html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

О различиях между художниками и нехудожниками

Некоторое время назад я давал ссылки на статьи с критикой книги Лапина "Фотография как" (http://az.livejournal.com/836786.html). Моя основная претензия (а их несколько) к этой книге и к самой методологии автора состоит в следующем. Эта методология весьма далека от научной. В частности ее автор переносит свой личный опыт разглядывания и анализа фотографий (и художественных произведений) на других и возводит его в ранг истин, хотя скорее большинство содержащихся в этой книге умозаключений следовало бы назвать гипотезами. Гипотезы тоже нужны, но их ценность гораздо меньше, чем ценность экспериментально проверенных моделей. Весь разбор фотографий у Лапина - это его личные ощущения, которые могут совпадать с ощущениями других людей, а могут и не совпадать.

Давно известно и интуитивно понятно, что художники и опытные фотографы видят как-то иначе, чем те, кто не занят изобразительным творчеством. Например, давно известен экспериментальный факт, что художники в меньшей степени подвержены зрительным иллюзиям.

Менее очевиден факт, что художники не только видят, но и разглядывают иначе, чем "обычные люди". Недавно мне попалась любопытная статья двух психологов (Vogt S, Magnussen S. "Expertise in pictorial perception: eye-movement patterns and visual memory in artists and laymen" Perception. 2007;36(1):91-100).

Авторы исследовали две группы испытуемых методом слежения за движениями зрачка (eye tracking). В одной группе были художники, а в другой - те, кто не имеют художественного опыта. Им показывали 12 изображений обычных сцен с узнаваемыми объектами и 4 абстрактных изображения.
"Нехудожники" по сравнению с художниками рассматривали изображения, уделяя больше внимания изображенным людям (точнее их фигурам и лицам) и конкретным изображенным объектам. Художники рассматривали дольше, чем нехудожники, структурные и абстрактные черты изображения. Если же испытуемым давалось задание запомнить изображение, то стратегия рассматривания у художников изменялась и приближалась к стратегии нехудожников. Когда испытуемых просили вспомнить, что изображено на картинках, то оказалось, что художники правильно запоминают больше деталей, чем нехудожники, независимо от типа картинок.

Кроме того, нехудожники имели тенденцию фиксировать взгляд на конкретных частях изображения меньшее число раз, но в течении более долгих периодов разглядывания, а художники большее число раз обращали внимание на один и тот же предмет или его часть, но каждая фиксация внимания длилась меньше по времени.

При спонтанном разглядывании нехудожники тратили чуть меньше 40% времени на разглядывание ключевых черт фигур и объектов. Художники тратили чуть больше 20% времени. Если ставилась задача запомнить изображение, то нехудожники тратили примерно 40%, а художники - чуть меньше 30%.
Ниже приводятся два примера изображений: слева - то, как разглядывали нехудожники, справа - художники.



Untitled

Untitled



Авторы этого исследования, Vogt и Magnussen, утверждают что такие результаты связаны с тем, что художники учатся распознавать детали изображений, а не только те детали изображения, которые в первую очередь становятся объектами внимания.

***


Что же можно почерпнуть из этого исследования фотографам в качестве практических выводов?

1. Необходимо помнить, что по мере накопления визуального опыта разглядывания изображений у фотографов способ разглядывания должен меняться.

2. Опасно делать умозрительные заключения о способе разглядывания изображений, как это делает Лапин. Любой опытный фотограф рассматривает фотографию иначе, чем большинство других людей, включая фотографов неопытных. Действительно ценные знания о том, как разглядывают изображения те или иные группы людей, могут дать экспериментальные исследования, а не субъективный индивидуальный опыт пусть даже и опытного фотографа.

3. С большой осторожностью следует делать обобщения на основе собственного опыта. Нет смысла в умозрительном исследовании механики разглядывания фотографий и переносе собственного опыта на чужой опыт.

4. Чем опытнее художник или фотограф, тем возможно сильнее отличия в восприятии его произведений им самим и неподготовленной зрительской аудиторией.

Казалось бы, эти выводы очевидны, но умозрительные публикации по композиции в искусстве все продолжают появляться, а в бурных дискуссиях на фотофорумах весьма часто можно услышать аргументы, которые как раз и представляют собой ошибочное обобщение собственного субъективного опыта.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • int
          • домен az.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции