html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

полупрозрачные гости оттуда


Edward Isidore Buget - “Месье Гере узнаёт своего утонувшего брата", 1873-1875

Было время, когда каждый желающий мог получить фотографию своего покойного родственника. Конечно, при некоторой доле везения – если дух родственника соблаговолит явиться из царства теней в студию к фотографу. Спиритическая фотография – это как раз тот занятный аппендикс, который в серьёзную историю фотографии не укладывается, и на лекциях моих я о нём не рассказываю. Зато в журнале таким вещам самое место.



Edward Isidore Buget - “Портрет Амели Буде, жены Аллана Кардека, с духом последнего", 1873-1875



William Hope - "Преподобный Чарльз Твидэйл и миссис Твидэйл с духом покойного Ф. Бёрнетта, который скончался в 1913-м" (1919)



Frederic Hudson, undated.

     Сегодня, глядя на фотографии с «духами» и «призраками», нам сложно понять – как вообще люди могли верить этим примитивно сфабрикованным, довольно нелепым изображениям. Но в просвещённом 19-м веке ещё очень сильна была вера во всё иррациональное. Мир вокруг был ещё во многом не познан и не объяснён наукой, и даже образованный человек мог вполне допускать существование оборотней и ведьм, призраков и вампиров. И всё это активно подкреплялось печатным словом – литература второй половины 19-го века, особенно британская, была просто наводнена всяческими домами с привидениями, ожившими мертвецами и прочей разнообразной нечистью. «Франкенштейн» Мэри Шелли и «Дракула» Брэма Стокера были бестселлерами, и даже более серьёзная литература была проникнута мистикой и предположениями о том, что в нашем мире существует (а подчас и управляет им), нечто непознаваемое – вспомним некоторые рассказы Эдгара По, Стивенсона, Конан-Дойля  или «Портрет Дориана Грэя». 

В то же время были очень популярны спиритические сеансы.  Вплоть до начала 20-го века это было общим увлечением среди всех сословий – «верчения столов», разговоры с духами были обычным атрибутом домашних  посиделок и светских вечеров. Спиритизм, без преувеличения, многими считался…  научным методом, который позволяет получать знания от душ умерших людей – устраивались разнообразные публичные сеансы, лекции, выходили пособия по общению с душами покойных. И общая вера в возможность такого общения вполне объяснима – поскольку каждый христианин изначально верил, что после смерти человека его душа остаётся в  нематериальном мире. Большинство людей искренне считало, что наравне с видимым миром существует некий невидимый, потусторонний мир.
И скоро некоторые предприимчивые фотографы поняли, что на интересе людей ко всему непознанному и мистическому можно неплохо заработать...

Идея, в общем-то,  лежала на поверхности – например, на многих вполне обычных городских снимках 19-го века можно увидеть размытые контуры уличных зевак, которые зашли в кадр поглазеть на работу фотографа, чуть постояли, вышли из кадра, а на фотографии остались их размытые силуэты. Комбинированная печать и техника двойной экспозиции тоже были известны опытным фотографам.  Ещё в 1856-м году британский учёный, изобретатель калейдоскопа Дэвид Брюстер писал: «Чтобы развлечь зрителя, фотограф может даже показать ему сверхъестественный мир. Мастерство фотографа позволяет ему изображать фигуры людей в виде призраков».  Однако то, что Брюстер считал всего лишь развлекательным трюком, вскоре превратилось в  очень эффективный способ надувательства публики.

Первым, кто начал спекулировать на потустороннем, был американец Вильям Мамлер (William H. Mumler). В 1861-м году общество уже было проникнуто идеями спиритизма, и публика была готова легко поверить подобным фотографическим чудесам, Мамлер же сочетал в себе недюжинные технические способности с талантом мошенника-авантюриста.
 Предприимчивый фотолюбитель открыл свою студию и объявил себя фотографом-медиумом, студию которого посещают духи.  Духи действительно начали исправно появляться на его снимках, и вскоре у Мамлера не было отбоя от клиентов. Люди надеялись получить фотографию с призраками своих умерших родственников, и бизнес шёл весьма успешно: в обычной студии цена за снимок была около четверти доллара, а Мамлер брал по десять долларов съёмку, притом даже не давал клиентам никаких гарантий – ведь кто может гарантировать появление духов?
В мошенничестве Мамлеру помогала его жена –
она часто присутствовала при съёмке, и пока сам фотограф совершал театральные магические пассы над камерой и изображал состояние некоего транса, она в нужный момент восклицала: «Да, я вижу, дух появляется за вашей спиной!» и описывала очертания призрака – ведь она уже знала, какой силуэт потом будет впечатан в фотографию.


William H. Mumler - "Герберт Уилсон и его невеста", 1870s



William H. Mumler - Миссис Фрэнч с духом своего сына, ок. 1868



William H. Mumler - Мозес А. Доу с духом покойной Мэйбл Уоррен, с.1871


Сегодняшний зритель явно увидит, что фотографии Мамлера были результатом комбинированной печати и двойной экспозиции. Но Мамлер был искусным аферистом, и не ограничивался только фотографическими махинациями – например, он рассылал людям письма от имени их покойных родственников, примерно следующего содержания:  «Мой дорогой муж, знай, что мой дух жив и будет вечно с тобой. Посети фотостудию мистера Мамлера, и я явлюсь рядом с твоим портретом, с цветами в волосах и венком в руке, с перстом, указующим вверх».  Конечно же, муж спешил сняться у Мамлера и в итоге получал именно такую фотографию.  Впрочем, в большинстве своём на отпечатках появлялись довольно размытые фигуры, но нередко люди действительно получали узнаваемые портреты своих родственников – стало быть, Мамлер заранее где-то добывал их старые фотографии для монтажа.  Успеху Мамлера способствовало и то, что большинство его клиентов изначально верили и ждали появления призраков, и были готовы узнать в них черты своих дорогих покойников.
И большая часть публики действительно принимала такие изображения за чистую монету - ведь бытовые, «семейные» фотокамеры ещё не были изобретены, сама технология фотографии для большинства обывателей оставалась загадкой – в сознании людей фотокамера была неким магическим ящиком, в котором свет рисует картины окружающего мира. При этом люди твёрдо верили, что фотокамера не врёт, достоверно фиксирует всё происходящее, и фотография не может быть обманом – поэтому у Мамлера не было отбоя от клиентов. Вскоре по обе стороны океана появились и другие "спиритические" фотографы, "спиритическая" фотография стала модным трендом и прибыльным бизнесом. По сути дела, это была спекуляция на интересе людей ко всему потустороннему и на чувствах людей, которые шли к фотографам в надежде получить свой портрет вместе с духом покойного родственника или близкого человека. Кроме того, такие фотографы хорошо зарабатывали продажей фотооткрыток с «магически запечатлёнными» духами и привидениями.


Конечно, были и скептики, намеренные уличить Мамлера в жульничестве. Несколько раз профессиональные фотографы наблюдали за работой Мамлера в студии и лаборатории – и не смогли заметить никаких признаков обмана. Между тем, «призраки» исправно появлялись на фотографиях даже в присутствии критически настроенных скептиков.
Несколько лет подряд бизнес Мамлера процветал, но в 1869-м году один из посетителей узнал в «призраке» на фотографии вполне ещё живую женщину, которая приходила сниматься к Мамлеру незадолго до этого. Затем журналист одной из газет явился к Мамлеру под видом обычного посетителя. Увидев на фотографии бесформенный призрак, который никак не походил ни на одного из его покойных родственников, он подал на Мамлера в суд.

Процесс из обычного вроде бы дела о мелком десятидолларовом мошенничестве превратился в громкое дело «за и против» спиритизма, которое освещалось в прессе по обе стороны океана. Сторона обвинения, среди которой было несколько фотографов и известный цирковой антрепренёр Барнум, специально для процесса подготовила ряд подобных фотографий с призраками, и наглядно показала, какими способами могли быть сфабрикованы фотографии Мамлера. В то же время свидетели защиты – среди которых, между прочим, были весьма влиятельные люди, уверяли, что они действительно получили фотографии своих родственников, и что они очень благодарны Мамлеру за это. Сам же гениальный аферист скромно продолжал утверждать, что он вообще мало чего понимает в фотографии, и явление призраков никак от него не зависит. За неимением конкретных доказательств обвинение и защита вели поистине богословские споры о природе спиритизма, но в итоге суду так и не удалось доказать обман Мамлера, и он был признан невиновным. Итоговый приговор звучал весьма странно - судья, зачитывая приговор, заявил: «Я убеждён, что мошенничество и подделка фотографий имели место… но обвинение не смогло предоставить этому веских доказательств».


Еженедельник "Harper's Weekly", посвящённый делу Мамлера, 1869


В дальнейшем Мамлер продолжал заниматься съёмками духов, хоть его репутация с тех пор была подмочена и клиентов стало меньше. В 1875-м он издал свою автобиографию, в которой всячески себя оправдывал и по прежнему говорил о себе, как о проводнике, медиуме для духов. Однако вот интересный факт – в дальнейшем он запатентовал несколько практических изобретений в области электротехники и газетной печати. Такие изобретения мог сделать только человек с глубокими познаниями в технических науках, но никак не тот простак-дилетант, которым Мамлер хотел себя представить на суде и в глазах публики.

Пример Мамлера породил массу последователей. Подобные «фотографы-медиумы» появились в Англии и Европе, и там тоже повторялось то, что происходило в Америке вокруг Мамлера: множество людей жаждало получить фотографии с призраками, а скептики всячески старались уличить этих фотографов в обмане. И иногда это удавалось: например, английского фотографа Фредерика Хадсона поймали с поличным, когда он переодевался в «привидение». А при обыске в студии француза Эдуарда Буге полиция нашла два завёрнутых в саваны манекена и три сотни фотографий различных человеческих лиц, которые он впечатывал в свои итоговые фотомонтажи. Процесс над Буге наглядно показал слепую веру общества в подлинность таких снимков: даже когда сам фотограф сознался в своём мошенничестве и прямо на суде подробно рассказал о своих «творческих методах», бывшие клиенты Буге всё равно отказывались признать себя обманутыми. Люди самых разных профессий, зачастую образованные и знатные, всё равно продолжали утверждать, что узнали на фотографиях своих родственников. В итоге Буге всё же был приговорён к году тюремного заключения, и даже обрёл в кругу спиритистов статус «мученика за идею».


Frederick Hudson - “Медиум Чарльз Вильямс и призрак”, 1872




Phillips Bros, с. 1870




Edward Wyllie - Дж. Р. Мерсер с призраками своей первой жены и матери, посланием от духов и цветами, 1897


Здесь полный набор - не только призраки, но и цветы из мира теней, и даже рукописное письмо от покойных родных. "Я так рада, что ты наконец-то увидел свет и что ты так счастлив. Элизабет Мерсер"


H. Kirkham, с.1870  Здесь целых семь призраков посетило бабушку.



William Eglinton - Мэри Бёрчетт с призраком своего школьного директора, 1886

Надпись на обороте: "Снято в моей комнате моей собственной камерой на пластину мистера Эглинтона и проявлено сразу в моём присутствии, девятого декабря 1886. Мэри Бёрчетт."
Приписка карандашом: "Я уверена, что это дух старого директора нашей школы, мистера Ванда"



Robert Boursnell - "Пара с призраком своего семейного врача, который умер в 1880-м", 1893










William Hope - Мужчина с призраком своей покойной первой жены



William Hope - Тот же мужчина с призраком своей покойной второй жены.



William Hope - Уилл Томас и неизвестный призрак



предположительно William Hope, c. 1920



Edward Wyllie - Роберт Уайтфорд с неизвестным духом, 1909



Ada Emma Deane, "Spirit Photograph" 1920-23



Unknown Photographer, c.1920, USA - Здесь, как минимум, три гостя пришли в кадр.

    
        Сейчас нам сложно понять, как люди могли верить этим примитивным и зачастую попросту нелепым фотомонтажам. Но люди того времени очень хотели верить, очень хотели получить документальное подтверждение тому, что их покойные родственники не оставляют их, что тени близких и дорогих людей по-прежнему незримо присутствуют рядом. Люди видели в этих снимках и обещание собственного бессмертия - что и сами они после смерти тоже не исчезнут и будут существовать в каком-то невидимом мире. Они охотно узнавали своих близких даже в бесформенных тенях и размытых лицах, и охотно платили фотографам-мошенникам за этот прекрасный обман.
Между тем, волна спиритической фотографии вызвала и ответную реакцию в фотографических кругах – некоторые фотографы увлечённо начали снимать подобные фотографии «призраков» просто ради шутки, наглядно доказывая, что такие изображения легко можно получить с помощью технических трюков, без всякого вмешательства потусторонних сил.



Eugene Thiebault - "Анри Робин и призрак", 1863.



Eugene Thiebault - "Анри Робин и призрак", 1863.



Jacques Henri Lartigue - “Zissou as a ghost Pont-de-l'Arche”, 1905


Фотографы и общественные деятели пытались бороться с мошенниками  - например, известный цирковой иллюзионист Гарри Гудини не раз разоблачал трюки спиритистов, в том числе и фотографические. Но даже несмотря на ряд громких разоблачений и судебных приговоров мошенникам, спиритическая фотография продолжала активно существовать вплоть до тридцатых годов.  Воистину, сила человеческого воображения - чуть ли не главная сила на Земле ).

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • int
          • домен livejournal.com
          • домен kunst-camera.livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции