html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Креативный директор Frog Скотт Назарян: «В Москве одновременно происходят несовместимые вещи»

Креативный директор Frog Скотт Назарян: *«В Москве одновременно происходят несовместимые вещи»*

Интервью

© Федор Ратников
© Федор Ратников

Дизайнер и философ Скотт Назарян возглавляет креативный отдел сиэттлского отделения культовой дизайн-студии Frog — той, которая изобрела дизайн первого ноутбука Apple, телевизора Sony Trinitron и бренда Lufthansa. Кроме того, Назарян читает лекции в американских университетах, исследует будущее городов по заказу журнала Designmind и по своему собственному выражению, «профессионально изучает вопросы взаимодействия компьютера и человека». «Теории и практики» встретились с дизайнером после его лекции на «Стрелке» для того, чтобы поговорить о Сиэттле, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Москве, Чайне Мьевилле и Томасе Куне.

— Чем вообще занимается креативный директор в студии?

— Я уже в течение пяти с половиной лет руковожу проектными группами, состоящими из дизайнеров и других специалистов (инженеров, бизнес-экспертов и так далее), а также работаю с клиентами. Одновременно я могу вести три-четыре проекта. Кроме того, я профессионально занимаюсь вопросами взаимодействия человека с компьютером, что включает визуальные коммуникации, системное мышление и дизайн.

— А более крупными городскими проектами вы занимаетесь?

— Мы формируем определенный опыт общения с продуктами, услугами и средой, с которыми люди сталкиваются непосредственно — это работа скорее на микроуровне. Взять хотя бы диктофон или даже мои очки, или вон тот портфель — все эти вещи я могу держать в руках или носить, прикасаюсь к ним. Я использую их. Это отдельная сфера опыта — сфера общения с объектами и системами, а также непосредственное взаимодействие цифрового и человеческого. Что касается более глобального, архитектурного или структурного уровня, то мы не занимаемся этим напрямую. Однако заполняем те пространства и промежутки в городской среде, в которых происходит непосредственное соприкосновение людей со средой. Например, витрины магазинов. Думаю, на структурном уровне городам не хватает именно таких точек интерактива. И тот интерактивный дизайн, которым мы занимаемся, как раз и помогает создать в городе поток живых уличных впечатлений.

— Можете привести пример такого проекта?

— Мы работали с авиакомпанией Lufthansa. Каждый шаг пассажира на пути — от выхода из такси или экспресса до входа в самолет — оставляет у человека определенное впечатление. Мы проработали все эти основные моменты и предложили комплексное решение. Такого рода «туннели» или потоки впечатлений нужно создавать и в городской среде, но пока мы этим не занимаемся.

Дизайн стойки регистрации для Lufthansa
Дизайн стойки регистрации для Lufthansa

— Какие ощущения вы испытываете от соприкосновения с городским пространством в Москве?

— Я чувствую себя крайне дискомфортно. Если взять, например, Лондон — город такой же плотности и интенсивности, как Москва, — то мы увидим, что промежутки в городской среде, как правило, заполнены какими-то знаками, рекламой, какой-то коммерческой активностью. Во всех уголках пространства происходит какое-то движение, будь то передвижение толпы по тротуарам или просто мигание рекламы, и создается впечатление беспрерывной и очень динамичной человеческой деятельности. В Москве же, при той же плотности, это впечатление постоянного движения, как мне показалось, отсутствует. Я не говорю о том, что все должно выглядеть, как Таймс-сквер. Я просто имею в виду, что те промежуточные пространства, мостики между основными сферами взаимодействия со средой, которые заполнены в Нью-Йорке или Лондоне, в Москве остаются пустыми.

— Может быть, дело в ментальности? Русским необходимы такие пустые пространства, места, свободные от знаков.

— Да, я, например, заметил в Москве эти фальшивые фасады с нарисованными окнами на реставрируемых зданиях. Рядом с ними я часто вижу небольшие пустыри, заросшие травой и дикими цветами. Конечно, это выглядит очень красиво, пасторально — как будто в современный город вставлен кусок деревни. Однако этот контраст, несмотря на эстетическое впечатление, создает определенные неудобства и раздражает, потому что там, где тебе хочется видеть такое пустое пространство, его как раз нет. Это блокирует твои передвижения по городу и сбивает с пути. При этом пустые и заполненные пространства, похоже, распределяются по городу хаотично.

— А какова ситуация в Сиэтле? Какие изменения произошли там за последние годы?

— Я не так давно живу в Сиэтле. Вырос я в Лос-Анджелесе, затем довольно долго жил в Нью-Йорке, Бостоне и Сан-Франциско. Мне интересно сравнивать Сиэтл с этими городами: он достаточно сильно от них отличается, будучи, по сути, небольшим городом, окруженным невероятными природными красотами — Олимпийские горы, Пьюджет-Саунд и так далее. К тому же, в отличие от этих городов, в Сиэтле довольно неповоротливая администрация, и на принятие решений порой уходят годы. Например, на то, чтобы снести виадук и проложить тоннель под водой в районе порта, потребовалось десять лет, и процесс был запущен только в прошлом году. Я поселился в Сиэтле вместе с семьей два с половиной года назад, так что мы могли собственными глазами видеть эти изменения. Лос-Анджелес или Нью-Йорк развиваются, конечно, гораздо быстрее.

— От чего же зависит скорость развития города?

— Вряд ли я могу ответить на этот вопрос как эксперт в сфере городского проектирования, однако как интерактивный дизайнер я могу сказать, что это, скорее всего, связано с составом городской администрации. Способность города к развитию на самом деле определяется именно политикой этих людей. Я считаю, что у каждого города свое чувство времени, свой темп, и его развитие зависит не только от его жителей, но и от людей, которые управляют этой средой. Любая природная система развивается на основе своей изначальной модели, выстраивая своего рода фракталы. На мой взгляд, города — это тоже природные организмы. Та система управления, которая в них возникает, те формы, которые они принимают, и те здания, которые в них строятся, — все это взаимосвязано.

— Москва, например, имеет кольцевую структуру. Как этот фактор влияет на развитие города?

— Не хотелось бы показаться слишком грубым, но у меня здесь создалось такое впечатление, что город как бы страдает запором. Например, на дорогах все время заторы. Да, возможно, лучше все–таки сказать «затор», а не «запор», так все же приличнее. Так вот, ощущение затора в Москве доминирует. И я говорю это как человек, успевший пожить в разных городах, где я не пользовался машиной и перемещался на велосипеде, общественном транспорте или пешком. Единственный город, в котором это было невозможно, — это Лос-Анджелес: там все–таки трудновато жить без машины.

В Москве все время сталкиваешься с проблемой попадания в определенную точку: ты видишь какой-то объект, но совершенно не понимаешь, как до него добраться. Может быть, у жителей этого города со временем появляется какая-то инстинктивная способность ориентироваться, своего рода вторая натура, но у новичка возникает ужасное чувство дезориентации. Ты просто не понимаешь, во-первых, как добраться до определенной точки, во-вторых, как далеко ты от нее находишься. В этом городе расстояние ощущается как-то странно.

— Это связано с запутанностью системы улиц?

— Возможно. Мне кажется, Москва и Лос-Анджелес в этом очень похожи. Это сходство я уловил сразу же. Лос-Анджелес — это тоже огромный мегаполис, и у него на самом деле нет центра. Москву и LA описывают одним и тем же словом: агломерация. В Лос-Анджелесе люди никак не могут понять, где же, собственно, сам город. Понятно, что он везде, но где его центр? Формально он есть — это скопление небоскребов. Но если там пожить какое-то время, начинаешь понимать, что дело не в городе как таковом, а в индивидуальных сообществах, которые существуют внутри него и живут своей собственной интересной жизнью. И все это происходит на уровне улиц. В Москве у меня возникает чувство, что, если погрузиться в эту среду на определенное время, можно будет обнаружить те же модели городской жизни, что и в Лос-Анджелесе. Конечно, в Москве есть центр — Кремль, но, перемещаясь по гигантскому городскому паззлу», ты его практически не замечаешь.

— Что вы думаете о взаимодействии в Москве советской архитектуры и современной?

— На днях у меня был интересный разговор с одним русским, который сказал мне, что в сознании русского человека есть особый спектр чувств, на одном конце которого находится чувство крайней уверенности в себе, а на другом — желание «догнать и перегнать» все самое новое и современное. И вот из эпохи в эпоху Россия перекраивала саму себя в соответствии с этим желанием поспеть за последними новинками. Мне эта теория показалась довольно интересной.

Как можно изобретать себя заново так часто и с такой методичностью? Именно это и создало в городе все эти наслоения разных стилей. При этом, о каких бы зданиях ни шла речь, в Москве все время кажется, что все это не навсегда, все это уже как бы заброшено, даже если здание было построено совсем недавно. В стилистическом плане город все время обгоняет сам себя, пытаясь догнать и перегнать моду. Однако с точки зрения идентичности, все эти изменения исходят из центра большой исторической силы. В этом городе одновременно происходят несовместимые вещи — и это интересно.

— В Москве построили своего рода фиктивный центр — Сити. Однако этот проект застопорился, недавно там случился пожар, и на данный момент он так и остался незавершенным.

— Да, и тут возникает вопрос: что станет со всеми этими конструкциями в будущем? Вообще, в городском проектировании — как в случае встраивания новых зданий в историческую среду, так и в случае построения совершенно новых городов — очень важен момент манипуляции с твердыми материалами. На мой взгляд, самое важное здесь — это поверхность, фасад. Сама структура зданий может оставаться прежней, но оболочки меняются. Тут также важен момент недолговечности, мобильности. Что если бы города не были привязаны к определенным местам? Что если бы они перемещались, или перемещались бы их элементы, обретая новые функции? Мне интересна идея колокации.

Например, Илья Ценципер рассказал мне на днях, что у него есть компания, которая днем представляет из себя скопление офисов, а вечером превращается в бар. То есть одно и то же пространство используется для разных целей в разное время. Еще один пример — передвижные рестораны, food-trucks. В 50-х и 60-х это были в основном фаст-фуды, там продавали, например, буррито. Сейчас же это стало вотчиной гурманов, и многие знаменитые повара купили себе кухни-фургоны, чтобы не платить огромные суммы за аренду постоянного помещения. При этом перемещаются они, руководствуясь пожеланиями клиентов в твиттере или на фейсбуке, просто приезжая туда, куда нужно. Это интересная модель: что если бы в ритейле происходило то же самое, и магазины бы постоянно перемещались? Что если бы вообще весь город стал мобильным пространством? Зачем нужны небоскребы, если можно действовать по такой горизонтальной модели?

— На лекции вы упомянули, что во многом ориентируетесь на Маклюэна. Какие еще теоретики на вас повлияли?

— Наверно, это прозвучит претенциозно, но назову Вальтера Беньямина. Я очень люблю его высказывание: «Новые устройства должны выполнять новую работу». Я действительно думаю, что нам нужно радикально переосмыслить и то, как мы выстраиваем среду, и то, как мы работаем. Форма многих технологических устройств сейчас отделяется от их функций, так что мы иногда вообще не понимаем, для чего они нужны и не можем использовать все их возможности.

— И что же с этим делать?

— Маклюэн писал, что мы сами изобретаем устройства, которые затем меняют нас. Думаю, что сегодня под воздействием новых устройств психология человека постепенно меняется, особенно в том, что касается внимания и терпения. Сейчас вообще много говорят о внимании, об экономике внимания. За последние пару лет люди неплохо освоились с определенными технологиями, например, навигаторами. И стали постепенно терять способность ориентироваться самостоятельно, полагаясь на технологию, которая заслоняет от них реальный физический мир. Конечно, я думаю, это очень плохо, поскольку если бы человечество было более благоразумно, оно могло бы создать аналогичные навигационные системы, уже встроенные в сам этот физический мир. Наверное, рано или поздно это произойдет, но на это уйдет много времени — может быть, десятилетия.

Камин, спроектированный компанией Frog.

Камин, спроектированный компанией Frog.

Устройство MetaDistretti, разработанное для мониторинга показателей  организма.
Устройство MetaDistretti, разработанное для мониторинга показателей организма.

Нужно думать о том, как создавать вещи, которые будут использоваться людьми на протяжении десятков и десятков лет. Есть такая игра — Pong. Она представляет собой одну из простейших программ, которая совместима с системами любой сложности, от дешевого мобильника до Play Station 3. Перемещаясь во времени и пространстве по разным платформам, эта игра достигла идеала гибкости и приспособляемости. Конечно, это смешной пример, но именно по такому принципу — принципу универсальной совместимости — нужно создавать системы в будущем, чтобы не погрязнуть окончательно в той особой разновидности барокко, которую можно наблюдать сегодня что в Москве, что в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

— Действительно, несовместимость платформ и невозможность прочесть определенную информацию — одна из центральных проблем сегодня.

— Самое важное — это гибкость, особенно в городах. Думаю, что традиционный тип планировки городов крайне неповоротлив. Города обычно подгоняются под определенный тип функций, а функции эти формируются, как правило, конкретной эпохой или другими факторами. Города нужно создавать, как компьютерные программы, чтобы у этих систем была необходимая гибкость, способность перемещаться во времени и пространстве. Если на разработчиков программ повлияла эволюционная биология, то почему на «разработчиков» городов не может повлиять программирование? Это было бы интересным вариантом развития. Что касается новых умных городов, которые сейчас появляются в Азии, пока непонятно, в чем заключается их ум — просто в том, что везде есть вайфай? Было бы лучше, если бы ум проявлялся в продуманной и гибкой системе глобального планирования. Думаю, по-настоящему умный город — это тот, в котором план города и встроенное в него программное обеспечение взаимодействуют внутри логично и системно.

— Вы пишете статьи на эти темы?

Книги, которые рекомендует Скотт Назарян:

[China Mieville, The Сity and the City](http://en.wikipedia.org/wiki/The_City_%26_the_City)China Mieville, The Сity and the City

«Если каждый человек, занимающийся проектированием городской среды, прочтет эту книгу, произойдет настоящее чудо. Это очень странная и прекрасная история, одна из моих любимых».

[Thomas S. Kuhn, The Structure of Scientific Revolutions](http://en.wikipedia.org/wiki/The_Structure_of_Scientific_Revolutions)Thomas S. Kuhn, The Structure of Scientific Revolutions

«В этой книге Кун рассказывает о том, как формируются перемены, как происходит смена парадигм. По его мнению, этот процесс цикличен, и я думаю, что об этом вопросе вообще очень полезно поразмышлять». — Да. У нас есть журнал Design Mind, и там есть материал о нашей работе с фондом New Cities на парижском мероприятии, которое прошло две недели назад. Вообще, я стараюсь поддерживать интерес и связи внутри и вне компании — в частности, с организацией AMO. Именно благодаря им я и попал на «Стрелку». В прошлом году мы встретились с ними в Сан-Франциско, а потом делали совместный мастер-класс в Амстердаме. Сейчас мы продолжаем сотрудничать, и нынешний форум в Москве, включающий лекцию и семинар по городскому планированию для примерно тридцати студентов, происходит именно в рамках нашего взаимодействия.

— Какие книги вы бы порекомендовали почитать дизайнерам?

— Прежде всего, роман «Город и город» Чайны Мьевилля. Кроме того, я бы посоветовал почитать книгу Томаса Куна «Структура научных революций». Кроме того, есть еще такой исследователь, профессор информатики в Калифорнийском Университете Ирвин Пол Дориш, который развивает очень интересную концепцию взаимодействия мира с самыми разными технологическими интерфейсами, от машин до цветов, и рассуждает о том, как мы воспринимаем реальность через призму технологий. Книг он не пишет, однако можно почитать его статьи: выражается он всегда очень ясно.

— Что вам так понравилось в романе «Город и город»?

— Это потрясающий мыслительный эксперимент. В этом романе автору прекрасно придумать и описать ситуацию, в которой два города слились в один, при этом не объясняя причин этого странного положения. Думаю, в мире очень много подобных ситуаций, не в буквальном смысле, конечно, а с геополитической точки зрения: подобные эффекты создаются за счет высокоскоростных коммуникаций или за счет глобальных миграций населения. В городах сегодня пересекается множество культурных и технологических сил.

Мьевилль создает метафору современной жизни в Европе с ее невероятной скученностью стран и городов, где все границы стираются. Кроме того, этот роман рассказывает о взаимодействии города и технологий, ведь именно технологии и приводят к такому смешению разных пространств как на физическом, так и на цифровом уровнях. Подобное уплотнение пространства может не только создавать новые возможности, но и дезориентировать людей, и на сегодняшний день момент дезориентации, на мой взгляд, доминирует. Именно поэтому я и продвигаю идею интерактивности в городе, основываясь на трех принципах — организации сообществ, приспособляемости и времени (polity, fitness, time). Нужно думать об этих вещах и объяснять людям, как можно успешно функционировать в городской среде, одновременно повышая уровень интерактивности в городе. Только так и можно смягчить это чувство дезориентации.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции