html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

5 фильмов, помогающих посмотреть на паспорт по-новому • Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы

5 фильмов, помогающих посмотреть на паспорт по-новому

Джек Николсон меняет паспорт, Ален Делон подделывает подпись, Мэтт Деймон становится Джудом Лоу — и другие выдающиеся актеры меняют личность 

 Леонид Марантиди

«Профессия: репортер» Микеланджело Антониони (1975)


Кадр из фильма «Профессия: репортер» © Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), Compagnia Cinematografica Champion, Les Films Concordia
О чем

В пустой гостинице посреди африканской пустыни репортер Дэвид Локк обна­руживает случайного знакомого Дэвида Робертсона мертвым и, вос­поль­зовав­шись моментом и решив начать новую жизнь, меняет фотографии в их паспор­тах. Так Дэвид Локк умрет по документам, а в реальности — превратится в Ро­берт­сона, у которого не было «ни семьи, ни друзей, а только несколько обяза­тельств и больное серд­це». Пер­вое же из обязательств, обнаруженное в запис­ной книжке покой­ника, приводит Локка–Робертсона к чертежам оружия, в которых сам он ни­чего тол­ком не по­ни­мает, кроме того, что кому-то они явно очень нужны.

Почему стоит смотреть

«Все мы однажды хотели бы избавиться от себя», — говорит Антониони о за­мысле своего фильма. Ему вторит его герой: «Я сбежал от всего — от жены, от дома, от приемного ребенка, от успешной работы, — от всего, кроме не­сколь­­ких вредных привычек, от которых сбежать не смог». Дело, конечно, не в том, от чего не удалось избавиться, а в том, что невозможно приобрести.

1 / 2
Кадр из фильма «Профессия: репортер»© Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), Compagnia Cinematografica Champion, Les Films Concordia
2 / 2
Кадр из фильма «Профессия: репортер»© Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), Compagnia Cinematografica Champion, Les Films Concordia

Фильм «Профессия-репортер» снят в фирменном антониониевском жанре «ложный детектив»: герой классического детектива действует, рискуя жизнью, потому что имеет четкую, понятную и ему, и зрителю цель, — здесь же, при­своив себе чужую личность, персонаж Джека Николсона последовательно вос­произ­во­дит все действия героя детектива, но даже перед лицом смертельной опас­но­сти остается профессиональным наблюдателем за реальностью, репор­те­ром. Какие-то повстанцы благодарят его за то, что он им помогает, какие-то суро­вые люди пытаются его убить. То те, то другие направляют его то в Бар­селону, то в Танжер. И уже не важно, зовут его Дэвид Локк или Дэвид Роберт­сон: на лице все время отчетливо читается обреченное «Что я здесь делаю?», и едва ли на этот вопрос можно ответить, сменив имя, место жительства или даже судьбу.

«На ярком солнце» Рене Клемана (1960) / «Талантливый мистер Рипли» Энтони Мингелла (1999)

Кадр из фильма «Талантливый мистер Рипли» © Paramount Pictures, Miramax Films
О чем

Бедный, но предприимчивый юноша Том Рипли подрабатывает то тут, то там безликой обслугой. Случай сводит его с магнатом Гербертом Гринлифом, кото­рый нанимает Тома для деликатного дела: он должен уговорить вернуться до­мой его сына Дики, который папиным судоходным верфям предпочитает топ­чан на берегу Средиземного моря. Том едет в Европу, но так очаровывается краси­вой беспечной жизнью, Италией, да и самим Дики, что уже сам не хочет возвращаться. Перенимая стиль жизни Дики Гринлифа, он перемещается вместе с ним с виллы в Монджебелло на джазовый фестиваль в Сан-Ремо — и понимает, что в его собственной жизни ничего подобного не будет. Но, к сча­стью для Тома, он смог перенять не только манеры своего нового друга, но и за­вла­деть его доку­ментами.

Почему стоит смотреть

Первая экранизация детектива Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рип­ли» — «На ярком солнце» — стала путевкой в большое кино для 25-летнего Алена Делона. Именно Клеман создал этот образ, чистую форму, из которой впо­след­ствии дюжина великих режиссеров, от Антониони до Мельвиля, взяла все, что им было ну­жно: герой безупречной красоты, для которого убийство — лишь еще один способ добиться своей цели. В отличие от героя Николсона в «Профессии-репортер», герой Делона в деталях знает человека, которым дол­жен стать: у него должна быть вот эта женщина и безлимитный банковский счет. Человек пробивает себе место в жизни дерзостью и талантом. И что поде­лать, если твой главный талант — выдавать себя за другого?

1 / 5
Кадр из фильма «На ярком солнце­­­»© Robert et Raymond Hakim, Paris Films Production, Titanus, Paritalia
2 / 5
Кадр из фильма «На ярком солнце­­­»© Robert et Raymond Hakim, Paris Films Production, Titanus, Paritalia
3 / 5
Кадр из фильма «Талантливый мистер Рипли»© Paramount Pictures, Miramax Films
4 / 5
Кадр из фильма «Талантливый мистер Рипли»© Paramount Pictures, Miramax Films
5 / 5
Кадр из фильма «Талантливый мистер Рипли»© Paramount Pictures, Miramax Films

Через сорок лет, в экранизации Энтони Мингеллы, Рипли играет Мэтт Деймон, и здесь уже сам герой представляет собой только то, что ему самому нужно в дан­ный момент. Кто он такой, остается загадкой не только для зрителя, но и для него самого, вживающегося в роль до степени хамелеона, когда в об­щении с любым человеком проявляются его же черты. Не случайно в старом фильме Ален Делон долго тренируется подделывать в документах чужую под­пись, а у персонажа Деймона это выходит как бы само собой. Присваивая себе чужую личность, герой не бежит от себя — он пытается стать хоть кем-то. И по­степенно в сюжете классического нуарного детектива обнаруживается зловещая глубина: если соскрести с себя все, что ты сам про себя насочинял, ничего не останется. Документы только обманут: это не твое лицо, это кто-то похожий, но не ты.

«Паспорт» Георгия Данелии (1990)

Кадр из фильма «Паспорт» © Госкино, «Мосфильм», Passport Production, «Ритм»
О чем

Грузин Мераб, провожая в аэропорту брата в эмиграцию, хочет дернуть с ним на прощание шампанского, но алкоголь продается только в дьюти-фри: в СССР сухой закон. Недолго думая Мераб берет документы брата, чтобы сбегать на пять минут через границу. Вернуться он сможет только через несколько лет — уже совершенно другим человеком.

Почему стоит смотреть

В кинематографе Данелии человек, конечно, не мог бы найти счастья на чуж­бине. «Паспорт» вообще задумывался эдаким «Мимино-2»: любимые герои за бугром, как у Балабанова во втором «Брате». Главная роль писалась для Вах­танга Кикабидзе, но это не устроило продюсеров. Заменить Кикабидзе согла­сился Николас Кейдж (превратности и чудеса перестроечного кинопроиз­вод­ства), но в итоге французские инвесторы настояли, чтобы грузина, уехав­шего из СССР через Австрию в Израиль, играл все-таки француз (опять же преврат­ности перестроечного кино). Вряд ли Жерар Дармон до конца понял, куда он попал и кого сыграл — а что значит быть советским человеком без паспорта, и вправду трудно объяснить иностранцу, — но растерянное выраже­ние лица, которое он пронес через весь фильм, оказалось как нельзя кстати для этой истории.

1 / 2
Кадр из фильма «Паспорт»© Госкино, Мосфильм, Passport Production, Ритм
2 / 2
Кадр из фильма «Паспорт»© Госкино, Мосфильм, Passport Production, Ритм

Советский сюжет «Вышел за выпивкой — попал в свободную Европу» превра­ща­ется в полнометражную комическую Одиссею, потому что советский чело­век в мире, где «всё есть», выжить не может. Местным правилам он не обучен, все принимают его за агента КГБ, а из очередной передряги он вообще выйдет израильским шпионом. Самим собой оставаться здесь невоз­можно, да и опас­но — потому что кому ты такой тут нужен? Если раньше человек с советским паспортом не мог выехать в свободную Европу, то теперь, имея на руках выезд­ную визу, он не может из нее выбраться. Свобода оберну­лась тюрьмой, совет­ский человек возвращается на родину с поднятыми вверх руками. Шел 1990-й, родине оставалось жить всего год. Советским паспортам (а уж тем более совет­ским людям) — куда больше.

«Гавр» Аки Каурисмяки (2011)

Кадр из фильма «Гавр» © Sputnik Oy, Pyramide Productions, Pandora Film
О чем

Каждый день беженцы из разоренных войной и голодом стран, закопавшись в уголь на какой-нибудь барже, приезжают в тихие портовые города Европы. Большинству в итоге приходится ожидать милости от государства, которое может развернуть их обратно на верную гибель. Но кому-то посчастливилось встретиться с простыми маленькими людьми, которые, повинуясь врожден­ному инстинкту, протягивают им руку помощи. Лозунг про пролетариев всех стран соединяется с крылатым «Мы сделаем это!» — главным девизом Европы времен миграционного кризиса.

Почему стоит смотреть

Китаец Чанг показывает свой липовый паспорт другу-французу: «На самом деле я не китаец, я из Вьетнама. Я приехал cюда 12 лет назад на крыше поезда. Восемь лет платил за регистрацию в базе данных. Теперь у меня есть и пенсия, и страховка. Я помогаю семье. А еще я могу голосовать. Я счастливый человек. Но я — не он. Хотя ты можешь называть меня Чангом, я уже привык». Чанга действительно все продолжили называть Чангом, его запоздалое признание ничего не изменило. Паспорта (как, впрочем, и государственные границы) — инструменты бездушной государственной машины. Этой машине, по Каурис­мя­ки, противостоит естественная солидарность трудящихся — движущая сила всех его фильмов.

1 / 3
Кадр из фильма «Гавр»© Sputnik Oy, Pyramide Productions, Pandora Film
2 / 3
Кадр из фильма Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды». 2017 годOy Bufo Ab, Sputnik Oy, Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF)
3 / 3
Кадр из фильма Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды». 2017 годOy Bufo Ab, Sputnik Oy, Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF)

В «По ту сторону надежды» (2017), второй части будущей трилогии  Каурисмяки объявил, что снимет «портовую трилогию», при этом на втором фильме сооб­щил об уходе из кино. Будет ли трилогия завершена, неизвестно., вьетна­мец превратится в сирийца, а молодой хакер за пять минут сделает сирийцу фин­ские документы. Зачем в таком случае этот ваш паспортный стол? Выбери себе имя и оставайся человеком — вот и все требования. Поэтому здесь мигран­ты хоть из Африки, хоть из Алеппо тысячами выбрасывают свои доку­менты в океан. «В Средиземном море свидетельств о рождении больше, чем рыбы. Человека без документов так просто не депортируешь». Да и какие документы, если, бежав от бомбежек, скрываясь на какой-то барже, груженной углем, они на­конец достигли своего рая? Конечно, это не настоящая Европа, они при­еха­ли в вымышленную, десятилетиями шлифуемую утопию режиссера Каурис­мяки. Но даже без всяких смертельных опасностей, ради того, чтобы там оказаться, можно и вправду забыть об имени и гражданстве как об уста­ревших условностях.

«Досье на 51-го» Мишеля Девиля (1978)

Кадр из фильма «Досье на 51-го» © Eléfilm, Maran Film, Philippe Dussart S.a.r.l., Société Française de Production (SFP)
О чем

У неназванной спецслужбы есть туманные стратегические цели в вымышлен­ной стране третьего мира, поэтому спецслужбе требуется завербовать француз­ского дипломата. Но компромат на дипломата никак не находится, несмотря на усилия всех отделов. Символичность спецоперации придает тот факт, что отделы названы в честь римских богов. Хотя учитывая, что у них в секретных агентах ходит вся Европа (от чиновника до домработницы), есть вероятность, что это боги используют методы спецслужб, чтобы шантажировать и карать людей. Для удобства этим людям дают не имена, а порядковые номера, один из которых вынесен в название.

Почему стоит смотреть

Название фильма полностью соответствует его содержанию. Перед нами нату­рально досье, кинодокумент в самом прямом смысле этого слова. Весь фильм (притом что это один из самых увлекательных шпионских фильмов на свете) нам показывают только документы, директивы, рисунки, письма, записи прослушки и отрывки из тайной съемки. Последние сняты субъектив­ной ка­мерой  Субъективная камера — прием в кине­ма­тографе, когда действие показано от пер­вого лица., а значит, мы не видим даже самих агентов — разве что на мгно­вение в зеркале. Лицо главного героя мы тоже сможем увидеть лишь на неско­лько секунд перед финалом. Это не просто виртуозный даже по нынешним време­нам форма­лизм — это идеальная разведывательная тактика. Лицо всегда может солгать, а лич­ные вещи — никогда.

1 / 2
Кадр из фильма «Досье на 51-го»© Eléfilm, Maran Film, Philippe Dussart S.a.r.l., Société Française de Production (SFP)
2 / 2
Кадр из фильма «Досье на 51-го»© Eléfilm, Maran Film, Philippe Dussart S.a.r.l., Société Française de Production (SFP)

К концу фильма мы будем знать о герое даже то, что он сам о себе предпочел забыть. И все это — на основе нескольких бумажек, вытащенных из кошелька. Все пошло в ход: черновики писем, картинки на открытках, царапины на фото­гра­фиях. Единственное, что не пригодилось, — это удостоверение личности. В ключевой сцене его достают первым и демонстративно откладывают в сторо­ну. Опытный шпион понимает: чтобы узнать, что за человек перед тобой, не смот­ри в его паспорт — ищи в соседних карманах.  

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с arzamas.academy

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • arzamas
          • ссср
          • подборка
          • домен arzamas.academy

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции