html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Покорители трясины: Рейд

Картина, которая запоминается более всего, — полтора десятка квадроциклов, более чем наполовину утонувших в жидкой грязи. Кажется, что они стоят, что они сошли с дистанции, но нет — все по-прежнему в гонке, можно сказать, едут с ветерком. Просто добраться до контрольной точки можно только через болото — настоящее, мшистое, идущее волнами и затягивающее вниз, стоит на него ступить

Это безумие называется Can-Am Trophy Russia — открытая внедорожная серия, проходящая под девизом «Никаких автомобилей, только квадроциклы!» Девиз справедливый — четырехколесные «проходимцы» нельзя смешивать ни с мотоциклами, ни с внедорожниками: отдельный класс и никак иначе.

В принципе, гонки на квадроциклах можно привязать к мотоспортивным состязаниям, но честной такую привязку не назовешь. Естественно: проходимость квадроцикла гораздо выше, чем у его двухколесного собрата, ипрямая конкуренция между ними невозможна. Поэтому в данном случае можно провести прямую биологическую ассоциацию: есть царство животных, есть царство растений, и есть маленькое, но гордое царство грибов. Так же и здесь: есть автоспорт, есть мотоспорт, есть маленький, но гордый квадроспорт. Сегодня он находится в фазе бурного развития. Серия, организованная компанией Rosan (официальным дистрибьютором техники BRP Can-Am в России), по сути является высококлассным чемпионатом европейского уровня.

Первый этап Can-Am Trophy Russia 2011 прошел близ города Карабаш в Челябинской области. Мы не преминули посетить это занимательное зрелище и посмотреть на сражающихся в жидкой грязи суровых исильных мужчин.

Пункты и точки

За день до соревнований светило яркое солнце, а температура зашкаливала за +30°С. И было пыльно. Пыль — враг квадроцикла, забивает воздухозаборники, ухудшает видимость. Жижа и болото — гораздо зрелищнее, интереснее, да и прохлада переносится лучше, чем жара. В день гонки небо сжалилось над организаторами — и даже несколько переборщило. С раннего утра рванул ливень, не прекращавшийся до вечера, за сутки вылилась чуть ли не недельная норма осадков. Поэтому к старту, намеченному на 11:00, обычный березовый лес превратился в болото, а настоящая трясина набрала воды иначала дышать и колыхаться.

Чемпионат открытый. Есть квадроцикл — плати вступительный взнос и заявляйся, не проблема. Правда, нужно еще найти готового на безумства напарника: каждая команда состоит из двух участников.

Гонка делится на три спецучастка, между которыми можно отдохнуть и провести ТО «квадрика» (тут все говорят именно так). Стартуют по двое, как в классическом ралли, через равные промежутки времени. Точный момент старта засекает судья. На каждом квадроцикле — прибор GPS, на котором отмечены в определенной последовательности контрольные точки (КТ) и контрольные пункты (КП); гонщик должен миновать их все, чтобы трасса была засчитана. Пропустил одну точку или пункт — штрафное время, десять часов за каждый пропуск. С учетом того, что время одного спецучастка составляет для лидеров порядка двух с половиной часов, такой штраф однозначно выбрасывает нерадивого пилота из компании призеров.

И КТ, и КП представляют собой размещенные в труднопроходимой лесной чаще, или прямо в болоте, или посреди речного русла приборы-фиксаторы. Достаточно проехать в радиусе 50 м от прибора контрольной точки, и он фиксирует время прохождения. А вот мимо прибора на контрольном пункте проскочить на скорости нельзя — нужно подъехать непосредственно к красному флажку и приложить свой чип (он прикреплен к квадроциклу, чтобы не было искушения добраться до трудного места пешком). Для чего такие сложности? Для зрителей. Обычно КП расположены в местах, более или менее доступных для наблюдателя, например вблизи автодороги. Необходимость добраться непосредственно до фиксатора заметно увеличивает зрелищность. Есть и еще один вид точек — запрещенные (Z). Они тоже отмечены на карте, и в радиусе 25 м от них проезжать категорически запрещено. Такими точками обозначают, например, мостики над ручьями — чтобы квадроциклист не искал легких путей.

Мы стояли около КП-1 (всего на первом спецучастке их было четыре), расположенного на крошечном островке стабильности среди колышущегося болотного моря. Первые два участника успешно донеслись до фиксатора по мшистому ковру. Но уже третий, непредусмотрительно поехав по чужим следам, провалился, а за ним четвертый, пятый…

Вот тут-то и можно сделать вывод: трофи — это не гонка на слепую скорость, не испытание мощности или выносливости. Это гонка для тех, кто умеет считать и думать, ориентирование на местности вкупе с умением быстро оценить обстановку. Прибор GPS дает немалую погрешность — от 30 до 50 м, и ведет пилота не точно к следующей КТ, а примерно в ее направлении. Таким образом, добравшись до точки, нужно еще поплутать и поискать ее. Поэтому маршрут укаждого свой. А в районе контрольных пунктов этот маршрут сливается в одну колею, и здесь начинаются настоящие сложности.

Грязища! Ура, грязища!

Более полусотни участников должны подъехать к одному и тому же месту, и каждый следующий разбивает колею еще более. Побеждает не самый быстрый и мощный, а самый хитрый. Например, на моих глазах завал из шести завязших намертво квадроциклов команда умельцев объехала… по воде. Ребята просто посчитали, что полуметровая речка явно проще для прохождения, чем разбитая болотистая колея, — и не прогадали.

Технических хитростей хватает. Во многих случаях ведущую роль играет лебедка — устройство, обязательно присутствующее на каждом квадроцикле. Например, нужно преодолеть болотце, на противоположном берегу которого растут деревья. Гонщик разгоняется, максимально далеко забирается в трясину, затем слезает с «квадрика», добирается с лебедкой до другого берега (порой по грудь в грязи) и вытаскивает своего железного коня. Лебедку, кстати, не сматывают, а просто накручивают в размотанном состоянии на «кенгурятник» — для ускорения процесса.

Часто приходится пользоваться командной тактикой. Один проскакивает на скорости, а затем лебедкой вытягивает другого, завязшего. Прекрасную картину наблюдал я на втором КП: первый завяз насмерть, второй разогнался и просто-таки врезался тому в заднюю часть. Успешно: протолкнул на твердую землю. Распространен такой прием: разогнать квадроцикл, и когда земли под колесами уже нет, спрыгнуть с него. Гонщик в амуниции весит порядка 100 кг, такое облегчение часто позволяет пройти сложнейшие участки.

Для того чтобы квадроцикл «выжил» в гонке, он серьезно модернизируется. На серийную машину ставят усиленные рычаги подвески, спортивные внедорожные колеса ит. д. Обязательный элемент — защита двигателя, подвески и мостов: часто приходится подминать кусты идеревья, да и камни «ловятся» регулярно.

Чемпион 2010 года в классе ATV-open Антон Власюк (и победитель гонки в Карабаше) говорит: «Укаждой марки свои доработки. Модернизировать нужно любой квадроцикл, даже позиционируемый производителем как внедорожный, спортивный и экстремальный. Менее всего приходится модернизировать, как ни странно, ‘Ямах'. Но это зависит в первую очередь от участника. Иной на ‘Ямахе' вообще ездить не может, ему Can-Am или Polaris в сто раз ближе и роднее».

Классы, типы, виды

В серии Can-Am Trophy Russia пять зачетных классов: ATV-original (стандартные квадроциклы), ATV-open (специально подготовленные квадроциклы), SSV-original (стандартные мотовездеходы side-by-side), SSV-open (модернизированные мотовездеходы side-by-side), SSV-women (женские экипажи на мотовездеходах side-by-side). Side-by-side- не слишком распространенный в России вид транспорта. По сути это небольшой вездеход на базе квадроцикла, только двухместный и с нор-

мальным круглым рулевым колесом. В отличие от зачета ATV, команда мотовездеходников состоит из одного экипажа, штурман сидит рядом с водителем. Поэтому если уж SSV застревает, никакого напарника, способного помочь, нет.

Правда, в Карабаше женский зачет с треском провалился — не набралось должного количества смелых участниц. Впрочем, это новый класс и уже на втором этапе (в начале августа в Татарстане) прекрасного пола среди участников будет гораздо больше, обещают организаторы.

Если говорить о марках, то в отличие от многих «внутренних» соревнований производителей, в Can-Am Trophy Russia принимают участие все квадроциклы — не только Can-Am, но и Yamaha, CFmoto, Honda, Suzuki, Polaris. Именно по подобным трофи можно судить о качестве и выносливости машин. Некоторым приходится бороться не столько с трассой, сколько с техникой. Зато производитель, чей квадроцикл показал хорошие результаты, может потом похвастаться: а вот мы отлично показали себя в Can-Am Trophy, «порвали» конкурентов. И самое главное, что честнее теста не найти. Выбираете квадроцикл? Загляните в таблицу победителей трофи. Она не соврет. Правда, нужно учитывать и то, что выигрывает не машина, а гонщик. «Посадите хорошего пилота, — говорил кто-то из организаторов, — на самый плохой квадроцикл, так он все равно первым приедет…»

В принципе, закончить гонку можно даже пешком. Вездеход side-by-side

одной из команд сломался окончательно чуть ли не в 20 км от базы. Дошли, что делать. И даже были зафиксированы как финишировавшие, пусть и с пропуском большинства контрольных точек.

История об энтузиазме

Собственно, у истоков серии стоит, как это бывает почти всегда, энтузиазм одного человека — Андрея Красилова, чемпиона России по трофи на квадроциклах 2007 года. Вступив в должность генерального директора компании Rosan, он сразу же принялся за развитие любимого вида спорта, и в 2010 году прошел первый чемпионат Can-Am Trophy Russia (годом ранее проходила одиночная гонка Can-Am Trophy). В том чемпионате приняло участие 96 спортсменов, а в текущем году уже первый этап собрал почти 70 участников. Организатором карабашского этапа выступил Екатеринбургский off-road-клуб во главе с Олегом Майоровым.

Стоит подчеркнуть, что Can-Am Trophy Russia позиционируется как сугубо частный чемпионат для любителей (что не мешает профессионалам принимать в нем участие). Безусловно, существует и официальный чемпионат России по трофи на ATV, но серия Can-Am от него никак не зависит. Это совершенно правильный принцип: именно большое количество независимых серий ведет к наибыстрейшему развитию любого вида спорта. Посмотреть хотя бы на США: автоспорт там развит как нигде в мире, поскольку конкурирующих между собой чемпионатов в различных автоспортивных дисциплинах несколько сотен!

И потому пожелаем удачи Андрею Красилову, компании Rosan и Can-Am Trophy Russia. Проторенных дорог квадроциклисты не ищут, но это у них в крови. Они и по бездорожью пройдут, мы не сомневаемся.

Side-by-side: Для русского уха термин «мотовездеход side-by-side» не очень привычен

Впрочем, в Европе такое средство транспорта чаще всего называют UTV (Utility Task Vehicle, «транспорт для хозяйственных нужд») или ROV (Recreational Off highway Vehicle, «транспорт для внедорожного отдыха»). В принципе, это просто маленький внедорожник с мотоциклетным силовым агрегатом.

В то время как квадроцикл все-таки чуть ближе к мотоциклетной технике, ROV сходен покомпоновке с автомобилем. Включение класса ROV в зачет квадроциклетной гонки целиком и полностью оправдано: в других сегментах технического спорта «сайд-бай-сайды» смотрелись бы белыми воронами.

Порядок играет роль!

Карабашский этап — линейная гонка, проходить ее контрольные точки можно только в строго определенном порядке.

Если миновать сначала десятую, а потом девятую точку, то девятая не будет засчитана, нет даже смысла к ней возвращаться. Бывают также гонки в стиле свободного GPS-ориентирования, где порядок прохождения КТ роли не играет.

Обязательный тюнинг

Все усовершенствования, которым требуется подвергнуть серийный квадроцикл для участия в трофи-рейдах, можно подразделить на следующие группы:

Установка лебедки

Профессионалы предпочитают мощные устройства с усилием до 3000 фунтов (1360 кг). Трос может быть как металлическим, так и кевларовым — лишь бы выдерживал нагрузки. В принципе, на таком тросе можно подвесить к горизонтальной ветке дерева не то что один квадроцикл, а целых три;

Навигационные приборы

Требования просты — чтобы «не глючил» и был прост в управлении. Плюс монитор должен быть не слишком маленьким и легко очищаемым от грязи. Желательно, чтобы навигатор мог питаться и от сети, и от батареек: тогда он сможет определить позицию, даже если мотор заглох;

Спортивная резина

Колеса ставятся в зависимости от личных предпочтений и условий, ожидаемых на трассе. Что хорошо для грязи, то плохо для песка, поэтому в каждом случае выбор индивидуален. Чаще всего ставят увеличенные относительно серийных колеса;

защита днища Бывает алюминиевая и пластиковая. Позволяет квадроциклу подминать под себя небольшие деревья и кусты, легко проходить каменистые участки, скользить «на брюхе» по снегу, не застревая;

Мелкая модернизация

Устанавливают дополнительные фары для ночных гонок, лебедочные блоки для уменьшения нагрузки, поплавки из камер и мячей для придания плавучести, дополнительный аккумулятор и т. д.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с popmech.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • zaberg
          • волны
          • polaris
          • лес
          • чемпионат
          • мост
          • растения
          • глаза
          • выборы
          • мужчины
          • море
          • батарейки
          • тюнинг
          • russia
          • brp
          • навигатор
          • ковёр
          • солнце
          • грудь
          • россия
          • внедорожник
          • картины
          • деревья
          • болото
          • европа
          • штраф
          • дороги
          • ралли
          • ребёнок
          • монитор
          • квадроцикл
          • америка
          • небо
          • гонки
          • грибы
          • песок
          • вода
          • домен popmech.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции