html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Цирк, ставший оружием: Трудное рождение авианосцев

Американцы первыми пытались взлететь с корабля, англичане создали реально действующие авианосцы, японцы доказали их боевую эффективность, но проиграли «авианосную войну» американцам…

Еще накануне Первой мировой войны появилась идея постройки такого военного корабля, который мог бы служить аэродромом для боевых самолетов. В США проводились даже попытки взлететь с палубы корабля и сесть на нее… Однако военные видели в этих экспериментах всего лишь воздушный цирк, не имевший никакой практической пользы. Ведь реальная боевая эффективность самолетов в то время была слишком мала — они, например, не могли поднять бомб, способных нанести сколько-нибудь значительные повреждения вражескому флоту. Поэтому считалось, что постройка авианосцев не только технически невозможна, но и бессмысленна. С другой стороны, производить разведку и корректировать огонь артиллерии авиация могла уже тогда — что делало перспективными попытки разместить ее на кораблях.

Как сесть на корабль?

Постепенно в результате американских и британских испытаний накануне и после начала Первой мировой было установлено, что взлететь с корабельной палубы еще можно. А вот сесть на нее — задача сверхсложная (даже при достаточно низкой посадочной скорости тогдашних самолетов). Решение пришло быстро: начали использовать гидросамолеты на поплавках. Садились они на воду рядом с кораблем, после чего кранами их поднимали на палубы. Взлет производился с помощью роликов — гидросамолеты разбегались по специально построенной деревянной палубе-«аэродрому». В принципе, это тоже было не обязательно: можно было спустить самолет на воду, и он взлетал на поплавках. Так появились предшественники настоящих авианосцев — корабли, укомплектованные гидросамолетами (по-русски они тогда назывались авиаматками). Британские гидроавианосцы принимали участие в боевых действиях, в том числе против кораблей противника. Взлетные палубы монтировались и на крейсерах. За годы войны мощь авиации многократно возросла, аэропланы уже могли поднимать и бомбы, и торпеды. Стало ясно, что гидросамолеты с их массивными поплавками уступают колесным самолетам по боевым возможностям. Но как организовать посадку таких самолетов на палубу?

В составе британского флота был очень необычный корабль — полукрейсер-полуавианосец «Фьюриес». Впереди у него находился ангар для восьми самолетов и взлетная палуба, за ними — обычные для крейсера надстройки, мачты и труба, а на корме — башня с единственным орудием чудовищного калибра 456 мм (самого крупного в то время)! Взлетавшие с «Фьюриеса» аэропланы должны были приземляться на береговых аэродромах, что делало его боевую полезность сомнительной (если аэродром поблизости, то почему бы с него и не взлетать?)

Однако одному из лихих летчиков удалось приземлить свой истребитель «Сопвич» на взлетную палубу «Фьюриеса». Во время попытки повторить посадку дул сильный ветер, и самолет сломался. Следующая попытка обошлась еще дороже — аэроплан свалился в воду, а летчик утонул. После этого крейсер решили модернизировать — снять бесполезную башню и устроить на корме посадочную палубу. Увы, и после реконструкции (завершившейся весной 1918 года) садиться на «Фьюриес» было страшно. Чтобы уменьшить относительную скорость самолета, корабль должен во время посадки полным ходом идти против ветра. Увы, надстройки, мачты и труба создавали на корме такие завихрения воздуха, что пилоты не знали, куда в следующий момент швырнет их хрупкую машину. Кроме того, навстречу самолету из трубы неслись клубы горячего дыма… Пилот, сажавший самолет в таких условиях, рисковал куда больше, чем любой исполнитель воздушно-акробатического трюка в цирке!

Осенью 1918 года, однако, появился «Аргус», на котором вообще не было надстроек! В авианосец решили переделать строившийся пассажирский лайнер. В верхней части палубы оборудовали ангар, крыша которого представляла собой сплошную полетную палубу. Можно представить себе, как морщились британские морские волки при виде уродливого «Аргуса» — мощный корпус, над которым не было… ничего! Однако это был первый авианосец классической компоновки, от которого принципиально не отличались его потомки, воевавшие во Второй мировой (впрочем, и самому «Аргусу» это тоже предстояло). Здесь были применены лифты для подъема самолетов из ангара, а также оригинальные устройства — тормозные аэрофинишеры в виде натянутых вдоль палубы тросов. Посадка на палубу превращалась из циркового трюка в обычное дело. Но тем временем война уже кончилась…

Эффективны ли авианосцы?

Гладкая палуба, длиной равная корпусу корабля, — отличная новость для летчиков, но у моряков она вызывала законное недоумение. Допустим, все каюты можно убрать внутрь корпуса, но ведь для эффективного управления нужен капитанский мостик и ходовая рубка, у корабля должны быть мачты, труба, наконец… Уже после окончания Первой мировой в авианосцы были перестроены однотипные «Фьюриесу» крейсеры «Глориес» и «Корейджерс». На них применили высокие, но узкие и длинные надстройки с одного борта корпуса, получившие название «острова».

В дальнейшем большинство английских и американских авианосцев были оборудованы «островами». А вот японцам понравилась гладкопалубная компоновка. Их первый авианосец «Хосё», вступивший в строй в 1922 году, имел «остров», но потом его разобрали. Три низкие трубы «Хосё» в момент взлета и посадки самолетов могли откидываться на 90 градусов и смотреть не вверх, а в сторону. В дальнейшем на многих японских авианосцах трубы были жестко закреплены в горизонтальном положении и дымили вбок. «Острова» на этих авианосцах либо были совсем миниатюрными, либо их не было вообще.

Период между мировыми войнами прошел в оживленных дискуссиях между сторонниками и противниками авианосцев. В Японии палубная авиация развивалась бурно, хотя здесь в основном считали, что авианесущие корабли не могут самостоятельно решать исход сражений и ядром боевой эскадры по-прежнему должны быть линкоры. Зато палубные летчики японского флота имели возможность оттачивать свое мастерство в тянувшейся с 1937 года войне в Китае (где на стороне китайцев воевали в том числе и советские пилоты на советских самолетах). Там же был испытан морской истребитель «Зеро», долгое время остававшийся лучшим в мире.

В США многие прогрессивно мыслящие адмиралы отдавали должное новому виду морских вооружений. Там были построены самые большие авианосцы этого периода — «Лексингтон» и «Саратога», авиагруппа каждого из них насчитывала около 80 самолетов! В Штатах регулярно организовывались флотские учения с использованием палубной авиации. Сценарии учений были оригинальны: например, в 1938 году «вражеские пилоты» с авианосца «Саратога» сумели «разбомбить» шлюзы Панамского канала. Не единожды (в первый раз — уже в 1928 году!) американские авианосцы, изображая силы условного противника, успешно атаковали Пёрл-Харбор. Увы, должных выводов из этих учебных атак сделано не было…

Начало Второй мировой войны и ее первые морские сражения между Англией и Германией, казалось, подтвердили правоту тех военных, которые без энтузиазма оценивали боевой потенциал авианосцев. Дело в том, что англичане, пионеры морской авиации, за межвоенный период значительно отстали в ее развитии. На британских авианосцах базировались устаревшие истребители и торпедоносцы. Пикировщиков не было вовсе — их функции выполняли истребители-бомбардировщики, причем имелись они только на самом крупном авианосце «Арк Ройял». К тому же использовались авианосцы первоначально для поиска и уничтожения подводных лодок. Через две недели после начала войны в результате такой «охоты» охотник превратился в дичь: немецкая субмарина U-29 двумя торпедами потопила авианосец «Корейджерс». Однотипный «Глориес» ушел на дно в следующем году: немецкие линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» потопили его в Северном море. Атака оказалась внезапной, и англичане даже не успели подготовить свои самолеты. Военные теоретики чесали затылки: стало быть, пушки на морских просторах по-прежнему сильнее авиабомб?

Триумф палубной авиации

Сомнения скептиков развеяли японцы. Начиная с 1941 года американский флот базировался на Гавайских островах, в Пёрл-Харборе, чтобы оказывать «сдерживающее» влияние на Японию. Между тем военные стратеги Страны восходящего солнца во главе с адмиралом Ямамото увидели в этом реальную возможность покончить с мощным Тихоокеанским флотом США одним ударом.

План операции был разработан тщательнейшим образом. Были даже сконструированы специальные авиаторпеды, пригодные к использованию в мелководной гавани Пёрл-Харбора. Все корабли шедшего к Гавайям ударного соединения сохраняли полное радиомолчание, в то же время специальные радиостанции в Японии вели радиообмен, который должен был создать эффект пребывания этих кораблей в родных портах. Правда, американцы сумели перехватить и расшифровать ноту об объявлении войны, присланную из Токио в японское посольство в Вашингтоне. А дальше сработала обоюдная расхлябанность.

Японские посольские чины слишком долго расшифровывали и готовили ноту и в конце концов вручили ее позже нужного срока — уже тогда, когда на Пёрл-Харбор падали бомбы. Из-за этого страну обвинили в вероломном нападении. Для японцев, высоко чтивших старинные понятия о воинской чести, это обвинение было не пустым звуком (в отличие, скажем, от Гитлера, всегда нападавшего без предупреждения).

Разгильдяйство американцев обернулось не только моральным ударом, но и человеческими жертвами и материальными потерями. Президент Рузвельт и его помощники, получив расшифровку перехваченной ноты, сделали верный вывод об объекте предстоящей японской атаки. На Гавайи было послано предупреждение, которое там просто-напросто затерялось…

Утром 7 декабря 1941 года началась эра господства палубной авиации на океанских просторах. Внезапная атака Перл-Харбора была образцовой и показала могучие возможности авианосных соединений. С четырех японских авианосцев с разницей в 1 час 15 минут поднялись две атакующих волны. Американский флот атаковали пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы (некоторые из них несли бомбы). Их прикрывали истребители «Зеро», не дававшие «поднять голову» американским летчикам. В фильме «Пёрл-Харбор» рассказана красивая история двух хороших парней, взлетевших под непрерывной бомбежкой и всыпавших узкоглазым агрессорам. Но она, без сомнения, является порождением фантазии авторов сценария. В реальном бою большая часть американских истребителей была уничтожена на аэродромах, а те, кто все же сумел подняться в воздух, были тут же сбиты. Японцы потеряли около 30 самолетов из-за зенитного огня, но эти потери были ничтожны по сравнению с достигнутым эффектом. Все восемь стоявших в гавани американских линкоров были либо повреждены, либо потоплены — это ли не убедительное доказательство эффективности действий авианосной авиации? А может быть, все дело в том, что корабли стояли в гавани и не готовились к вражеской атаке?

Через три дня после разгрома Пёрл-Харбора японские самолеты возле побережья Малайи отправили на дно два мощных британских корабля — линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс». Правда, потопившие их бомбардировщики и торпедоносцы взлетели не с палубы, а с берегового аэродрома. Тем не менее было получено доказательство того, что самолеты могут топить готовые к бою и маневрирующие в открытом море корабли.

Триумфальные для Японии первые полгода тихоокеанской войны показали, что авианосцы являются главным инструментом победы как на суше, так и на море. «Плавучие аэродромы» японцев появлялись там, где нужно было поддержать десантные операции или атаковать корабли. Характерно, что единственное поражение в этот период японские войска потерпели при атаке острова Уэйк — для этой операции не смогли выделить авианосец (их было в тот момент всего шесть). В результате всего лишь четыре имевшихся на острове американских истребителя, подвесив мелкокалиберные бомбы, сумели повредить два японских крейсера и потопить эсминец! Стоило в окрестностях Уэйка появиться двум авианосцам, как сопротивление его защитников было подавлено, а сам остров был захвачен японским десантом.

За первый период войны японцам удалось потопить множество кораблей, в том числе два авианосца противника — один британский и один американский.

Возмездие

Казалось, в руках мудрых восточных стратегов новое оружие, палубная авиация, было доведено до совершенства. Именно японцы впервые применили тактику массированных атак авиагрупп нескольких авианосцев, неизменно приносившую успех. Но в США быстро сделали необходимые выводы.

Была начата программа строительства авианосцев, оснащенных по последнему слову техники, в том числе и мощными радиолокационными установками. Авианесущие корабли разных типов стали, по сути дела, серийной продукцией и начали сходить со стапелей десятками. Япония, обладавшая гораздо меньшим промышленным потенциалом, так быстро строить авианосцы не могла.

Важные меры были приняты и в области подготовки пилотов. Дело в том, что, несмотря на имевшуюся в этот период эффективную систему аэрофинишеров (из самолета выпускался трос с крюком, цеплявшийся за натянутые поперек палубы канаты), посадка на авианосец все еще была искусством сродни цирковому. А если в этот момент твой корабль еще и атакуют? Кроме того, действовавшим на океанских просторах пилотам нужны были и особые навыки ориентирования. В общем, морская авиация была элитной — летчик со слабой подготовкой не имел здесь шансов выжить.

В США, однако, опытных пилотов постоянно отзывали из района боевых действий и направляли инструкторами в специальные школы. В результате настоящих асов у них было меньше, чем у японцев, но зато действующий флот постоянно пополнялся квалифицированными кадрами. Японский пилот обычно летал и воевал вплоть до своей смерти в бою, никакой ротации предусмотрено не было. Поэтому, когда лучшие экипажи выбыли из строя, заменить их можно было только неопытными юнцами. Эффективной системы подготовки пополнения в японцы так и не создали, поэтому все больше их летчиков в силу слабого мастерства годились лишь на роль камикадзе…

Летом 1942 года вырождение японской морской авиации еще не было заметно, и командование императорского флота подготовило амбициозную операцию по захвату атолла Мидуэй, где располагалась американская база. В ударное соединение входили четыре авианосца с самыми опытными пилотами, которым противостояли лишь два американских и слабая авиация самой базы. Но все сложилось вопреки логике и соотношению сил.

Японская авиация нанесла успешный удар по Мидуэю. Истребители прикрытия отбивали вялые атаки базовой авиации, а о том, есть ли поблизости американские авианосцы, командующий эскадрой адмирал Нагумо не знал. Он распорядился снять со своих находящихся в резерве самолетов торпеды и подготовить их ко второй атаке береговых целей. В этот момент поступило сообщение об обнаружении американской эскадры. Стали снимать бомбы и снова подвешивать торпеды. Здесь же стояли емкости с бензином для дозаправки. Очень некстати стали возвращаться атаковавшие Мидуэй эскадрильи с пустыми баками, их нужно было сажать и дозаправлять. Это породило чудовищную неразбериху на палубах японских кораблей. И тут появились самолеты с белыми звездами на крыльях…

Истребители прикрытия сбили все низко летевшие американские торпедоносцы. Но у адмирала Нагумо не было радиолокаторов, которые могли бы предупредить, что на большой высоте к его соединению приближаются пикирующие бомбардировщики. Пикируя вниз на цели и точно сбрасывая бомбы, американцы поразили врага в тот момент, когда он был наиболее уязвим. Полетные палубы кораблей Нагумо были забиты дозаправлявшимися и принимавшими новый боекомплект самолетами. Сразу же вспыхнули пожары, и бороться за спасение авианосцев стало практически невозможно. Лишь одному авианосцу из четырех удалось избежать этой атаки, но и он вскоре был потоплен. В итоге на дно пошли «Акаги», «Кага», Сорю" и «Хирю» — все авианосцы, атаковавшие Пёрл-Харбор. Вместе с ними погибли лучшие японские летчики и наиболее квалифицированный технический персонал. От этого поражения императорский флот уже никогда не сумел оправиться.

Япония показала, насколько острым может быть авианосный меч. Однако уже через полгода после Пёрл-Харбора он был у нее перехвачен — и вплоть до конца войны находился в американских руках.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с popmech.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • const0E
          • волны
          • успех
          • меч
          • охота
          • самолет
          • школа
          • волк
          • остров
          • истребитель
          • море
          • искусство
          • корабль
          • германия
          • англия
          • флот
          • китай
          • бензин
          • солнце
          • кран
          • цирк
          • япония
          • башня
          • гавайи
          • гитлер
          • учения
          • эксперименты
          • токио
          • дороги
          • бомбардировщик
          • строительство
          • артиллерия
          • бомба
          • звезда
          • реконструкция
          • вашингтон
          • эсминец
          • руки
          • подводная лодка
          • нападение
          • авианосец
          • война
          • америка
          • пожар
          • вода
          • домен popmech.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции