение вперед — опрокидывающее традицию, как бы ее ни понимать. Смиримся с этим. Однако будем осторожны не менее Гефтера.

Сохранность источников, избегание ловушек «документа без документального комплекса», соблюдение принципа репрезентативности дискуссий будут контролироваться на сайте профессиональным архивистом — М.Г. Пугачевой, имеющей впечатляющий опыт работы с документальными комплексами советской интеллигенции. Все же, что касается не столько историографической или архивной, а, условно, «идейной» и политической части сайта, будет итогом «крамолы» © дискуссий.

Но мы слишком долго говорим о том, что «будет».

Все, начнем.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gefter.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • ivarrr
          • домен gefter.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции