html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

6 ошибок, которые губят пространство школы

К архитектурному дизайну образовательных помещений массовое отношение на постсоветском пространстве не меняется уже много лет — минимум индивидуальности, максимум утилитарности. Есть где сидеть? Есть окна-двери? Лампочки горят электрические? Вот и хорошо. А комфорт, эстетика, функциональность — это, может быть, со временем само придёт. 

На постсоветском пространстве сейчас создаётся не так много нетиповых школьных проектов. Можно назвать UWC Dilijan, Международную школу Казани, Центр образования «Царицыно» в совхозе им. Ленина, Хорошевскую гимназию («Хорошколу»), проектируемые «Умную школу» и «Летово». Пока что единичные случаи. 

Вот слова Алексея Муратова, куратора КБ «Стрелка» (одного из крупнейших государственных подрядчиков в сфере урбанизма):

quote_image

Все школы, выполненные по индивидуальным архитектурным проектам, проектируются в основном на деньги частных инвесторов, государство выпускает типовые проекты. Хотя, в России, как и во всем мире, идет активный поиск новых архитектурных решений для школ, которые, по сути, становятся вторым домом для учеников на девять-одиннадцать лет.

Алексей Муратов

Если с дизайном личного пространства сегодня всё более-менее понятно — есть уже сформированные правила работы с помещениями, развитая колористика, определившиеся интерьерные стили, работающие принципы зонирования — то с дизайном образовательных пространств всё не так однозначно. Сложно увидеть ошибки и откровенно устаревшие идеи, если ты в этом пространстве находишься каждый день. 

Поэтому так важно собрать в одном месте те подходы к архитектурному дизайну школы, которые использовать уже грешно. 

Ошибка № 1. Использовать яркие цвета и иллюстрации в интерьере

Очень часто в стремлении обновить или декорировать помещение на стенах появляются масштабные полотна на заданную тематику — например, природа, сказочные персонажи и сцены, животные и так далее. Почему это плохо? Потому что, во-первых, это уже готовое решение, которое никак творчески не переосмыслить, а, во-вторых, такое решение откровенно утомляет уже через короткое время. 

left_image
Вот так не очень хорошо
(источник:vefire.tomsk.ru)
left_image
И так тоже

Что с этим делать? Использовать гармоничную, приглушённую цветовую палитру благородных тонов. Яркими цветами можно маркировать отдельные зоны (например, игровую) и кодировать пространства (например, использовать полосы разного цвета на прозрачных дверях). Главное — стены помещения должны служить фоном для проявления детской активности и творчества. Они должны не затмевать детей, а наоборот, подчёркивать их деятельность. Главное украшение школы — дети и их работы, а не художественное оформление.

image_image
Это типовая школа № 53 Приморского района г. Санкт-Петербурга, и здесь подошли к цветовым решениям хорошо, исходя из небольшого бюджета.
(источник: lamcdn.net)
image_image
Центр образования «Царицыно», Совхоз им. Ленина
(источник: lamcdn.net)

Ошибка № 2. Ограничить задачу помещения одной функцией 

Самая популярная расстановка парт в классе — фронтальная: стоящие в три ряда парты перед главной сценой — доской. Самый популярный вид коридора — длинное помещение с дверями по одну сторону и окнами по другую. Так мы ограничиваем класс одной единственной функцией — сидеть на строго определённом стуле, а коридор — другой единственной функцией — либо ходить по строго заданной траектории, либо сидеть в специально назначенном месте. А почему в коридоре нельзя, например, полежать и почитать? Любое помещение в школе призвано быть многофункциональным, расширяющим пространство возможностей, а не ограничивающим его. 

image_image
Типичный школьный коридор
(источник: 2proraba.com)
image_image
Типичный школьный кабинет
(источник: oren.ru)

Что с этим делать? Мебель в помещении должна быть прежде всего мобильной, чтобы из нескольких предметов можно было быстро составить разные комбинации — для индивидуальной или групповой работы, для презентаций и выступлений, для дискуссий и мастер-классов. Коридор вообще должен перестать исполнять роль перехода из одного места в другое, а превратиться в обширную зону отдыха, развлечений и развития. Здесь есть место и для уютных гнёздышек с приглушённым светом, и для больших мягких зон для целой компании. Здесь могут быть стеллажи с книгами и настольными играми, стол для тенниса, шведская стенка. Главное — максимально насыщать пространство, при этом не нарушая общей цветовой и стилистической гармонии.

image_image
Школьный кабинет в Центре образования «Царицыно»
(источник: lamcdn.net)
image_image
Международная школа Казани
(источник: cs8.pikabu.ru)
Ошибка № 3. Ограничить места для детей в инвалидных колясках

Нарисовать жёлтую полосу на полу, указывающую движение коляски, и такой же жёлтой полосой оградить пространство вокруг парты в классе — это не включение ребёнка в единое пространство школы, а лишь имитация. Таким способом можно лишь запереть ученика в клетке тех мест, которые предназначены «специально для него». А кто-то при этом думает о том, как ему из этого места выбраться? 

image_image
(источник: ds37.seversk.ru)

Что с этим делать? Чтобы сделать среду действительно доступной для всех, можно для начала сесть в инвалидную коляску, попробовать подняться на крыльцо и открыть самостоятельно дверь. Так можно выяснить множество тонкостей, на которые в иных условиях и внимания не обратишь — не слишком ли тугой доводчик у двери, не слишком ли высоко расположена ручка, не слишком ли крутой подъём. Внутри здания тоже есть о чём позаботиться помимо жёлтых прямоугольников: нет ли высоких порогов, тяжёлых дверей, узких проходов. Вот когда человеку в коляске не придётся думать о преодолении преград, тогда пространство и можно назвать по-настоящему доступным. 

image_image
Расположение объектов должно быть таким, чтобы не приходилось задумываться, куда посадить ребёнка с ограниченными возможностями
(источник: txsource.com)
Ошибка № 4. Сделать помещения единообразными

Под единообразием в стандартном понимании скрывается банальная скука. Пол везде одного цвета. Двери и окна — одного размера, фактуры и цвета. Мебель одинаковая, чтобы никто не ссорился. Расположение мебели тоже. А ведь сложность среды — это один из факторов оценки уровня стимулирующей функции пространства. Учебная среда должна этой функцией обладать — стимулировать своих жителей к творчеству, к движению, к взаимодействию. 

image_image
Одинаковые парты в ряд, одинаковые стулья, деревянные шкафы в задней части помещения. Всё как всегда. 
(источник: static.wixstatic.com)

Что с этим делать? Подумать, как можно усложнить среду, не нарушив её функциональности и эстетики. Сделать её неоднородной, с разными текстурами, цветами разной насыщенности, разными зонами, структурно организованными и горизонтально (зоны в одной плоскости), и вертикально (подиумы, вторые уровни и так далее). Двух одинаковых классов в школе быть вообще не должно! 

image_image
Школа UWC Dilijan в Армении
(источник: i.archi.ru)
Ошибка № 5. Оставить стены непроницаемыми

Переходим к незыблемому — к школьным кабинетам. Самый жизнеспособный вариант организации помещений на сегодня — это площадь, ограниченная бетонными стенами.

image_image
Вот стены, вот окна, а вот и двери
(источник: school276.ru)

Что с этим делать? Стены пора раскрывать. Например, стены, прилегающие к общему пространству, можно сделать прозрачными (полностью или частично), заменить массивными колоннами с прозрачными перегородками. Да хотя бы просто сделать двери со стеклом. Прозрачность создаёт внутреннее единство. 

image_image
Международная школа Казани
(источник: cdn5.img.ria.ru)
Ошибка № 6. Свести всё к покраске стен

Никакая реновация не может осуществляться за счёт простых косметических операций над уже существующим. Это такая же иллюзия изменений, как и в случае с лже-инклюзией. Если в здании идёт подготовка к капитальному ремонту, последнее, что нужно сделать — это определяться с маркой и цветом новой краски. 

image_image
Это пример плохого дизайн-проекта. Весёлые цвета ничего не изменили и ничего в себе не несут.
(источник: 4.bp.blogspot.com)

Что с этим делать? Вообще ещё на этапе планирования ремонтных работ хорошо бы подумать, какие структурные изменения позволяет провести бюджет. Если денег не очень много, можно обойтись простыми решениями — прорубить окна из класса в коридор, поработать над цветовым зонированием и маркировкой, соорудить простые подиумы. В общем смысле Артемий Лебедев в своём руководстве по оформлению школ ориентировался именно на более-менее бюджетные изменения, хотя некоторые решения можно назвать спорными (например, готовые орнаменты для стен). Если же планируется полная архитектурная реновация, главное правило, о котором нужно помнить, сводится к следующему: образовательное пространство должно быть комфортным, открытым и разнообразным.

Задавать вопросы необходимо к каждому элементу пространства: если это подиум, то зачем он здесь, что на нём будет находиться, какую роль он играет, не будет ли он никому мешать? Если дизайнерский проект акцент ставит на декоративных решениях и не осмысляет функциональность пространства — это неправильный проект.

image_image
Проект Хорошевской гимназии
(источник: i.archi.ru)
image_image
Проект открытого класса в Центре образования «Царицыно»
(источник: s0.rbk.ru)
Бонус. Что ещё почитать
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с newtonew.com

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • newtonew
          • подборка
          • домен newtonew.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции