html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Каннский фестиваль подходит к концу, завтра будут объявлены результаты. В его программу вошли только два русскоязычных фильма — «В тумане» (Сергей Лозница, основной конкурс) и «Студент» (Дарежан Омирбаев, «Особый взгляд»). Борис Нелепо поговорил с автором казахской экранизации «Преступления и наказания» Достоевского.

Канн-2012. Дарежан Омирбаев: «Лучше читать Абая, чем собираться возле его памятника»

Борис Нелепо
Для Дарежана Омирбаева экранизация — это «перевод именно на язык кино, а не снятый на пленку театр или литература».
Для Дарежана Омирбаева экранизация — это «перевод именно на язык кино, а не снятый на пленку театр или литература».

Дарежан Омирбаев — казахский продолжатель линии Робера Брессона в кинематографе, фаворит зарубежной прессы в программе «Особый взгляд». Канн принимает режиссера не в первый раз — в 1998 году его фильм «Киллер» одержал победу в этой программе. Во Франции вообще любят Омирбаева. Предыдущая картина режиссера «Шуга» вошла в десятку лучших картин года по версии журнала Cahiers du Cinéma.

Фильм «Студент» Омирбаева — перенесенная в современные реалии экранизация «Преступления и наказания» Достоевского. Картина дополняет антикапиталистические памфлеты основного конкурса — изощренный «Космополис» Дэвида Кроненберга и посредственный «Вкус денег» Им Сан Су.

В «Студенте» фигурирует типичный омирбаевский персонаж — отстраненный ссутуленный юноша, столкнувшийся со стихийной природой зла. Он ютится у старухи в съемной комнате в пригороде Алма-Аты. Пожилую женщину покажут ироничным крупным планом, но нет, убьет новый Раскольников не ее. Молодой человек подрабатывает на съемках фильма (эпизодическую роль постановщика исполняет сам Омирбаев), где за легкую оплошность — опрокинутый на платье актрисы кофе — юношу избивает служба охраны. В Университете на лекции ему объясняют, что основа современного общества — соперничество, человек человеку — конкурент. Как жить в таких условиях? Расслоение общества в Казахстане столь же колоссальное, что и в России: по дорогам рассекают дорогие иномарки, центр застроен однотипными стеклянными зданиями с рекламой недоступных брендов. Без средств на оплату жилья и даже общественного транспорта, герой решается на нелепое убийство продавца сельского магазина, которое Омирбаев рифмует с убийством президента Кеннеди Ли Харви Освальдом.

Специально для «Сеанса» с режиссером встретился Борис Нелепо, чтобы поговорить об искусстве экранизации, отличиях Толстого от Достоевского и современной политике.

Мне кажется, что «Преступление и наказание» — о чувстве вины, которое очень характерно для людей, родившихся под знаком Скорпиона.«Студент». Реж. Дарежан Омирбаев, 2012
Мне кажется, что «Преступление и наказание» — о чувстве вины, которое очень характерно для людей, родившихся под знаком Скорпиона.

«Студент». Реж. Дарежан Омирбаев, 2012

— «Студент» замыкает трилогию фильмов по российской классике. Ваша предыдущая картина «Шуга» была снята по мотивам романа «Анна Каренина», а до этого еще была экранизация «О любви».

— Рассказ Чехова — одно из лучших произведений, написанных о любви. Людей друг к другу тянет, но в то же время им нельзя давать волю чувствам. Это противопоставление между взаимным притяжением и невозможностью соединиться показалось мне очень интересным материалом. Как и «Студент», «Шуга» — не экранизация, а фильм по мотивам. Что меня привлекло в «Анне Карениной», которую я читал в юности? Встреча Анны с Вронским. Они прошли по коридору поезда и встретились глазами. И вот тут произошел контакт, искра. А это и есть язык кино: снять ее взгляд, его взгляд, смонтировать. Вот на этом стыке что-то происходит.

Вообще Толстой писал, как будто предчувствуя, что появляется другой язык — язык кино. Поэтому современники не понимали, зачем он уделяет столько внимания мелочам, порой физиологичным. Вот Анна с Вронским попрощались в одной сцене, они пожали друг другу руки. Анна села в карету и уехала. Вронский поцеловал свою руку, потому что там осталось тепло ее руки. Это же чистое кино, это нужно снимать. Написанный словами кинокадр.

— По случайному совпадению ровно за неделю до просмотра «Студента» я брал интервью у Дмитрия Мамулии, который готовится к съемкам «Преступления и наказания». Сравнивая экранизацию с переводом, Мамулия цитирует слова Цветаевой о том, как нужно переводить поэзию: найти две главные строчки, которые передавали бы точнее всего тональность произведения, и выстроить все остальное вокруг них. Могли бы вы по аналогии выделить принципиальные для вас вещи в романе Достоевского?

— К сожалению, я фильмов этого режиссера не видел и Цветаеву тоже много не читал. Но, мне кажется, вот, в чем дело. Большинство экранизаций как происходит? Это просто сфотографированные романы или рассказы. Их можно назвать иллюстрацией и показывать школьникам, того же Кулиджанова. Но там нет киноформы. А делать нужно вот так — перевести содержание из языка литературы, системы слов, в систему изображений и звука, чем и является кинематограф. Это же визуальное искусство. Для меня экранизация — это перевод именно на язык кино, а не снятый на пленку театр или литература. Произведение должно жить собственной жизнью в кинематографической системе координат: изображения, звука, монтажа. Я всегда перевожу действие в современный Казахстан, чтобы мишура вроде костюмов и карет не мешала зрителю.

В «Преступлении и наказании» для меня принципиальной была сцена убийства, она очень киношная. Он убил старушку, а дверь, оказывается, забыл закрыть. Туда вошла случайно родственница этой старушки, пришлось и ее убить. Он закрыл дверь, а туда пришли другие люди, стучат, им никто не открывает. Он выбрался из квартиры и спрятался в той, где происходил ремонт. Это все спокойно можно было бы увидеть в фильмах Хичкока, он такие вещи любил снимать. Это напрягает, это хочется переносить на экран. А есть литература, которую не очень хочется снимать. Вернее, даже невозможно. Например, прозу Экзюпери, потому что вся поэзия исчезает.

В тот день был ветер, редкое явление в Алма-Ате. Тогда был небольшой ветерок, и молодой человек стоит один — думаю, мне удалось передать его чувство одиночества, показать, что он остался в пустоте.«Студент». Реж. Дарежан Омирбаев, 2012
В тот день был ветер, редкое явление в Алма-Ате. Тогда был небольшой ветерок, и молодой человек стоит один — думаю, мне удалось передать его чувство одиночества, показать, что он остался в пустоте.

«Студент». Реж. Дарежан Омирбаев, 2012

— Вас называют последователем Робера Брессона. Пересматривали ли вы перед съемками его версию «Преступления и наказания» — «Карманник»?

— Брессона я очень люблю... А все, что мы любим и ненавидим, влияет на наши фильмы. Вот у Достоевского есть сцена с лошадью — герою снится, как животное убивают. Я поменял ее на осла. Во-первых, осла больше жалко, а во-вторых, наверное, это влияние ленты «Наудачу, Бальтазар», которую очень люблю. Такие вещи происходят через подсознание. «Студент» заканчивается сценой, где герой сидит за решеткой —у «Карманника» похожий финал. Вряд ли это просто совпадение, в романе такой сцены нет. Тарковский называл «Дневник сельского священника» одной из главных для себя картин. Я вообще считаю, что это лучший фильм в истории кино.

— Кульминация «Студента» — главный герой приходит в полицейский участок с повинной, но, засомневавшись, покидает его. Увидев девушку, своего рода Соню из романа, возвращается в полицию. Для вас важно было подчеркнуть это сомнение?

— Да... Он же не просто взял и решил придти туда, это вышло через сомнение. Мне кажется, что «Преступление и наказание» — о чувстве вины, которое очень характерно для людей, родившихся под знаком Скорпиона. Это знак Достоевского, значит, роман не мог не появиться. Скорпионы кушают сами себя. «Преступление и наказание» о том, что люди думают, будто сами по себе что-то значат. А на самом деле «я» — это наши связи с миром и другими людьми. Потому что человек — животное общественное. Вот Робинзон Крузо не смог бы долго прожить, он бы просто сошел с ума через некоторое время. Если связи исчезают, то и мы исчезаем. У Раскольникова связи оборвались, и молодой человек оказался в пустоте. Отсюда — ужасное чувство вины, которое он не мог выдержать. Это как кость в горле. Голова ему твердит — все нормально, это могли бы сделать Наполеон или Буш. А сердце — все ужасно. Противоречие между головой и сердцем — и есть роман.

В «Студенте» есть важная для меня сцена, когда к герою во сне приходит убитая женщина, сидит в машине. В тот день был ветер. Нам повезло, это редкое явление в Алма-Ате. А тогда был небольшой ветерок, и молодой человек стоит один — думаю, мне удалось передать его чувство одиночества, показать, что он остался в пустоте.

— Сны — сквозной мотив всех ваших фильмов, начиная с «Кайрата».

— Для меня сон — это ключ, позволяющий попасть во внутренний мир человека. Сам кинематограф как сон. Допустим, «Андалузский пес» Бунюэля и Дали. Это тоже полусон-полуявь. Почти везде у Тарковского есть сны. Мне кажется, современное искусство должно в первую очередь интересоваться внутренним миром человека, а не только внешним. Прошли времена чистого реализма... В «Студенте» я пытался показать героя изнутри. Чем Достоевский отличался от писателей, которые были до него? Раньше был сплошной реализм, в том числе и у Толстого. У него есть переживания героев, но не это главное. Основное для Достоевского — не внешняя реальность, а внутренняя, он об этом и писал преимущественно. Достоевский привнес в мировую литературу понимание важности внутреннего мира человека. Поэтому «Преступление и наказание» не столько реалистичный роман, сколько роман-идея, он о том, что человек чувствует и думает.

Основное для Достоевского — не внешняя реальность, а внутренняя, он об этом и писал преимущественно. Поэтому в «Студенте» я пытался показать героя изнутри.«Студент». Реж. Дарежан Омирбаев, 2012
Основное для Достоевского — не внешняя реальность, а внутренняя, он об этом и писал преимущественно. Поэтому в «Студенте» я пытался показать героя изнутри.

«Студент». Реж. Дарежан Омирбаев, 2012

— Вы упомянули Джорджа Буша. Я как раз хотел заметить, что «Студент» — ваш самый политический фильм. Мы видим визит Буша, затем передачу про убийство Кеннеди. В финале звучит монолог главного героя, в котором есть слова о том, что бомбят мирные страны.

— Когда писалось «Преступление и наказание», государством номер один в мире была Франция, а самым сильным человеком — Наполеон. То есть его самого уже не было, но дух витал. Франция была супердержавой. Поэтому Раскольников все время спорит с Наполеоном, сравнивает себя с ним. В наше время — это, конечно, США и их президент. Такая перестановка мне кажется корректной.

Вообще, почему я взялся за этот роман? Мне видится очень похожим время Раскольникова и наше. Книга писалась в шестидесятые годы XIX века. В Россию пришел капитализм, появились железные дороги, банки. Традиционное общество начало разрушаться, а люди стали делиться по деньгам. Что такое Раскольников? Это реакция сельской России на изменения. А что происходит сейчас? Советское государство и система тоже были традиционными, составляли цельное общество. И вдруг как бы второй дубль, второй приход капитализма в Россию и Казахстан, снова разрушение. Вчера в Советском союзе не было бедных и богатых, а теперь оказывается, что люди делятся именно так, а не только на русских, казахов, грузин. Конечно, человек с нормальной психикой не может на это не реагировать, закрывать глаза и делать вид, что ничего не происходит. Это невозможно.

К сожалению, я только после фильма увидел в интернете ролики... В России есть такое движение, может быть, вы знаете — «Стоп хам», там ребята снимают видео...

— Да. Оно напрямую связано с кремлевскими молодежными движениями...

— А я не знал. Ну, я исхожу из того, что видел. Мне очень понравился ролик, в котором изображен конфликт с владельцем «Майбаха». Он парканулся неправильно, ребята клеят свою наклейку, начинается драка. Жалко, что не увидел ролик до съемок, вероятно, даже включил бы его в свою картину: можно было бы по телевизору показать этот сюжет, он бы вписался в идеологию фильма. Эти студенты, стоп-хамы — маленькие раскольниковы. Из них может вырасти Раскольников.

— Раз у нас разговор зашел о политике, в завершение не могу не задать вам такой вопрос. Вы, наверное, слышали, что в Москве символом протестного движения стал казахский поэт Абай Кунанбаев, у памятника которому был организован лагерь оппозиции. Что вы об этом думаете?

— Я не очень поддерживаю это движение оранжевое. Я бы скорее за Путина голосовал, если бы был гражданином России. Что-то там не то, есть какая-то манипуляция. Вот только вчера люди были у власти, а теперь протестуют — кто им поверит? Протест должен вырастать изнутри, снизу — а там, по-моему, просто политика.

Лучше открыть книгу Абая, чем собираться возле его памятника. Я уверен, что никто из этих людей стихов Кунанбаева не читал и даже не знает, кто это такой. Поэтому я бы посоветовал им сидеть дома и читать Абая и Достоевского.

 

Материалы по теме:
Канн-2012: Завещание Орфея
Канн-2012: Любовь как случайная смерть
Канн-2012: «За холмами» Кристиана Мунджиу
Канн-2012: Тахрирская лошадь
Канн-2012: «Главным чувством, побудившим меня к созданию фильма, была всепоглощающая детская влюбленность»
Канн-2012: «Ржавчина и кость» Жака Одиара

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции