html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Ил-14Т - Голубая мечта

Ил-14Т - Голубая мечта
Ил-14Т  s/n 147001647 на Тушинском аэродроме в лучах вечернего заката


ВСТУПЛЕНИЕ
     

   С самого детства Тушинский аэродром был местом моего постоянного пребывания.  На нём я впервые прикоснулся к летательному аппарату, впервые поднялся в небо.  В Тушино я впервые вблизи увидел самолёт!
   Потихоньку знакомясь с разными гранями авиации я для себя постепенно фильтровал, что мне очень интересно, что менее.  И направлял все свои силы в ту область, где  я мог больше всего реализоваться.  А хотелось и летать и ухаживать за своим летательным аппаратом.  Именно поэтому я выбрал малую авиацию.  Именно здесь я могу летать столько сколько мне хочется, ковыряться с самолётом тоже, сколько хочется - я делаю это с любовью и огромным удовольствием.  Но что-же дальше?  
   Моё внимание на Тушинском аэродроме привлёк серо-голубой гигант.  Ил-14Т прочитал я на его борту. 
   Сначала он гордо стоял на центральной стоянке, рядом с двумя красавцами Ан-26, потом один Ан-26 распилили на металлолом, а гиганта перекатили сначала в один угол стоянок, потом в другой, а потом и вовсе кинули в траве.  Мне его было безумно жалко.  Такой большой, красивый, гордый самолёт вдруг стал никому не нужен.
Прошлая жизнь
 
   Но почему?  Почему? Ведь он был прекрасным самолётом, честно служил людям, старался из-зо всех сил,  а тут все про него забыли. На аэродроме проходили праздники, подвипивший народ лазил по самолёту, ломая закрылки, по которым взбирались на крыло, крутя винт и громя всё оборудование внутри самолёта...   Несколько раз я сгонял народ, ломавший самолёт.  Меня искренне не понимали - почему я так возмущался, ведь он же не чей, его можно ломать!   Но что я мог сделать в тот момент?  Хозяина я не знал, как найти тоже не представлял....  А самолёт погибал.  Когда же он оказался на краю аэродрома, брошенный и открытый я решил - Хватит!  Нельзя просто так, равнодушно дать ему умереть!  Надо сделать всё, что можно, но сохранить этого красавца.

Глядя на эту улыбающуюся мордашку - устаять невозможно.

       Подбил ребят - договорились с аэродромной пожарной машиной и потихоньку отбуксировали его поближе к нашим мастерским.
В тот момент я восстанавливал только что приобретённую Cessna-150G в дальнейшим "ВЖИК" и в перерывах между работой любовался гордым профилем "Илюши".  Какой же он большой - думал я,  а может не такой уж и большой, просто это моё такое восприятие - говорил внутри другой голос.  В общем, самолёт стоял уже не брошенный - двери были закрыты на новый замок, выбитые иллюминаторы - заделаны фанерой, все болты, гайки, штоки цилиндров снаружи фюзеляжа были обмазаны отработанным маслом.  Народ, пытавшийся на него залезть уже начинал оглядываться и при окрике тут же ретировался. 
   Первый шажок был сделан - самолёт больше не грабили и бомжи в нём не ночевали.

    ВЖИК был сделан и улетел.  Что-же дальше?
   Первые три года я был полностью поглощён учёбой полётов на ВЖИКе.  Но внутри мне что-то не давало спокойствия.  Меня тянуло в Тушино к "Илюше".   И чем чаще я находился у него, тем чувство страха перед его размерами становилось всё меньше и меньше.  Ну и что, что у него размах крыла больше 30метров, а каждый мотор по 1900 л.с. ?  Да, много!  Да, большой, ну и что дальше? 
А может попробовать, восстановить?   Да как?  Кто его отдаст?  За что взяться?  В нём столько систем!  А какие внутри разрушения!
Ладно, говорил второй голос, не паникуй - давай разложим всё по полочкам.  Ты же инженер.  Вспомни, как на дипломе однокашники рисовали аэробусы.  Вспомни ангар МАИ, препарированный Су-27 или МиГ-21 с военной кафедры.  Ведь там систем не меньше и ничего страшного....
   Ладно, посмотрю ка я его повнимательнее, изучу литературу.
   Облазив весь самолёт и проштудировав литературу, которой оказалось достаточно много по Ил-14, я пришёл к выводу, что вообще-то повреждения не очень серьёзны, а конструкция самолёта и его систем достаточно проста и доступна для моего уровня.  При этом чем больше я вникал в этот самолёт, тем больше он вызывал восхищения и уважения.  Его конструкция была проста и в тоже время гениальна.  Возможности самолёта тоже восхищали!
   В процессе работы над вопросом выяснился хозяин самолёта - Федерация Любителей Авиации.
   Ну что - надо браться решил я.  Друзья смотрели на меня, как на сумасшедшего....  Да и ладно!  Очень уж мне хотелось почувствовать этот аппарат в воздухе в своих руках!

   После некоторого общения с президентом ФЛА - Виктором Васильевичем Заболотским, было принято решение передать этот самолёт мне и моему другу Владимиру (Vovacii) - человеку, увлечённому небом и самолётами.

    Итак, работы начались!  Время мы выбрали, как нельзя более "удачное" - декабрь 2010г. 

   Дальнейшее моё повествование из разряда лирического вступления плавно перейдёт в унылую, а может и не совсем унылую, хронологию восстановления нашего Илюши.    Что-бы было не очень нудно, я постараюсь разбавить текст фотографиями и описанием проводимых работ и мероприятий.

Предварительный план работ:

  1. Собрать всю литературу по самолёту.
  2. Оценить примерный объём работ по системам.
  3. Найти донора.
  4. Оформить документы на признание данного самолёта уникальным историческим экземпляром для придания ему статуса памятника, охраняемого государством.
  5. Выполнить демонтаж рулевых поверхностей для дальнейшего ремонта.
  6. Собрать коллектив единомышленников, желающих оказать любую посильную помощь в деле восстановления и последующей эксплуатации.
Ремонт рулевых поверхностей

18 декабря 2010г.  Демонтаж элеронов
Выполнен силами 2 человек в течении 2 часов
Элерон подвешен к крылу на пяти ушковых болтах диаметром 12 мм. К элерону подходят 2 тяги управления. На правом элероне установлен триммер, управление которым осуществляется электромеханизмом расположеным в носке элерона.


21 декабря 2010г.  Перевозка элеронов в АВИОН (МАИ) для проведения ремонта

Крылья от Cessna-150 я на Волге уже возил, однако элероны от Ил-14 оказались несколько длиннее Волги.
( размах одного элерона - 6,2м, площадь - 7,2 м2, вес одного элерона 30 кг )

02-03 января 2011г. демонтаж закрылков
Расстыковав гидроцилиндр выпуска закрылков и синхронизирующую тягу, а также сняв качалки выпуска закрылков с кинематического замка, закрылки были аккуратно выпущены и сняты.
(размах закрылков 18,8м, площадь 15,79м2, вес одного закрылка около 53 кг)

выпущенный закрылок снятый закрылок
 Помощники    

Ура!  К нам присоединилась команда авиареставраторов из Монино!   Это группа энтузиастов, восстанавливающая экспозицию Монинского авиамузея.  Ребята приехали на Тушинский аэродром и целый день "прыгали" вокруг самолёта. Самолёт это почувствовал и с радостью распахнул перед нами все лючки и капоты.  Спасибо огромное, за ту неоценимую помощь, что Вы оказываете. С такими помощниками - самолёт точно полетит! 



Марго промывает и смазывает замки капотов Володя отворачивает винты крепления хвостового обтекателя Обсуждение технических моментов
Марго в кабине радиста Ил-14Т с открытыми капотами АШ-82Т на Ил-14Т
     


03 января 2011г. 
  • Подготовились к снятию хвостового оперения
  • Демонтировали остатки радиооборудования и передали его в Монинский музей

06 января 2011г. 
Демонтаж хвостового обтекателя и руля высоты.
   19:00 - только закончили работу.  Нелегко нам даётся хвост Илюши. 
Только в 14:00 удалось снять хвостовой обтекатель.  3 января оставили на одном винте, думали за 15 мин снимем.  Пришли в 11:00, накинулись.  По закону подлости винт закис, и его удалось удалить только с помощью болгарки.  Вот оно счастье, близко!  А в руки не даётся. Обтекатель как прирос. Похоже его не снимали лет 20 как минимум.  
Но за дело взялись Олег с Денисом.  Изготовив огромное количество маленьких деревянных клиньев и забив их по периметру - обтекатель удалось снять.
Олег с Денисом забивают клинья клинья забиты обтекатель пошёл

Нашему взору открылась силовая ферма для буксировки планеров.  Наш Ил-14Т оборудован таким устройством, допускающим буксировку планеров взлётной массой до 7 тонн.  А также неутешительный вид повреждённого хвостового шпангоута.  Соскочивший с упоров руль направления проломил качалкой шпангоут.  В некоторых местах наблюдается начавшаяся коррозия.  Придётся проводить серьёзный ремонт.
буксировочная ферма хвостовой шпангоут

Предварительно изучив литературу и созвонившись с нашим генеральным консультантом Олегом Овсянниковым из АВИОНа приступили к снятию рулей высоты. Первым делом - пометили и зафиксировали троса триммеров рулей высоты. 
На Ил-14 на каждой половинке руля высоты имеется свой триммер, приводящийся в действие с помощью 2 мм троса.  На механизме триммера установлен барабанчик.  Троса расстыковываются в фюзеляже и снимаются вместе с половинками РВ.  Очень важно не дать провиснуть проводке в фюзеляже, дабы исключить её соскакивание с барабана в кабине пилотов.
Далее отогрев и отмочив ВД-40 кронштейны навески рулей, сначала сняли болты крепления двух средних кронштейнов, расконтрили и отвернули гайку кореного кронштейна навески, попытались расконтрить и вывернуть концевой болт...  закис он намертво.  Пришлось пойти несколько иным путём и снять руль высоты вместе с коренным кронштейном навески.

А в это время супруга Владимира - Марина готовила и кормила нас необыкновенно вкусным шашлыком, делала нам чай и кофе.  В общем окружила нас настоящей женской заботой.
Также, сегодня в самолёте было сделано газовое отопление.  Работа и отдых внутри самолёта стали по настоящему комфортным. Появились разговорчики, что неплохо бы уже и диванчик поставить.
отопление


За иллюминатором наступила ночь.
Сегодня нам удалось снять только одну половину руля высоты.  Завтра снимем вторую.  А пока надо все узлы законсервировать.


07 января 2011г  Демонтаж левого руля высоты.

Сегодня встретились с Олегом и демонтировали левый руль высоты


10 января 2011г. Попытка снятия руля направления, демонтаж электропроводки и очистка самолёта от льда.

В Москву пришла оттепель.  Температура за бортом 0...+2 градуса.
Крайний день новогодних каникул - собрались поработать.  Планировали демонтировать руль направления.  Не получилось. Провозились с верхним узлом навески весь день.  Потребуется ещё один день!  Стопорный винт приржавел к основному болту.
Илюшу освободили от корки льда. 
Провели демонтаж электропроводки.  И пожарили шашлыки.

Олег проявлял бесстрашие - работая на 8 метровой высоте.  Ребята - завидное терпение, аккуратно снимая электропроводку.
 

верхний узел навески руля направления шашлыки
верхний узел навески руля направления   жарим шашлыки

Проблематичный узел
 
 
 Киль Ил-14  Верхний узел навески РН, концевые узлы навески РВ


Панорама с верхней точки самолёта:
 



Ремонт электросистемы
Мои папа согласился помочь разобраться с электросистемой самолёта и восстановить её.  А повреждения у неё очень значительные.   Самолёт подвергся варварскому вырезанию электропроводки на цветмет.

блок АЗС в кабине радиста
Мой папа Обрезанная электропроводка Блок АЗС в кабине радиста

Гидровоздушная система Ил-14


Гидравлическая система самолёта предназначена для приведения в действие механизмов уборки и выпуска:
  •  шасси
  • закрылков
  • тормозов
  • автопилота
  • стеклоочистителей
Рабочее давление: 110 кг/см2 (+10; -5).
Рабочая жидкость: АМГ-10

Принципиальная схема гидровоздушной системы Ил-14
Принципиальная схема гидровоздушной системы
Монтажная схема гидровоздушной системы Ил-14

   
13.01.2011 Панель противообледенительной системы    
монтажная схема гидровоздушной системы Ил-14

Гидротрубки:

- внутренний конус 74 градуса (+-0,5)
- наружный конус на ниппелях 66 градусов

Т.е. гайка осаживает трубку на конус ниппеля.  Проверку будем проводить керосином двойным рабочим давлением, т.е. около 200 кг/см2.

13 января 2011г. Начало работ по гидросистеме самолёта, очистка кабины пилотов от старой проводки и остатков утеплителя.
Сегодня после работы мы снова собрались небольшим но дружным коллективом поработать на Ил-14Т.


Разделившись на две бригады продолжили очищать кабину и приступили разбираться с гидровоздушной системой.

Обнаруженные повреждения: <table width="200" cellspacing="1" cellpadding="1" border="1">
Что удалось установить - повреждены трубки системы автопилота (Линия давления от крана включения гидросистемы автопилота).
. 
  Под полом кабины пилотов и грузовой кабины проходит достаточно много трубопроводов. Их маркировка, для удобства определения выполнена цветными кольцами и над гидробаком установлена таблица с маркировками.
 
Маркировка трубопроводов Ручной гидронасос РГК Ручной гидронасос и пульт аварийных агрегатов


16 января 2011г. Встреча с ветеранами с 30-го завода - создателями Ил-14, работы по планеру самолёта
Сегодняшние работы были очень насыщеными. Несмотря на крепчающий мороз, приехало много друзей - помощников.  А также сегодня нас посетили ветераны, создававшие Ил-14Т.   Рассказали о годах, когда 30-й завод выпускал Ил-14, а потом и Ил-18. Осмотрели Тушинский Ил-14Т, выслушали наш план работ,дали советы по восстановлению.
Проводив ветеранов мы распределившись по системам, отсекам и приступили к работам.
Ветераны осматривают Ил-14Т
«Ветераны осматривают Ил-14Т» на Яндекс.Фотках
Ветераны осматривают Ил-14Т
«Ветераны осматривают Ил-14Т» на Яндекс.Фотках

Павел с Катериной  отогрели, высушили, смазали и законсервировали верхние лючки на левом крыле, а также пару лючков на фюзеляже. Лючки на замках при этом открывали, а лючки на болтиках не трогали, замазывали сверху.
На левом крыле не хватает двух лючков заливных горловин топливных баков, на правом - одного. На левом крыле резиновые крышки на пробках целы, на правом их нет(открывал не все лючки, так что по правому крылу - предварительно)

Сняли размеры для изготовления проставки под крыльевые подъёмники.

Андрей, Миша и Федя открыли люк фотооборудования. Высверлили на люке заклёпки правой рояльной петли, так как штырь петли не хотел выходить. Открыли, сняли оборудование АРК, выполнили демонтаж повреждённого гидропровода.  Длина повреждённого участка 111 см.
Миша вскрывает люк фотоотсека
«Миша вскрывает люк фотоотсека» на Яндекс.Фотках
Хвост Ил-14Т
«Хвост Ил-14Т» на Яндекс.Фотках
Хвостовой обтекатель Ил-14Т
«Хвостовой обтекатель Ил-14Т» на Яндекс.Фотках
Ребята снова провели огромный объём работ по демонтажу старой проводки радиооборудования из кабин и очистке старого утеплителя при помощи дрели с нейлоновой щеткой и вручную. Почти полностью очистили один отсек из трех, один из оставших очищен процентов на 60%, второй максимум на 10%.

Продолжили работы по демонтажу руля направления.  Пока продвигаемся очень медленно. 

Осмотрели гидросистему на предмет повреждений, слили отстой из гидросистемы с 5 фильтров.

Разные фото из жизни самолёта
26.12.2010 - в ледяном плену 26.12.2010 - проковыряли дырочку из сугроба 26.12.2010 - Электрофикация самолёта
26.12.2010  Обживаем самолёт 26.12.2010 Грузовой салон 26.12.2010 Кабина пилотов


Ссылки на различные источники информации:
  1. Мой фотоальбом Ил-14 на Yandex: http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/album/72147/
  2. "Ремонт самолёта Ил-14": https://docs.google.com/leaf?id=0ByHpVWzslCiCZDYyNzVmZDQtYzA3Mi00YmViLWI3NTktZTk2NDJkZjk0ZjRl&hl=ru&authkey=CJqJz7wO
  3. "Конструкция и эксплуатация Ил-14": https://docs.google.com/leaf?id=0ByHpVWzslCiCNDY5NDU5OTAtNTViYy00ZWE2LWJjYjctZjlhNDM4ZjJiYjgw&hl=ru&authkey=CK3i3pMN
  4. "Мотор АШ-82ФР": https://docs.google.com/leaf?id=0ByHpVWzslCiCNjMzZTJlOWItMDllOS00NzBjLThlMjItOWIwNDZlZTRkMWUy&hl=ru&authkey=CJePtZEC
  5. SAON - зеркало на форуме: http://www.saon.ru/forum/viewtopic.php?f=1&t=4543
  6. REAA - зеркало на форуме: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1294076926/0#1
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

194
    +176 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • BASE94
          • домен vulkan-avia.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции