html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна

Различие Facebook и ВКонтакте с точки зрения теории Маклюэна
О различии двух наиболее популярных социальных сетей говорили много и неоднократно. В этой же статье Дмитрий Соловьев попытался объяснить разницу между двумя – Facebook и ВКонтакте – с точки зрения Маршалла Маклюэна и его классификации всех средств коммуникации на горячие и холодные. 

Горячие и холодные средства коммуникации

Маршалл Маклюэн в книге «Понимание медиа» разделяет средства коммуникации, которыми, конечно, являются и социальные сети, на холодные и горячие. Это разделение объясняет особенности степени вовлеченности пользователя и характер взаимодействия человека.

Горячие средства коммуникации вводят чувства человека в состояние высокой наполненности данными, тогда как холодные оставляют ему место для личного участия, приглашают достраивать образы чувствами и воображением. Например, телефон и диалог — это холодные средства, они заставляют человека погружаться в данные, а вот радио или агрессивная реклама — это уже горячие средства, они доносят большой поток данных, с которыми пользователь не может интерактивно взаимодействовать — в них нет места личному участию медиапотребителя.

Мужчина — машина, женщина — лёд

Если попробовать проанализировать женщину и мужчину по этой типологии, то окажется, что женщина обладает более холодной коммуникацией. Она вовлекает собеседника в общение своим молчанием, а загадочностью и неопределенностью заставляет достраивать свой образ. Мужчина же в коммуникации более горячий — он обладает обилием информации, своим мнением, которое хочет донести до собеседника. Мужчина вещает, женщина вовлекает. Мужчина жаждет сделать мир подобным себе, женщина хочет мир не завоевать, но понять и узнать.

Святослав Задерия, основатель «Алисы», пел: «Мужчина — машина, женщина — лед», повторяя по смыслу точь-в-точь слова Маршала Маклюэна о холодной и горячей коммуникации.

Фотографии и глитч-арт

Если рассматривать одежду как средство коммуникации, то можно заметить, что, например, темные очки создают загадочный и недоступный образ, приглашая к заинтересованному участию и достраиванию, являются холодным средством, тогда как обычные очки с избытком заполняют женский образ, по сути являясь горячим средством.

По той же самой причине небрежные модные фотографии из клубов с засвеченной вспышкой и снятые с нарочитой небрежностью вовлекают человека в процесс потребления и вовлечения в атмосферу намного лучше, чем выхолощенный и заполненный до предела образ гламурной фотографии, в которую человек не вовлекается своим участием и чувствами.

Та же история происходит и с популярным в определенных кругах дизайнеров глитч-артом — люди хотят интерактива и участия, шероховатостей на уровне домысливания образа.

Социальные сети

Если подходить с этой типологией к классификации социальных сетей, окажется, что ВКонтакте — это холодное средство коммуникации. Сама социальная сеть направлена не на общение, она эгоцентрична (материал был написал в тот момент, когда, заходя на страницу ВКонтакте, пользователь попадал на страницу профиля. Сейчас пользователь попадает на страницу ленты новостей — ред.). Главным является профиль человека, его фотография и заполненная анкета, а не его поток сообщений.

Дизайн новостной ленты ВКонтакте такой, что она не определяется как главная страница, в отличие от новостной ленты в Facebook. Навигация и перемещение по социальной сети завязаны на профиле, поэтому, с точки зрения коммуникации, — это холодный сервис, который обеспечивает глубокую вовлеченность в процесс достраивания образа, как темные очки включают интерес исследователя. Личность и персона — это холодное средство коммуникации, ведь можно создать профиль так, что наблюдатель увидит только внешнее, но заметит, что глубже находится намного больше — то, что не выражается в сети.

В Facebook профиль представлен не на манер школьных анкет — пользовательские характеристики скрыты на других страницах, требуется перейти на другой экран, чтобы найти их, а на главной странице — поток сообщений, которые, как средство коммуникации, более горячие, чем личность, потому что определяют и ограничивают человека намного четче, чем молчаливый образ.

Чтобы понять различие между холодным и горячим средством коммуникации, мысленно перенесемся в аудиторию психологического факультета, где над студентами проводят эксперимент. Перед аудиторией студентов выводят молчащего человека и просят студентов рассказать, что они о нем думают и как его определяют. Перед другой аудиторией этого же человека просят что-нибудь рассказывать, не обязательно о себе, может быть, просто какие-то факты, а затем обращаются к студентом с той же самой просьбой.

В первом случае (холодный случай коммуникации) образ человека сильнее размыт, и вовлечение аудитории значительно больше, чем во втором случае, ведь любое сообщение, исходящее от источника, накладывает рамки на восприятие человека и доопределяет его, не оставляя место для воображения.

По сути, различие Facebook и социальной сети ВКонтакте состоит в том, что ВКонтакте приглашает пользователя достраивать воображением образы. Эта особенность, а также интерфейс просмотра обновлений (во ВКонтакте множество вкладок с различными «новостями», «ответами», «комментариями») толкает пользователя к тому, чтобы самому ходить по профилям других пользователей и выискивать там обновления. В Facebook же все обновления собраны в одной центральной информационной магистрали, и именно попадание туда является залогом жизни в социальной сети. Отсюда и характер монетизации, предложенный Марком Цукербергом — платить за выделение новости в ленте. Функция называется Highlight. «Хайлайтовые» посты висят в ленте дольше, размещаются выше и появляются в ленте большего количества друзей.

Выпадение из центральной магистрали для человека в Facebook равносильно забвению. Мало кто зайдет на профиль и найдет там обновление. От этого — большие требования к контенту в Facebook, в отличие от ВКонтакте: пользователи, которые постят скучную ерунду, рискуют оказаться на обочине информационной ленты. Поэтому сейчас в российском Facebook собралась рекламная и журналистская аудитория — они дают информацию, а ВКонтакте люди продолжают комментировать свое настроение и эмоциональный фон.

В Facebook люди ходят на работу и за интересной беседой, а во ВКонтакте строят отношения и отдыхают, как на вечеринке. Поэтому, если человек заходит вдруг в информационную ленту с неинтересным контентом, вполне возможно, что это будет последнее, что прочитают от него его друзья — нажатие на кнопку «отписаться» происходит анонимно и быстро. Как отписаться от обновления люди знают, но вряд ли кто-то найдет, как снова вернуть обновления скрытых пользователей в свою ленту.


Читайте первую часть серии материалов Свойства интернета. Интернет как нефизический мир

Читайте вторую часть серии материалов Потребности и поведение людей в социальных сетях. Теория «лайков»

Читайте третью часть серии материалов Почему людей притягивают социальные сети

Читайте четвертую часть серии материалов Интернет-зависимость. Чем отличается личность от профиля

Читайте пятую часть серии материалов Принципы общения в социальных сетях

Читайте шестую часть серии материалов Как меняются люди под воздействием медиа?

Читайте седьмую часть серии материалов Медиаскетизм как новая эмоция. Внимание в интернете

Читайте восьмую часть серии материалов Смех и мемы в социальной сети

Читайте девятую часть серии материалов Самовыражение в социальных сетях и новый формат истории

Читайте десятую часть серии материалов Идеи для стартапов будущего

Читайте двенадцатую часть серии материалов Как в интернете реализуются потребности людей

Читайте тринадцатую часть серии материалов Метод архетипов в брендинге

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с cossa.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • Cossa
          • домен cossa.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции