html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Фрэнсис Форд Коппола: «У писателей есть какой-то гормон, который заставляет их ненавидеть все, что они настрочили»

Фрэнсис Форд Коппола: *«У писателей есть какой-то гормон, который заставляет их ненавидеть все, что они настрочили»*

© Joe Pug

За 45 лет работы в киноиндустрии Фрэнсис Форд Коппола выработал собственный кодекс, в соответствии с которым он снимает фильмы: писать и ставить оригинальные сценарии, снимать их с помощью самой современной техники, финансировать съемки из собственного кармана. О том, почему нужно датировать каждый листок бумаги, как отказаться от идей о заработке и зачем вырывать страницы из книг, режиссер рассказал в интервью The99percent.com.

— Почему вы решили не давать мастер-классы?

— Для меня в кино есть несколько учителей, некоторых из них я встречал: например, Полански, Куросаву. Но сам я все–таки ученик. Недавно я закончил съемки, пришел домой и сказал себе: «Я так много нового узнал сегодня». Это многое говорит не только обо мне, но и о кино в целом. Оно очень молодо. Ему всего-то сто лет. Во время рассвета кинематографа люди не знали, как снимать фильмы. У них была картинка, она двигалась, и публика была в восторге. Они смотрели на поезд, прибывающий на станцию, и уже это было прекрасно.

Киноязык возник благодаря экспериментаторству, благодаря людям, которые просто не знали, что и как делать. Увы, спустя 15–20 лет кино превратилось в коммерческую индустрию. Люди начали зарабатывать деньги и указывать режиссерам: «Не надо никаких экспериментов. Мы хотим получить деньги. Мы не хотим рисковать».

Главный элемент любого искусства — это риск. Без него невозможно создать нечто невероятно прекрасное, то, чего никто раньше никогда не видел. Я всегда говорю, что снимать кино без риска — это все равно что ждать ребенка, не занимаясь сексом. Вы должны рисковать.

Ты приходишь к продюсеру и говоришь, что хочешь снять фильм, совершенно не похожий на остальные; он тебя выставляет за порог, потому что ему нужно проверенное кино, которое работает. Это говорит лишь об одном: хотя в ближайшее столетие кино и изменится, это будет происходить чрезвычайно медленно, потому что никто не хочет рисковать. Я предпочитаю относить себя к тому зарождающемуся кинематографу столетней давности, когда никто не знал, как снимать. Приходится все открывать самостоятельно.

Джин Хэкмен в фильме «Разговор».
Джин Хэкмен в фильме «Разговор».

— Вы считаете сейчас себя более смелым?

— Я всегда был авантюристом. Никогда не боялся сложностей. У меня на этот счет есть своя философия: самое страшное — прожить жизнь впустую и только перед смертью осознать: «Ох, жаль я не сделал этого». Я сделал все, чего хочу, и продолжаю в том же духе.

— Какой самый полезный совет вы дали своим ученикам?

— Первое, что нужно сделать, взяв ручку и листок бумаги, — датировать его, написать месяц, день и даже место. Потому что каждая идея, записанная на бумаге, полезна. Проставление даты должно войти в привычку, и тогда позже, перечитывая записи, можно вспомнить, какая идея пришла тебе в голову еще в 72-м в Париже. Самый важный инструмент режиссера — его записи.

— Нужно ли отказаться от кумиров, чтобы выработать свой собственный стиль?

— Я отвечу цитатой Бальзака. Он рассказывал об одном молодом писателе, который занимался плагиатом, и говорил: «Я был всегда так рад, когда заимствовали что-то у меня». Ведь это правда. Мы хотим, чтобы вы брали что-то у нас. Мы хотим, чтобы вы крали, просто потому что у вас это не получится. Вы возьмете то, что мы предлагаем, и придадите этому свою интонацию, и именно так вы обретете свой голос. С этого все начинается. А потом однажды кто-то украдет что-то у вас. И, повторю за Бальзаком, это делает меня счастливым, потому что я становлюсь бессмертным, так как знаю, что даже спустя 200 лет будут люди, в творчестве которых я тоже буду в какой-то мере присутствовать. Так что ответ на ваш вопрос: не беспокойтесь, стоит ли что-то заимствовать, повторять за тем, кем вы восхищаетесь, потому что это всего лишь первая ступенька — неизбежная и необходимая.

— Как сочетать творчество и коммерцию?

— В этом плане надо быть очень умным. Вспомните, артисты получают гонорары только последние несколько веков. Раньше они никогда не получали денег. Был только какой-то локальный босс (герцог, церковь или что-то в этом роде), волю которого они исполняли. Или же у них была вторая работа. Я делаю фильмы, но зарабатываю на винной индустрии. И я вынужден вставать в 5 утра, чтобы дописать сценарий.

Истории рок-бэндов, ставших баснословно богатыми с нуля, вряд ли повторятся. Мы вступаем в новую эру — может, искусство вообще будет абсолютно бесплатным. Может, студенты правы и имеют право скачивать музыку и кино. Меня, наверное, убьют за эти слова. Но кто сказал, что искусство должно быть платным? И кто сказал, что художники должны на нем зарабатывать?

Раньше, 200 лет назад, если ты был композитором, единственным вариантом заработать было участие в гастролях оркестра в качестве дирижера, потому что тогда тебе платили как музыканту. Не было никаких записей и авторских прав. Так что я скажу так: «Попробуйте отделить идею делать кино от мыслей о заработке». Вокруг много других возможностей набить кошелек.

— Какое главное испытание для сценариста?

— Сценарий должен быть как хокку — очень выразительным, ясным и лаконичным. Когда начинаешь снимать фильм, актеры предлагают крутые ходы. Оператор тоже иногда выдает отличную идею. Никогда не надо быть таким режиссером, каким я был в свои 18: «Нет, нет, я все знаю лучше». Это нехорошо. Вы можете принять решение, которое, согласно вашей интуиции, будет лучшим, но для начала выслушайте всех, потому что кино — это коллективное творчество. Коллаборация — это суть искусства, потому что берешь от каждого по чуть-чуть и работаешь с этим.

— Что стоит держать в уме при создании фильма?

— Всегда старайтесь сформулировать тему фильма одним словом. Когда я снимал картины, я всегда знал их тему, мог выразить главное. В «Крестном отце» — это была преемственность, в «Разговоре» — уединение, в «Апокалипсис сегодня» — нравственность.

Нужно всегда держать это в голове, потому что большую часть времени приходится принимать решения: «У нее должны быть длинные волосы или короткие? Платье или брюки? А он — с бородой или без?» Зачастую ответ неясен, но знание темы всегда помогает его найти. Помню, во время съемок «Разговора» мне принесли груду плащей и начали допрашивать: «Вы хотите, чтобы он выглядел как детектив? Как Хамфри Богарт? Или как тот-то?» Я не знал, но ориентировался на то, что тема фильма — уединение. В итоге выбрал искусственный плащ, который вы можете видеть в фильме. Так что знание темы всегда помогает принять решение, когда точно не знаешь, какой путь выбрать.

Марлон Брандо в фильме «Крестный отец».
Марлон Брандо в фильме «Крестный отец».

— Как работать с великими актерами?

— Расскажу вам историю о том, как подготавливал актеров к «Крестному отцу». Конечно, мы все нервничали из–за Марлона Брандо. Для нас, выпускников театральных вузов 50-х, он был кумиром. Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дюваль, Джон Казале — все восхищались Брандо. Он был настоящим крестным отцом. Я решил это использовать. Как сказал Наполеон, используй подручные средства. Этим режиссер занимается ежедневно. Так что в первую нашу встречу я устроил импровизацию.

Я сказал: «Хочу, чтобы вы пришли на встречу голодными». Мы собрались за столиком одного ресторана, там была очень домашняя атмосфера. Я посадил во главу стола Брандо, справа от него — Аль Пачино, слева — Каана. Остальные расселись, как получилось. Моя сестра Талиа играла Конни и подавала еду.

За столом все импровизировали, но продолжали смотреть на Брандо, как на отца. Каан пытался впечатлить его шутками, Аль Пачино, наоборот, был тихим и сдержанным, а сестра моя вообще была запугана. Вот так, за ужином, возникли характеры. Люди всегда раскрываются в ходе какого-то чувственного процесса, их можно понять по тому, как они едят или держат руки.

— Как вы адаптируете романы для экранизации?

— Увы, они не очень удачно переносятся в кино, потому что романы очень-очень длинные, и в них много-много персонажей. Короткая история — это естественное изложение, и такое линейное повествование нетрудно экранизировать. Многие короткие рассказы перекочевали в кино.

При первом прочтении романа стоит делать пометки прямо в книге — записывать все свои ощущения, мысли. Эти первые ремарки очень ценные, потому что потом можно увидеть, что одни страницы испещрены замечаниями, а другие — абсолютно пустые.

В театре существует так называемая книга подсказок. Ее обычно использует ассистент режиссера. Это блокнот, в котором указаны все «ключи». Я делаю такой блокнот из романа. Вырываю листки из книги и вклеиваю их в тетрадь. Из большой тетради с заметками я вычленяю ту часть, которую считаю полезной. Сразу становятся ясно, какие здесь лишние персонажи, эпизоды. Приходится либо что-то удалять, либо комбинировать. Такой способ работы гораздо более эффективен, чем может показаться, потому что затем на основе своего блокнота можно сделать набросок сценария.

В случае «Крестного отца» я поступил именно так, и хотя у меня был сценарий, я им не воспользовался. Что касается «Апокалипсиса», хоть сценарий и был написан великим Джоном Милиусом, должен признаться, я больше опирался на маленькую зеленую книжку «Сердце тьмы», в которой сделал пометки. В каждой сцене я в нее заглядывал и размышлял, как я могу в фильме выразить Конрада.

— Какой лучший совет вы давали?

— В работе всегда оставайся собой. И никогда не надо врать. Если ты врешь, ты просто запутываешь сам себя. Тебя всегда смогут подловить. Самое главное — художник не должен врать себе. Бывают нежелательные вопросы, но вместо лжи я предпочитаю молчание. Так что всякий раз, когда вам задают вопрос, на который не хочется отвечать, просто говорите: «Это некорректный вопрос».

Если вы искренни при написании текстов или создании фильма, это видно по вашему творчеству. Существует некая связь между правдой и красотой. Мы знаем, что искусство посвящено красоте, а значит — и правде.

— Какое главное препятствие на пути художника?

— Самоуверенность. Режиссеру приходится всегда бороться со своими сомнениями.

— Как вам удалось с этим справиться?

— Я понял интересную вещь. В молодости я говорил всем: «Ты сидишь здесь, ты стоишь тут, бла бла бла», а актеры возражали: «Я не думаю, что мне нужно быть именно здесь. Не уверен, что это правильная линия». Они оспаривали мои слова.

И я понял, что не надо слишком цепляться за свое видение. Это как готовка: сцена не станет сразу идеальной, ей нужно протомиться. Неправда, что первый кадр будет шедевром. Ему нужно время, чтобы созреть. Это все равно что вынуть пирог, который не пробыл в духовке и минуты. Так что надо быть терпеливым, и тогда постепенно станет ясно, какие идеи верны, а какие нуждаются в корректировке. Надо бороться со своей неуверенностью, давая эпизоду шанс затвердеть.

— Вы используете этот прием в жизни?

— Думаю, да. Мы все слишком неуверенны в себе — не только молодые люди, но вообще все. Говорят, Барбара Стрейзанд перед выходом на сцену ощущает панику. Она чувствует, что просто не может петь. Конечно, она может. Когда я пишу что-то, то просто переворачиваю листки и не смотрю на них. Потому что мне кажется, у писателей есть какой-то гормон, который заставляет их ненавидеть все, что они настрочили. Зато с утра, когда смотришь на это, думаешь: «Хм, не так уж и плохо». Но поначалу все–таки ненавидишь.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции